Советский истребитель И-3, подробный обзор

Истребитель И-3

И-3 представляет собой советский легкий одноместный истребитель. Он был создан в Отделе сухопутного самолетостроения Государственного авиационного завода № 1 имени Осоавиахима под руководством российского советского авиаконструктора Николая Поликарпова в 1928 году.

Самолет начали проектировать для замены устаревших боевых самолетов И-2. Истребитель И-3 является подкосным полуторапланом смешанной дерево-металло-полотняной конструкции с неубирающимся шасси. С 1929 года строился серийно и состоял на вооружении Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии.

История создания

После катастрофы с двухместным истребителем 2ИН-1 Н.Н. Поликарпова ЦКБ поручили новое задание на разработку сразу двух истребителей: двухместного и одноместного. Но вскоре у руководства ВВС сформировалось мнение о бесперспективности двухместных истребителей, а с изменением требований к новым разработкам все работы в ЦКБ были прекращены.

Зная о потребностях ВВС, руководство Авиатреста вписало в план ЦКБ проектирование одноместного истребителя И-3 с двигателем «Торнадо». 7 сентября 1926 г. состоялось совещание представителей ВВС, НТК, НИИ, ЦКБ во главе с Н.Н. Поликарповым (который являлся членом самолетной секции НТК) по согласованию технических требований к новому истребителю. После бурных дебатов основные пункты требований были утверждены.

Советский истребитель И-3

Поликарпов от имени ЦКБ отказался гарантировать их выполнение, поскольку многие характеристики не были подтверждены расчетами. Тем не менее Н.Н. Поликарпов был вынужден начать работу по созданию истребителя. К середине октября предварительный эскизный проект был готов. Расчетные летные характеристики настолько резко отличались от требований НТК, что Поликарпов счел необходимым поставить в известность руководство Авиатреста, командование ВВС и НТК о невозможности выполнить задание.

Намечался скандал, поскольку происходящее бросало тень на компетентность руководства НТК. Для проверки расчетов и преодоления разногласий 18 октября 1926 г. НТК созвал совещание представителей ВВС и ЦКБ. Согласившись с выводами Поликарпова, совещание предложило проработать новые варианты эскизного проекта. Проект разрабатывался в двух вариантах: дешевого в производстве биплана и полутораплана с более высокими данными. Было разработано несколько вариантов истребителей с различными двигателями: ИЗ-РТЗ с двигателем «Торнадо», И-3 с двигателем БМВ-VI, И-3 с двигателем М-13. При докладе Техническому Совету ЦКБ было отмечено, что ни один из вышеуказанных двигателей не является современным для установки на истребитель, так как имеют большой вес и габариты.

В феврале 1927 г. специальная комиссия НТК окончательно утвердила эскизный проект истребителя И-3 с двигателем БМВ-VI. Лицензия на этот двигатель была куплена в октябре 1927 г., и он был запущен в серийное производство в Рыбинске под обозначением М-17.

В мае был утвержден макет самолета, и началось изготовление первого образца. И-3 представлял собой одностоечный биплан, в основном деревянной конструкции. Самолет отличался весьма чистыми аэродинамическими формами. Из-за сравнительно большого веса двигателя вес И-3 заметно превышал вес других отечественных истребителей тех лет. 21 февраля 1928 г. опытный самолет И-3 совершил первый полет, пилотировал машину летчик-испытатель М.М. Громов. В ходе испытаний самолет показал самую большую для отечественных истребителей того времени скорость — 290 км/ч. Серийное производство было начато на заводе № 1.

Фото у самолета

Производство самолетов разворачивалось довольно медленно, а поставка в части ВВС из-за недоделок происходила еще медленнее. Всего было выпущено 399 машин. Первые истребители стали поступать в войска в конце 1929 г. В частях при эксплуатации истребителя возникли некоторые пожелания улучшения машины. Например, рули высоты получили роговую компенсацию, а затем и новое горизонтальное оперение.

На базе самолета И-3 создали несколько модификаций, это, прежде всего, было связано с установкой новых двигателей. Одна из этих модификаций — двухместный вариант Д-2. По своим летным данным он не уступал большинству современных одноместных истребителей. В августе 1930 г. самолет Д-2 потерпел катастрофу, и работы по нему были прекращены, хотя было принято решение о запуске машины в производство.

Особенности конструкции И-3

Согласно Краткому техническому описанию издания 1931 года, введенному в действие согласно Приказу № 331 по Военно-Воздушным Силам РККА от 20 ноября 1931 года легкий маневренный истребитель И-3 определяется как одноместный полутораплан, предназначенный к службе в качестве истребителя. Самолет смешанной деревянно-металлической конструкции, с фюзеляжем веретенообразной формы

Планер: одностоечный полутораплан, смешанной деревянно-металло-полотняной конструкции.

Фюзеляж: монококк, овального сечения двоякой кривизны, суживающийся к хвосту. Конструктивно: сосновый каркас 4 лонжерона и 13 шпангоутов.

Схема конструкции

Крылья: двухлонжеронные с расчалками, так называемого «профиля Кларк-Y». Плоскопараллельные верхнее и нижнее крылья жестко соединены продольными И-образными скошенными вперед раскосами и поперечными Х-образными диагональными расчалками, воспринимающими и компенсирующими динамические нагрузки в полете.

Верхнее крыло вынесено выше фюзеляжа на 1/4 его высоты и крепится к нему V-образными раскосами. Верхнее крыло, большее по площади, смещено на 1/2 ширины вперед относительно нижнего крыла.

