И-15 представляет собой советский одномоторный истребитель-полутораплан. Самолет был разработан в Конструкторской бригаде № 2 ЦКБ-39 под руководством советского авиаконструктора Николая Поликарпова в 1933 году. Свой первый полет истребитель И-15 совершил в октябре 1933 года.
Советский истребитель И-15 серийно выпускался с 1934 года и с 1935 года состоял на вооружении летных частей Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии. Рассмотрим более подробно советский истребитель И-15, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и боевое применение самолета.
История создания
К 30-м годам в Советском Союзе не только была создана авиационная промышленность – существовали и опытные конструкторские кадры. Развивалась и теория применения боевых самолетов.
В 1933 году Николай Поликарпов начал работы по созданию нового маневренного истребителя-биплана (в то время считалось, что маневренные и скоростные самолеты должны быть отдельными, взаимодействующими типами). Самолет разрабатывали на основе предыдущего проекта Поликарпова – И-5, недавно запущенного в производство.
«Пятнадцатый» отличался улучшенной аэродинамикой и установкой более мощного двигателя – американского R-1820.
Важным изменением стало отсутствие у верхнего крыла традиционного центроплана – две части крыла соединялись прямо с фюзеляжем за счет характерного излома. Эта схема получила название «чайка».
В течение лета 1933 года был построен первый опытный образец. Его испытаниями в воздухе занимался легендарный Валерий Чкалов. В конце ноября, правда, из-за повреждения лыжного шасси самолет оказался разбит, и на государственные испытания отправили второй прототип. И уже в первый день 1934 года И-15 было решено запустить в производство и ввести в строй.
Испытания выявили, что по главным требованиям к маневренному истребителю – времени виража и скорости подъема – «пятнадцатый» превосходит все советские истребители.
Особенности конструкции И-15
- Аэродинамическая схема — расчалочный полутораплан. Верхнее крыло — по схеме «чайка».
- Конструкция — смешанная, дерево-металлическая. Обшивка — полотно.
- Фюзеляж — ферма из стальных труб, обтянутых полотном в хвостовой части, и закрытых металлическими панелями в носовой. Спереди на раме устанавливался двигатель. Кабина пилота имела две откидные створки. Левая створка для удобства входа в самолет состояла из двух частей, в открытом положении перегибалась пополам и более плотно прижималась к борту. На левом борту имелись две подножки, прикрытые подпружиненными крышками.
- Крыло — конструкция обоих крыльев цельнодеревянная. Обшивка перкаль, покрытая аэролаком в несколько слоев. Жесткость бипланной коробки достигалась системой стоек и профилированных лент-расчалок.
- Хвостовое оперение — цельнодюралевое обшитое полотном. На руле высоты установлены флеттнеры, снимающие нагрузку на ручке управления. На задней кромке руля направления была установлена небольшая пластинка, регулируемая на земле.
- Шасси — неубираемое, с обтекателями. Стойки шасси оснащались амортизаторами, колеса имели тормоза. Снаружи и стойки, и колеса закрывались каплевидными обтекателями из дюраля. Задний костыль — сварной из стальной трубы, в качестве амортизации использовался пакет из резиновых пластин. Костыль поворачивался одновременно с рулем направления.
- Силовая установка — звездообразный двигатель М-25 ( лицензионная копия американского образца R-1820), мощностью 625 л.с., мотор оснащался приводным нагнетателем. Винт двухлопастный постоянного шага, диаметром 2,9 м. За мотором устанавливался масляный бак, а перед кабиной пилота, за противопожарной перегородкой, топливный бак емкостью 160 л.
- Вооружение — четыре 7,62-мм пулемета ПВ-1 с 3000 патронами. Патроны, снаряженные в ленту, находились в центральной части фюзеляжа, сразу за бензобаком. Стрелянные гильзы выбрасывались наружу вниз по трубчатым отводам. Прицеливание при стрельбе осуществлялось оптическим прицелом, размещенном на ребре козырька пилота.
Технические характеристики И-15
Модификация | И-15 |
Размах верхнего крыла, м | 9.75 |
Размах нижнего крыла, м | 7.50 |
Длина, м | 6.10 |
Высота, м | 2.20 |
Площадь крыла, м2 | 21.9 |
Масса, кг | |
пустого | 1012 |
взлетная | 1415 |
Тип двигателя | 1 ПД М-22 |
Мощность, л.с. | 1 х 480 |
Максимальная скорость , км/ч | |
на высоте | 350 |
у земли | 285 |
Практическая дальность, км | 500 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 454 |
Практический потолок, м | 7250 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | два 7.62-мм пулемета ПВ-1 |
Модификации
- И-15 (ЦКБ-3) — серийный, выпущено 384 самолета в СССР и 230 в Испании.
- И-152 ГК — «высотная» модификация с герметичной кабиной. Построен один экземпляр.
- И-15 бис — модель с прямым верхним крылом, и двигателем М-25. Вооружение — 4х7,62-мм ШКАС (или ПВ-1). Построено 2408 экз.
Боевое применение И-15
Хотя первоначально самолет произвел благоприятное впечатление своими рекордными характеристиками, начавшаяся в 1935 году войсковая эксплуатация смогла это изменить. Хотя в целом летчикам машина нравилась, постоянно выявлялись дефекты сборки, устранение которых своими силами ухудшало летные качества истребителя. Текли бензобаки, ломались винты, а обтекатели шасси забивала срезанная ими трава при посадке.
А кроме того, был сделан вывод, что в недостаточной путевой устойчивости самолета, выявленной еще при первых полетах, виновата именно «чайка». В итоге выпуск «пятнадцатого» прекратили, и только к 1938 году нехватка самолетов вынудила его возобновить – уже в виде И-15 бис с традиционным центропланом.
Тем временем в Испании началась гражданская война. В виде военной помощи республиканцам отправились и советские истребители. И в боях оказалось, что самолет Поликарпова, уже снятый с производства, был одним из лучших истребителей своего поколения. «Чато», как его называли в Испании, полюбили за легкость в освоении и управлении, и великолепную маневренность.
Биплан оказался надежным и живучим, использовался, как ночной истребитель и штурмовик.
Девять советских пилотов, воевавших в Испании на И-15, удостоились звания Героя Советского Союза.
Бипланы Поликарпова подвергались полевым модернизациям: появился оказавшийся необходимым маслорадиатор, устанавливались самодельные бронеспинки. Производство «Чато» наладили и в самой Испании. Однако И-15 был хорош в боях с истребителями-ровесниками. А к середине 1937 года силы франкистов пополнились самолетами передовой конструкции – в составе «Легион Кондор» появились немецкие Bf.109. Справиться с такими противниками «Чато» уже не могли.
На Дальнем Востоке И-15 и И-15 бис поучаствовали в боях у озера Хасан, как маневренные истребители, однако скорости им уже откровенно не хватало. Во время боев у реки Халхин-Гол бипланы уже применялись, как штурмовики, сбрасывая на японскую пехоту осколочные бомбы. Некоторые из старых самолетов использовались в этом качестве и в начале Великой Отечественной Войны.
В Испании захваченные франкистами «пятнадцатые» состояли на вооружении до 1950 года, в социалистической Монголии они продержались до 1953 года.