И-3 представляет собой советский легкий одноместный истребитель. Он был создан в Отделе сухопутного самолетостроения Государственного авиационного завода № 1 имени Осоавиахима под руководством российского советского авиаконструктора Николая Поликарпова в 1928 году.
Самолет начали проектировать для замены устаревших боевых самолетов И-2. Истребитель И-3 является подкосным полуторапланом смешанной дерево-металло-полотняной конструкции с неубирающимся шасси. С 1929 года строился серийно и состоял на вооружении Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной армии.
История создания
После катастрофы с двухместным истребителем 2ИН-1 Н.Н. Поликарпова ЦКБ поручили новое задание на разработку сразу двух истребителей: двухместного и одноместного. Но вскоре у руководства ВВС сформировалось мнение о бесперспективности двухместных истребителей, а с изменением требований к новым разработкам все работы в ЦКБ были прекращены.
Зная о потребностях ВВС, руководство Авиатреста вписало в план ЦКБ проектирование одноместного истребителя И-3 с двигателем «Торнадо». 7 сентября 1926 г. состоялось совещание представителей ВВС, НТК, НИИ, ЦКБ во главе с Н.Н. Поликарповым (который являлся членом самолетной секции НТК) по согласованию технических требований к новому истребителю. После бурных дебатов основные пункты требований были утверждены.
Поликарпов от имени ЦКБ отказался гарантировать их выполнение, поскольку многие характеристики не были подтверждены расчетами. Тем не менее Н.Н. Поликарпов был вынужден начать работу по созданию истребителя. К середине октября предварительный эскизный проект был готов. Расчетные летные характеристики настолько резко отличались от требований НТК, что Поликарпов счел необходимым поставить в известность руководство Авиатреста, командование ВВС и НТК о невозможности выполнить задание.
Намечался скандал, поскольку происходящее бросало тень на компетентность руководства НТК. Для проверки расчетов и преодоления разногласий 18 октября 1926 г. НТК созвал совещание представителей ВВС и ЦКБ. Согласившись с выводами Поликарпова, совещание предложило проработать новые варианты эскизного проекта. Проект разрабатывался в двух вариантах: дешевого в производстве биплана и полутораплана с более высокими данными. Было разработано несколько вариантов истребителей с различными двигателями: ИЗ-РТЗ с двигателем «Торнадо», И-3 с двигателем БМВ-VI, И-3 с двигателем М-13. При докладе Техническому Совету ЦКБ было отмечено, что ни один из вышеуказанных двигателей не является современным для установки на истребитель, так как имеют большой вес и габариты.
В феврале 1927 г. специальная комиссия НТК окончательно утвердила эскизный проект истребителя И-3 с двигателем БМВ-VI. Лицензия на этот двигатель была куплена в октябре 1927 г., и он был запущен в серийное производство в Рыбинске под обозначением М-17.
В мае был утвержден макет самолета, и началось изготовление первого образца. И-3 представлял собой одностоечный биплан, в основном деревянной конструкции. Самолет отличался весьма чистыми аэродинамическими формами. Из-за сравнительно большого веса двигателя вес И-3 заметно превышал вес других отечественных истребителей тех лет. 21 февраля 1928 г. опытный самолет И-3 совершил первый полет, пилотировал машину летчик-испытатель М.М. Громов. В ходе испытаний самолет показал самую большую для отечественных истребителей того времени скорость — 290 км/ч. Серийное производство было начато на заводе № 1.
Производство самолетов разворачивалось довольно медленно, а поставка в части ВВС из-за недоделок происходила еще медленнее. Всего было выпущено 399 машин. Первые истребители стали поступать в войска в конце 1929 г. В частях при эксплуатации истребителя возникли некоторые пожелания улучшения машины. Например, рули высоты получили роговую компенсацию, а затем и новое горизонтальное оперение.
На базе самолета И-3 создали несколько модификаций, это, прежде всего, было связано с установкой новых двигателей. Одна из этих модификаций — двухместный вариант Д-2. По своим летным данным он не уступал большинству современных одноместных истребителей. В августе 1930 г. самолет Д-2 потерпел катастрофу, и работы по нему были прекращены, хотя было принято решение о запуске машины в производство.
Особенности конструкции И-3
Согласно Краткому техническому описанию издания 1931 года, введенному в действие согласно Приказу № 331 по Военно-Воздушным Силам РККА от 20 ноября 1931 года легкий маневренный истребитель И-3 определяется как одноместный полутораплан, предназначенный к службе в качестве истребителя. Самолет смешанной деревянно-металлической конструкции, с фюзеляжем веретенообразной формы
Планер: одностоечный полутораплан, смешанной деревянно-металло-полотняной конструкции.
Фюзеляж: монококк, овального сечения двоякой кривизны, суживающийся к хвосту. Конструктивно: сосновый каркас 4 лонжерона и 13 шпангоутов.
Крылья: двухлонжеронные с расчалками, так называемого «профиля Кларк-Y». Плоскопараллельные верхнее и нижнее крылья жестко соединены продольными И-образными скошенными вперед раскосами и поперечными Х-образными диагональными расчалками, воспринимающими и компенсирующими динамические нагрузки в полете.
Верхнее крыло вынесено выше фюзеляжа на 1/4 его высоты и крепится к нему V-образными раскосами. Верхнее крыло, большее по площади, смещено на 1/2 ширины вперед относительно нижнего крыла.
Оперение смешанной конструкции: дюралюминиевое с полотном; стабилизатор — регулируемый в полете; впервые в СССР на серийной машине. Передача усилия с рычага управления на хвостовой стабилизатор механическая, — посредством металлических тросов, протянутых внутри фюзеляжа.
Двигатель М-17 — поршневой V-образный 12-цилиндровый авиационный двигатель с водяным охлаждением производства СССР. Советская копия немецкого мотора БМВ VI, который был доработан российским советским инженером Александром Микулиным и получил в производстве индекс «мотор семнадцатый» М-17.
Шасси: первоначально — два неубирающихся в полете колеса «велосипедного типа» со спицами и С-образный костыль в кормовой нижней части фюзеляжа.
Позже взамен колес «велосипедного типа» устанавливались традиционные стандартные «тарелки» 800×150 мм с пластинчатой резиновой амортизацией. Колеса крепятся жестко на раме, смонтированной на фюзеляже. Конструкция шасси и костыль позволяют эксплуатировать самолет на полевых аэродромах с твердым грунтом.
В зимнее время для взлета со снежного покрова применяются съемные лыжи свободного продольного качения от самолета-разведчика Р-1 Размер лыжи: 2,73×0,34 м.
Вал двигателя оснащен двухлопастным тянущим деревянным «винтом фиксированного шага» (ВФШ), выполненным как композитная наборная конструкция из клееной древесины. Винт рассчитан на один режим полета.
Кабина одноместная, открытая, с небольшим прозрачным козырьком в передней части для защиты пилота в полете от набегающего воздуха.
На первые серийные 75 боевых машин устанавливались пулеметы «Виккерс» для синхронной стрельбы вперед по курсу полета.
Все остальные серийные истребители имели стандартное вооружение: два пулемета 7,62 мм типа «пулемет воздушный первый» ПВ-1 производства СССР, устанавливаемых неподвижно для поражения целей в передней полусфере.
Часть самолетов И-3 оснащалась бомбодержателями для двух 25-фунтовых бомб.
Для ночных полетов отдельные истребители оснащались посадочными факелами, которые устанавливались на нижней правой полуплоскости крыла.
По общей компоновке, облику и конструктивными материалами маневренный одноместный истребитель И-3 Николая Поликарпова во многом повторяет серийный самолет Fokker D.XI (советское обозначение Фоккер ФД-11) немецкого авиаконструктора Рейнхольда Платца.
Легкий одноместный немецкий истребитель-полутораплан Fokker D.XI (ФД-11) с 1922 года выпускался в СССР года по лицензии фирмы Fokker и в течение 5 лет состоял на вооружении летных частей Военно-воздушных сил РККА. К 1927 году морально и технически устарел. Ему на смену должны были поступить на вооружение воздушного флота истребитель-биплан И-3 смешанной конструкции Н. Н. Поликарпова и цельнометаллический полутораплан И-4 П. О. Сухого.
Технические характеристики И-3
Модификация | И-3 |
Размах крыла, м | 11.00 |
Длина, м | 8.01 |
Высота, м | 3.35 |
Площадь крыла, м2 | 27.85 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1400 |
нормальная взлетная | 1846 |
Тип двигателя | 1 ПД BMW VI (М-17) |
Мощность, л.с. | 1 х 730 (750) |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 278 |
на высоте | 263 |
Крейсерская скорость , км/ч | 246 |
Практическая дальность, км | 585 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 500 |
Практический потолок, м | 7200 |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | два 7.62-мм пулемета ПВ-1 |
Серийный выпуск и эксплуатация
Серийная постройка И-3 началась в конце 1928 года. При поступлении в летные части в его конструкцию внесли изменения. На 40 самолетах из состава первой серии в 79 машин поставили рули высоты с роговой компенсацией и увеличенными углами отклонения. Другую часть самолетов из этой серии снабдили горизонтальным оперением большей площади и также с роговой аэродинамической компенсацией. В дальнейшем такое оперение ставилось на И-3, начиная с серийного № 4027. Первые 75 истребителей оснащались синхронными пулеметами «Vickers». В дальнейшем все вооружались синхронными ПВ-1. Самолет находился в серии с 1928-го по 1931 год. Всего было построено 399 машин.
В боевых действиях не участвовал. Уже в 1929 году И-3 начинают поступать в истребительные отряды Московского военного округа, Белоруссии и Украины. На начало 1933 года 34 истребителя И-3 стояли под Москвой, 37 — на Украине и 117 — в Белоруссии. После снятия с вооружения часть из них использовалась в качестве учебных.
И-3 мог иметь более продолжительную историю, поскольку имел запас для модернизации, однако против него сыграла пара факторов. Первым было то, что команда конструкторов во главе с Поликарповым попала под суд, а сам Николай Николаевич работал под условным смертным приговором (это вот к слову тем кто смеется на 10 годами условного срока, в СССР и вышку условную давали). Вторым стало то, что за И-7 немцам уже заплатили, а стало быть надо строить, что бы деньги «не пропали зря».
Истребитель И-3 до начала массового производства И-5 оставался основным истребителем ВВС, но благодаря мирному времени, так и не принял участия в боевых действиях. Главным недостатком истребителя, обусловившим его уход, стала чрезмерно тяжелая деревянная конструкция, существенно превосходившая по весу И-7 (на 200 кг) и И-5 (на 500 кг). Но в течении его серийного производства, И-3 коснулись изменения довольно незначительные, в основном повышавшие его прочность и простоту изготовления. В боевых частях И-3 прослужил до 1934 года и еще пару лет отдельные машины использовались в качестве учебно-тренировочных.