Оперение смешанной конструкции: дюралюминиевое с полотном; стабилизатор — регулируемый в полете; впервые в СССР на серийной машине. Передача усилия с рычага управления на хвостовой стабилизатор механическая, — посредством металлических тросов, протянутых внутри фюзеляжа.

Двигатель М-17 — поршневой V-образный 12-цилиндровый авиационный двигатель с водяным охлаждением производства СССР. Советская копия немецкого мотора БМВ VI, который был доработан российским советским инженером Александром Микулиным и получил в производстве индекс «мотор семнадцатый» М-17.

Шасси: первоначально — два неубирающихся в полете колеса «велосипедного типа» со спицами и С-образный костыль в кормовой нижней части фюзеляжа.

Позже взамен колес «велосипедного типа» устанавливались традиционные стандартные «тарелки» 800×150 мм с пластинчатой резиновой амортизацией. Колеса крепятся жестко на раме, смонтированной на фюзеляже. Конструкция шасси и костыль позволяют эксплуатировать самолет на полевых аэродромах с твердым грунтом.

В зимнее время для взлета со снежного покрова применяются съемные лыжи свободного продольного качения от самолета-разведчика Р-1 Размер лыжи: 2,73×0,34 м.

Вал двигателя оснащен двухлопастным тянущим деревянным «винтом фиксированного шага» (ВФШ), выполненным как композитная наборная конструкция из клееной древесины. Винт рассчитан на один режим полета.

Кабина одноместная, открытая, с небольшим прозрачным козырьком в передней части для защиты пилота в полете от набегающего воздуха.

Нос самолета

На первые серийные 75 боевых машин устанавливались пулеметы «Виккерс» для синхронной стрельбы вперед по курсу полета.

Все остальные серийные истребители имели стандартное вооружение: два пулемета 7,62 мм типа «пулемет воздушный первый» ПВ-1 производства СССР, устанавливаемых неподвижно для поражения целей в передней полусфере.

Часть самолетов И-3 оснащалась бомбодержателями для двух 25-фунтовых бомб.

Для ночных полетов отдельные истребители оснащались посадочными факелами, которые устанавливались на нижней правой полуплоскости крыла.

По общей компоновке, облику и конструктивными материалами маневренный одноместный истребитель И-3 Николая Поликарпова во многом повторяет серийный самолет Fokker D.XI (советское обозначение Фоккер ФД-11) немецкого авиаконструктора Рейнхольда Платца.

Легкий одноместный немецкий истребитель-полутораплан Fokker D.XI (ФД-11) с 1922 года выпускался в СССР года по лицензии фирмы Fokker и в течение 5 лет состоял на вооружении летных частей Военно-воздушных сил РККА. К 1927 году морально и технически устарел. Ему на смену должны были поступить на вооружение воздушного флота истребитель-биплан И-3 смешанной конструкции Н. Н. Поликарпова и цельнометаллический полутораплан И-4 П. О. Сухого.

Технические характеристики И-3

Модификация   И-3
Размах крыла, м   11.00
Длина, м   8.01
Высота, м   3.35
Площадь крыла, м2   27.85
Масса, кг
  пустого самолета   1400
  нормальная взлетная   1846
Тип двигателя   1 ПД BMW VI (М-17)
Мощность, л.с.   1 х 730 (750)
Максимальная скорость , км/ч
  у земли   278
  на высоте   263
Крейсерская скорость , км/ч   246
Практическая дальность, км   585
Максимальная скороподъемность, м/мин   500
Практический потолок, м   7200
Экипаж   1
Вооружение:   два 7.62-мм пулемета ПВ-1

Серийный выпуск и эксплуатация

Серийная постройка И-3 началась в конце 1928 года. При поступлении в летные части в его конструкцию внесли изменения. На 40 самолетах из состава первой серии в 79 машин поставили рули высоты с роговой компенсацией и увеличенными углами отклонения. Другую часть самолетов из этой серии снабдили горизонтальным оперением большей площади и также с роговой аэродинамической компенсацией. В дальнейшем такое оперение ставилось на И-3, начиная с серийного № 4027. Первые 75 истребителей оснащались синхронными пулеметами «Vickers». В дальнейшем все вооружались синхронными ПВ-1. Самолет находился в серии с 1928-го по 1931 год. Всего было построено 399 машин.

В боевых действиях не участвовал. Уже в 1929 году И-3 начинают поступать в истребительные отряды Московского военного округа, Белоруссии и Украины. На начало 1933 года 34 истребителя И-3 стояли под Москвой, 37 — на Украине и 117 — в Белоруссии. После снятия с вооружения часть из них использовалась в качестве учебных.

Эксплуатация самолета

И-3 мог иметь более продолжительную историю, поскольку имел запас для модернизации, однако против него сыграла пара факторов. Первым было то, что команда конструкторов во главе с Поликарповым попала под суд, а сам Николай Николаевич работал под условным смертным приговором (это вот к слову тем кто смеется на 10 годами условного срока, в СССР и вышку условную давали). Вторым стало то, что за И-7 немцам уже заплатили, а стало быть надо строить, что бы деньги «не пропали зря».

Истребитель И-3 до начала массового производства И-5 оставался основным истребителем ВВС, но благодаря мирному времени, так и не принял участия в боевых действиях. Главным недостатком истребителя, обусловившим его уход, стала чрезмерно тяжелая деревянная конструкция, существенно превосходившая по весу И-7 (на 200 кг) и И-5 (на 500 кг). Но в течении его серийного производства, И-3 коснулись изменения довольно незначительные, в основном повышавшие его прочность и простоту изготовления. В боевых частях И-3 прослужил до 1934 года и еще пару лет отдельные машины использовались в качестве учебно-тренировочных.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: