Советский штурмовик Ил-102, особенности и характеристика

Штурмовик Ил-102

Самолет Ил-102 представляет собой экспериментальный советский тяжелый штурмовик, который является глубокой модернизацией Ил-40. Работа над проектом началась в 1972 году.

Рассмотрим более подробно советский тяжелый штурмовик Ил-102, его историю создания, летно-технические характеристики, особенности конструкции, эксплуатацию самолета.

История создания

Работу над проектом начали с 1972 года.

Воздушный аппарат планировали воссоздать с классической для штурмовиков оборонительной пушечной установкой. Также по плану рассчитывали, что совместное применение радиопомех и ИК-ловушек эффективно скажется на общей боевой обороне. На самолет в оборонительных целях хотели установить пушку ГШ-23Л. Штурмовым оружием планировали использовать подвижную пушку 30 мм, которая устанавливалась в двух положениях: горизонтально и под углом.

Советский штурмовик Ил-102

Весь процесс работ был довольно-таки медлительным из-за нехватки средств и, грубо говоря, полулегального разрешения на самолет. Хоть руководители Министерства обороны были против разработки Ил-102, отдавая предпочтение программе Т8, все же смотрели сквозь пальцы на то, что ОКБ не прекратило тратить силы и время на создание штурмовика. В начале 1982 года самолет наконец-таки построили.

В конце января самолет осмотрели главком ВВС и министр авиационной промышленности. Хоть они и благосклонно отнеслись к новой машине, Министерство обороны так и не одобрило проект. Министр обороны лично запретил дальнейшую проектировку, сделав выговор Г. Новожилову, однако работы продолжали вести. Проект для конспирации переименовали в опытно-экспериментальный самолет-1 (ОЭС-1). Испытания летного типа для большей скрытности решили осуществлять в Белоруссии. И 25 сентября 82 года Ил-102 впервые поднялся в небо. Его пилотировал главный пилот ОКБ С. Блызнюк – заслуженный летчик-испытатель.

За период с 1982 по 1984 год на самолете выполнили более 250 полетов. Практически ни разу на самолете не произошло ни одной поломки или отказа двигателя. Штурмовик показал себя очень маневренным. В конце 1984 года его переправили на ЛИИ МАП в городе Жуковский. Там же его и законсервировали в ангаре. Дело в том, что к тому времени наладили широкомасштабное производство истребителя Су-25, который практически во всем, кроме оборонительно-стрелкового вооружения, превосходил Ил-102.

Схема самолета

Спустя два года проект пытались возобновить, но из-за смены политической ситуации и недостаточного финансирования его закрыли. Еще раз его показали на Московском авиасалоне в 1992 году. Там он обрел кратковременную популярность. Спустя малое количество времени о проекте забыли вовсе.

Особенности конструкции Ил-102

  • Фюзеляж — типа полумонокок. Гермокабины летчика и бортового стрелка размещены в центральной части фюзеляжа, между которыми размещены топливные баки. По бокам хвостовой части фюзеляжа установлены два аэродинамических тормоза. Фонари кабин летчика и стрелка образованы плоскими бронестеклами.
  • Крыло — стреловидное, двухлонжеронное. В крыле размещаются грузоотсеки для бомбового вооружения. Крыло имеет закрылок, занимающий 2/3 размаха, и двухсекционные интерцепторы.
  • Шасси — трехопорное. Основные опоры двухколесные, снабженные пневматиками низкого давления, что позволяет эксплуатировать штурмовик с грунтовых аэродромов. Передняя стойка убирается в фюзеляж поворотом назад. Основные стойки убираются в крыльевые гондолы поворотом вперед.
  • Система спасения — катапультные кресла, обеспечивающие покидание самолета на нулевой скорости и высоте. Система спасения экипажа — синхронное катапультирование, одностороннего действия: летчик катапультируясь сам, автоматически катапультирует стрелка.
  • Двигатели — два ТРДД РД-33И (И-88) с нефорсированной тягой 2 х 5380 кгс конструкции ОКБ Изотова, являются бесфорсажным вариантом двигателя РД-33.
  • Кабина — гермокабины пилота и бортового стрелка были разделены между собой, их фонари состояли из плоских бронированных стекол, обеспечивающих защиту при ведении воздушного боя и обстрелах с земли. Главной системой безопасности стало катапультирование. Она включала в себя специальные кресла К-36Л и была синхронной. Если пилот активировал ее, то катапультировался сразу вместе со стрелком. Окончательный вариант оборудования кабин не был утвержден, так как самолет не получил статус государственного заказа. По замыслу конструкторов, в кабине стрелка должны были присутствовать прицельная система КПС-53А, а также радиолокационные приборы со специальными антеннами. У пилота список оборудования включал коллиматорный прицел модели С-17БЦ, установки для разведки и обнаружения, а также различные средства связи с командованием или другой авиацией.

Вооружение штурмовика

На борту планировалось разместить пушку 9А-4071К, оснащенную боекомплектом на 500 снарядов калибра 30 мм. Она должна была находиться на специальном лафете с нижней части фюзеляжа и механически переключаться между поворотами в две стороны. Если бы возникла необходимость, ее можно было легко заменить на один внешний топливный бак или бомбовый снаряд.

В хвостовой части фюзеляжа присутствовала турель с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм. Предполагалось, что к ней удастся разместить увеличенное число боезапаса, так как боекомплект можно было вытянуть на три метра к носовому отделению. Снаряды должны были подтягиваться к пушке автоматически с помощью механизма электроподтяга ленты.

На испытаниях

Бомбовая нагрузка самолета могла достигать 7200 кг, что позволяло нести достаточно вооружения для эффективного ведения боевых действий на фронте. На крыле были установлены специальные консоли с тремя отсеками, где закреплялись бомбы разных типов весом до 250 кг. На внутренние элементы подвески можно навесить до 2300 кг оружия.

Внешних узлов было 8 единиц – по три на каждом крыле и два под фюзеляжем. Их законцовки были отогнуты вниз и имели блоки для выпуска отражателей или специальных инфракрасных ловушек. На внешние элементы подвески можно было установить несколько управляемых ракет с лазерным наведением С-25Л для выполнения обстрела земли, а также для поражения воздушных целей или иные виды неуправляемых снарядов.

Тактико-технические характеристики Ил-102

Летно-технические характеристики
Модификация Ил-102
Размах крыла, м 16,90
Длина самолета, м 17,75
Высота самолета,м 5,08
Площадь крыла, м² 63,50
Масса, кг: пустого самолета — 13000;
нормальная взлетная — 18000;
максимальная взлетная — 22000
Топливо: внутреннее, кг — 3700;
в ПТБ, л — 1930
Количество и тип двигателя 2 ДТРД РД-33И
Тяга нефорсированная, кгс 2 х 5320
Максимальная скорость, км/ч 950
Перегоночная дальность, км 3000
Практическая дальность, км 1000
Практическая дальность на большой скорости, км 750-800
Боевой радиус действия, км 250-300
Практический потолок, м 10000
Экипаж, чел 2
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 × 30 мм пушка 9А-4071К (500 патронов) поворотная в вертикальной плоскости, сдвоенная;
1 × 23-мм пушка ГШ-23 (60 патронов, 2400-3200 выстр/мин) в подвижной кормовой установке
Точки подвески: 16 (включая 6 отсеков в крыле для бомб до 250 кг)
Боевая нагрузка, кг 7200
Управляемые ракеты: УР воздух-воздух: Р-60М, Р-73;
УР воздух-земля: Х-23, Х-25, Х-29, Х-58
Неуправляемые ракеты: всех калибров
Бомбы: свободнопадающие и корректируемые, кг до 500
Пушечные контейнеры: УАК-23-250,
СППУ-1-23

Эксплуатация и дальнейшая судьба Ил-102

В 1984 году прототип отправили в консервацию, так как на тот момент уже было запущено крупное производство Су-25, конкурировать с которым было сложно. Ил-102 имел повышенные скорость и радиус применения, мог нести в 1,5 раза больше вооружения и отличался наличием оборонительной стрелковой пушки со вторым членом экипажа, но этого было недостаточно, чтобы привлечь внимание и выдавить главного конкурента с рынка.

Памятник штурмовику

К 1986 году конструкторское бюро имени Ильюшина попыталось вновь вернуть проект к жизни, но успехом это не увенчалось. Негативную роль сыграли изменения политической ситуации в СССР, сокращение выделения денежных средств на вооруженные силы и вывод армии из Афганистана. В 1992 году Ил-102 вновь появился на публике, попав на Московский авиасалон, и даже привлек определенное внимание, но вскоре вновь был забыт. После проект окончательно закрыли.

Штурмовик Ил-102 мог стать лучшим штурмовиком, выпущенным в Советском союзе. Но несмотря на все усилия, приложенные конструкторским бюро, вывести его в серию его так и не удалось. Наибольшее влияние на это оказали наличие конкурента в лице Су-25 и жесткая позиция правительства против разрабатываемого проекта.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: