Советский истребитель И-15, детальный обзор

Истребитель И-15

И-15 представляет собой советский одномоторный истребитель-полутораплан. Самолет был разработан в Конструкторской бригаде № 2 ЦКБ-39 под руководством советского авиаконструктора Николая Поликарпова в 1933 году. Свой первый полет истребитель И-15 совершил в октябре 1933 года.

Советский истребитель И-15 серийно выпускался с 1934 года и с 1935 года состоял на вооружении летных частей Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии. Рассмотрим более подробно советский истребитель И-15, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и боевое применение самолета.

История создания

К 30-м годам в Советском Союзе не только была создана авиационная промышленность – существовали и опытные конструкторские кадры. Развивалась и теория применения боевых самолетов.

В 1933 году Николай Поликарпов начал работы по созданию нового маневренного истребителя-биплана (в то время считалось, что маневренные и скоростные самолеты должны быть отдельными, взаимодействующими типами). Самолет разрабатывали на основе предыдущего проекта Поликарпова – И-5, недавно запущенного в производство.

«Пятнадцатый» отличался улучшенной аэродинамикой и установкой более мощного двигателя – американского R-1820.

Советский истребитель И-15

Важным изменением стало отсутствие у верхнего крыла традиционного центроплана – две части крыла соединялись прямо с фюзеляжем за счет характерного излома. Эта схема получила название «чайка».

В течение лета 1933 года был построен первый опытный образец. Его испытаниями в воздухе занимался легендарный Валерий Чкалов. В конце ноября, правда, из-за повреждения лыжного шасси самолет оказался разбит, и на государственные испытания отправили второй прототип. И уже в первый день 1934 года И-15 было решено запустить в производство и ввести в строй.

Испытания выявили, что по главным требованиям к маневренному истребителю – времени виража и скорости подъема – «пятнадцатый» превосходит все советские истребители.

Особенности конструкции И-15

  • Аэродинамическая схема — расчалочный полутораплан. Верхнее крыло — по схеме «чайка».
  • Конструкция — смешанная, дерево-металлическая. Обшивка — полотно.
  • Фюзеляж — ферма из стальных труб, обтянутых полотном в хвостовой части, и закрытых металлическими панелями в носовой. Спереди на раме устанавливался двигатель. Кабина пилота имела две откидные створки. Левая створка для удобства входа в самолет состояла из двух частей, в открытом положении перегибалась пополам и более плотно прижималась к борту. На левом борту имелись две подножки, прикрытые подпружиненными крышками.
  • Крыло — конструкция обоих крыльев цельнодеревянная. Обшивка перкаль, покрытая аэролаком в несколько слоев. Жесткость бипланной коробки достигалась системой стоек и профилированных лент-расчалок.
  • Хвостовое оперение — цельнодюралевое обшитое полотном. На руле высоты установлены флеттнеры, снимающие нагрузку на ручке управления. На задней кромке руля направления была установлена небольшая пластинка, регулируемая на земле.
  • Шасси — неубираемое, с обтекателями. Стойки шасси оснащались амортизаторами, колеса имели тормоза. Снаружи и стойки, и колеса закрывались каплевидными обтекателями из дюраля. Задний костыль — сварной из стальной трубы, в качестве амортизации использовался пакет из резиновых пластин. Костыль поворачивался одновременно с рулем направления.
  • Силовая установка — звездообразный двигатель М-25 ( лицензионная копия американского образца R-1820), мощностью 625 л.с., мотор оснащался приводным нагнетателем. Винт двухлопастный постоянного шага, диаметром 2,9 м. За мотором устанавливался масляный бак, а перед кабиной пилота, за противопожарной перегородкой, топливный бак емкостью 160 л.
  • Вооружение — четыре 7,62-мм пулемета ПВ-1 с 3000 патронами. Патроны, снаряженные в ленту, находились в центральной части фюзеляжа, сразу за бензобаком. Стрелянные гильзы выбрасывались наружу вниз по трубчатым отводам. Прицеливание при стрельбе осуществлялось оптическим прицелом, размещенном на ребре козырька пилота.

Схема конструкции

Технические характеристики И-15

Модификация   И-15
Размах верхнего крыла, м   9.75
Размах нижнего крыла, м   7.50
Длина, м   6.10
Высота, м   2.20
Площадь крыла, м2   21.9
Масса, кг
  пустого   1012
  взлетная   1415
Тип двигателя   1 ПД М-22
Мощность, л.с.   1 х 480
Максимальная скорость , км/ч
  на высоте   350
  у земли   285
Практическая дальность, км   500
Максимальная скороподъемность, м/мин   454
Практический потолок, м   7250
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два 7.62-мм пулемета ПВ-1

Модификации

  • И-15 (ЦКБ-3) — серийный, выпущено 384 самолета в СССР и 230 в Испании.
  • И-152 ГК — «высотная» модификация с герметичной кабиной. Построен один экземпляр.
  • И-15 бис — модель с прямым верхним крылом, и двигателем М-25. Вооружение — 4х7,62-мм ШКАС (или ПВ-1). Построено 2408 экз.

Боевое применение И-15

Хотя первоначально самолет произвел благоприятное впечатление своими рекордными характеристиками, начавшаяся в 1935 году войсковая эксплуатация смогла это изменить. Хотя в целом летчикам машина нравилась, постоянно выявлялись дефекты сборки, устранение которых своими силами ухудшало летные качества истребителя. Текли бензобаки, ломались винты, а обтекатели шасси забивала срезанная ими трава при посадке.

А кроме того, был сделан вывод, что в недостаточной путевой устойчивости самолета, выявленной еще при первых полетах, виновата именно «чайка». В итоге выпуск «пятнадцатого» прекратили, и только к 1938 году нехватка самолетов вынудила его возобновить – уже в виде И-15 бис с традиционным центропланом.

Боевое применение И-15

Тем временем в Испании началась гражданская война. В виде военной помощи республиканцам отправились и советские истребители. И в боях оказалось, что самолет Поликарпова, уже снятый с производства, был одним из лучших истребителей своего поколения. «Чато», как его называли в Испании, полюбили за легкость в освоении и управлении, и великолепную маневренность.

Биплан оказался надежным и живучим, использовался, как ночной истребитель и штурмовик.

Девять советских пилотов, воевавших в Испании на И-15, удостоились звания Героя Советского Союза.

Бипланы Поликарпова подвергались полевым модернизациям: появился оказавшийся необходимым маслорадиатор, устанавливались самодельные бронеспинки. Производство «Чато» наладили и в самой Испании. Однако И-15 был хорош в боях с истребителями-ровесниками. А к середине 1937 года силы франкистов пополнились самолетами передовой конструкции – в составе «Легион Кондор» появились немецкие Bf.109. Справиться с такими противниками «Чато» уже не могли.

В полете

На Дальнем Востоке И-15 и И-15 бис поучаствовали в боях у озера Хасан, как маневренные истребители, однако скорости им уже откровенно не хватало. Во время боев у реки Халхин-Гол бипланы уже применялись, как штурмовики, сбрасывая на японскую пехоту осколочные бомбы. Некоторые из старых самолетов использовались в этом качестве и в начале Великой Отечественной Войны.

В Испании захваченные франкистами «пятнадцатые» состояли на вооружении до 1950 года, в социалистической Монголии они продержались до 1953 года.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: