И-2 представляет собой истребитель-биплан. Он является первым советским истребителем собственной конструкции в Советском Союзе. Истребитель И-2 был разработан Дмитрием Григоровичем.
Свой первый полет совершил 4 ноября 1924 года, пилотируемый летчиком Александром Жуковым. Истребитель состоял на вооружении строевых летных частей Военно-воздушных сил РККА. Рассмотрим более подробно советский истребитель И-2, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию самолета.
История создания
Конструктора Д.П. Григоровича можно по праву считать создателем первого серийного истребителя в СССР. Он оказался единственным в послереволюционной России конструктором, обладающим не только именем, но и опытом. В январе 1923 г. на московском авиазаводе № 1 (бывший «Дуке») образовалось конструкторское бюро. Первое время его руководителем был Н.Н. Поликарпов, однако уже в феврале на эту должность назначили Д.П. Григоровича.
Отношение к нему было подчеркнуто благожелательным, связано это было с широкой известностью создателя знаменитых летающих лодок М-5 и М-9. Оба начальника — старый и новый — выдвинули свои концепции будущего истребителя. Практически параллельно разрабатывались две машины, обе под американские двигатели «Либерти», производство которых под обозначением М-5 разворачивалось в стране. Но если создание самолета Григоровича велось как официальная опытная работа, то машина Поликарпова строилась инициативно, исключительно в нерабочее время и даже по ночам.
Опытный истребитель Григоровича представлял собой нормальный биплан деревянной конструкции с крыльями небольшой стреловидности. Самолет получил название И-1, поскольку с весны 1923 г. для обозначения разрабатываемых самолетов-истребителей в СССР начали использовать заглавную букву И. Постройка И-1 завершилась в октябре 1923 г. При испытаниях самолет не показал ожидаемых результатов, скорость оказалась равной лишь 230 км/ч. Однако самолет считался опытным, поэтому с самого начала испытаний он подвергался многочисленным переделкам и изменениям. Отчаявшись довести свой И-1 до требуемого уровня путем мелких переделок, Григорович решился на радикальный шаг — разработку нового самолета, но с теми же размерами и под тот же двигатель.
Постройка нового самолета И-2 началась 1 февраля 1924 г., а уже 6 сентября он был готов. Самолет представлял собой одномоторный биплан смешанной конструкции. Бипланная коробка состояла из крыльев одинакового размаха, без выноса и поперечного V, с центральной И-образной стойкой. 4 ноября летчик-испытатель А.И. Жуков впервые поднял машину в воздух. Показанные отличные летные данные были достигнуты ценой некоторого ущерба для эксплуатации. Летчик Жуков после шести полетов отказался продолжать испытания из-за «ненормального» поведения машины в воздухе. Продолжившие испытания летчики-испытатели М.М. Громов и В.Н. Филиппов, наоборот, хвалили машину. Но они забраковали кабину, поскольку она была чрезвычайно мала и неудобна. После ряда доработок, но все еще с некоторыми недостатками самолет был запущен в серийное производство. Военные, хоть и принимали самолеты, настойчиво требовали продолжить совершенствование машины.
Следующая машина И-2бис несколько отличалась от опытной. На ней была увеличена прочность отдельных узлов, пересмотрена технология постройки, расширена кабина летчика. Среди заметных внешних отличий — новые стойки бипланной коробки, измененное шасси и хвостовое оперение.
Весной 1927 г. самолет поступил на испытания, но еще до их окончания было принято решение о его серийном строительстве. Несмотря на все усилия конструкторов, летные характеристики и другие свойства самолета оказались далеко не удовлетворительными.
В заключении по результатам военных испытаний было сказано: «Самолет И-2бис, имея малую скорость, скороподъемность, потолок и слабую маневренность, не может быть признан современным истребителем…».
Но других боевых самолетов не было, и поэтому И-2бис оставался единственным отечественным истребителем, состоящим на вооружении. Строительство серии продолжалось до 1929 г., всего было выпущено 211 машин.
Особенности конструкции И-2
И-2 и И-2бис представляли собой одномоторные классические бипланы смешанной конструкции. Экипаж — один человек. Фюзеляж овального сечения смешанной конструкции, в средней части имел металлическую ферму, начиная с кабины пилота представлял собой деревянный монокок с обшивкой из шпона, выклеенной на специальной болванке и одетой на каркас. Перед открытой кабиной пилота в центральной части фюзеляжа располагался основной топливный бак емкостью 200 л.
Бипланная коробка состояла из крыльев одинакового размаха, без выноса и поперечного «V», центрального И-образного узла (т. н. кабана), выполненного из профилированных стальных труб, и межкрыльевых Х-образных дюралевых стоек, причем у И-2 стойки были сплошными, зашитыми листом. Конструкция усилена межкрыльевыми профилированными расчалками: у И-2 одинарными, у И-2бис — сдвоенными.
Крылья двухлонжеронные, деревянные, элероны располагались только на нижнем крыле, при этом выступали за контур задней кромки. Обшивка крыльев И-2 была выполнена из фанеры. На крыльях И-2бис фанерой зашивался только носок до первого лонжерона, далее использовалось полотно. Задняя кромка выполнена из стальной проволоки, на виде в плане представляла собой волнообразную линию. В центроплане верхнего крыла находился расходный топливный бак емкостью 96 л, в центральной части которого размещался простейший поплавковый бензиномер. Штырь поплавка (т. н. камыш), вынесенный наружу в специальном трубчатом кожухе с мерным стеклом, по мере расходования бензина опускался вниз.
Хвостовое оперение, как и элероны, имело дюралевый каркас и обшивку из полотна.
Шасси весьма распространенной в те годы пирамидальной схемы имело опоры из стальных профилированных труб. Амортизация — резиновые шнуры диаметром 16 мм.
Двигатель М-5 мощностью 400 л. с. был тщательно закапотирован. Имелось, как минимум, по два различных варианта капота для И-2 и И-2бис. Основным «украшением» центральной верхней части капота являлась скошенная навстречу набегающему потоку труба, через которую воздух поступал к двум карбюраторам «Зенит». Перед ней в развале блока цилиндров размещался расширительный бачок системы охлаждения двигателя, основным элементом которой являлись пластинчатые радиаторы системы «Ламблен». Радиатор для получения максимума охлаждения отклонялся вниз до 70° (управление из кабины пилота). Часть самолетов И-2 имели неподвижные сотовые радиаторы, вплотную примыкающие к фюзеляжу.
Вооружение составляли два синхронных пулемета «Виккерс» или ПВ-1 калибра 7,62 мм с запасом по 500 патронов на ствол. На большинстве И-2 пулеметы значительно выступали за контур фюзеляжа, на И-2бис они были частично утоплены в фюзеляж.
Технические характеристики И-2
Модификация | И-2бис |
Размах крыла, м | 10.80 |
Длина, м | 7.32 |
Высота, м | 3.00 |
Площадь крыла, м2 | 23.40 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1152 |
нормальная взлетная | 1575 |
Тип двигателя | 1 ПД Либерти М-5 |
Мощность, л.с. | 1 х 400 |
Максимальная скорость , км/ч | 235 |
Крейсерская скорость , км/ч | 190 |
Практическая дальность, км | 600 |
Продолжительность полета, ч | 2.5 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 420 |
Практический потолок, м | 5340 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | два 7.62-мм пулемета |
Предыдущий и последующий истребители
- Истребитель Григоровича И-1. Советский боевой самолет-биплан «легкий истребитель первый» Григоровича И-1 «маневренный». Создан и построен в Москве Конструкторской бригадой под руководством Дмитрия Григоровича. Прототип выпущен в одном экземпляре в январе 1924 года. Дерево-полотняный подкосный биплан оснащенный поршневым двигателем водяного охлаждения «Либерти 400 л. с.» с двухлопастным деревянным винтом неизменяемого шага, открытой кабиной пилота и неубирающимися в полете шасси. Конструкция прототипа оказалась неудачной. На вооружение ВВС РККА самолет-истребитель И-1 принят не был и в заводскую серию не запускался. Авиаконструктору Дмитрию Григоровичу предложено построить новый самолет.
- Истребитель Поликарпова И-1. Первый в СССР одноместный самолет-моноплан собственной конструкции «легкий истребитель первый» Поликарпова И-1. Известен также под другим названием — «истребитель Либерти» ИЛ-400. Создан и построен под руководством российского и советского авиаконструктора Николая Поликарпова в 1923 году. Планер подавался под импортный двигатель «Либерти» мощностью в 400 л. с. Прототип «истребитель первый» Поликарпов И-1 моноплан проектировался и строился параллельно с истребителем-бипланом конструкции Дмитрия Григоровича. Прототип Поликарпов И-1 выпущен в одном экземпляре. Дерево-полотняный моноплан, оснащенный поршневым двигателем водяного охлаждения «Либерти 400 л. с.» с двухлопастным деревянным винтом неизменяемого шага, открытой кабиной пилота и неубирающимся в полете шасси. Конструкция прототипа оказалась неудачной. Прототип Поликарпов И-1 разбился в первом испытательном полете 15 августа 1923 года ввиду грубой ошибки в конструкции. Пилот-испытатель Константин Арцеулов остался жив. Взамен потерянного самолета были спроектированы и построены прототипы ИЛ-400 и ИЛ-400б. Истребитель И-400б успешно испытан весной 1924 года и рекомендован к постройке. В серийном производстве выпущено 33 легких истребителя. Боевая машина оказалась неудачной. На вооружение Военно-воздушных сил РККА истребитель И-400б принят не был. Авиаконструктору Николаю Поликарпову предложено построить новый самолет.
- Истребитель И-3. Советский одномоторный боевой самолет «легкий истребитель третий» И-3 «маневренный» конструкции российского советского авиаконструктора Николая Поликарпова. Одноместный подкосный полутораплан с открытой кабиной пилота и неубирающимся в полете шасси 1928 года выпуска. На вооружении Военно-воздушных сил РККА с 1928 по 1931 год. В серии построено 399 машин. В эксплуатации находился более семи лет до конца 1934 года.