Советский истребитель И-14, описание и характеристики

Истребитель И-14

И-14 или АНТ-31 представляет собой советский цельнометаллический истребитель. Данный самолет стал первым в Советском Союзе и вторым в мире серийным истребителем с убирающимся шасси, после Lockheed YP-24, прообраза Consolidated P-30.

Истребитель И-14 был создан в Конструкторском отделе Сектора опытного самолетостроения (КОСОС) конструкторской бригадой Павла Осиповича Сухого под общим руководством А. Н. Туполева.

История создания

И-14 – советский самолет-истребитель, спроектирован по типу скоростного. Это второй после И-4 самолет, который создала конструкторская бригада Павла Сухого. Генеральным конструктором отдела самолетостроения в то время был Туполев А.Н.

Советский истребитель И-14

Первый полет был совершен в 1933 году. В серийное производство вошла его доработанная модификация И-14 бис. Поскольку спустя небольшой период времени вышел более скоростной и дешевый в производстве истребитель И-16 Кб Поликарпова, суховский истребитель И-14 пришлось снять с производства. Не удалось полностью реализовать малую серию: из 50 запланированных увидели мир только 18 экземпляров. В конструкции И-14 был применен ряд новейших конструктивных и технологических решений, до того не применявшихся в авиации СССР.

И-14 а − опытный

В ноябре 1928 года авиаконструктора Н. Поликарпова арестовали с обвинением в контрреволюционной деятельности. Судом он был приговорен к расстрелу. Но высшую меру наказания руководство СССР не решилось исполнять: на то время был жесткий дефицит талантливых авиаконструкторов. Н. Поликарпов продолжал работы по проектированию самолетов в ЦКБ-39 ОГПУ, которое располагалось в пределах Бутырской тюрьмы г. Москва.

Именно здесь в 1930 году Н. Поликарпов совместно с Д. П. Григоровичем создал биплан И-5, который был пущен в серийное производство и поставлен на вооружение ВВС Красной Армии.

В 1931 году смертную казнь авиаконструктору заменили ссылкой на 10 лет в лагеря. Однако после показательных вылетов И-5 перед первыми лицами государства Поликарпова амнистировали.

Вид сзади

Во время проектирования П. Сухим истребителя И-14 на плечи Н. Поликарпова возложили в АГОС ЦАГИ разработку И-14 а. Через два года работы в АГОС его перевели на авиазавод № 39, где главным конструктором был С. В. Ильюшин. Чуть позже в стенах этого учреждения Н. Поликарпов сконструирует истребитель И-16, который станет главным конкурентом суховского И-14.

И-14 – опытный

Постановление о разработке сверхскоростного одноместного цельнометаллического истребителя конструкторская бригада под руководством П. Сухого получила в 1932 году. Проектирование такого самолета велось в 1933 г. при содействии А. Н. Туполева.

Новизна конструкторских решений была в убирающемся во время полета шасси, масляной амортизации шасси, тормозной системе колес. Также сделали упор на центральнозакрытом фонаре кабины летчика, гладкой обшивке фюзеляжа и крыльев. Прототип истребителя И-14 собирали на московском авиазаводе опытных конструкций, которым тогда руководил А. А. Осипов. Продувки летательного аппарата проводились в ЦАГИ.

Вид спереди

На первый экземпляр был установлен двигатель «Бристоль-Меркур» мощностью 500 л.с.

Целиком машина получила обозначение И-14 («истребитель четырнадцатый»), другое его название – АНТ-31 (инициалы Андрея Николаевича Туполева).

Испытания И-14

Первый взлет на И-14 был совершен 27.05.1933 летчиком-испытателем В. Бухгольцем в Москве на Центральном аэродроме.

Недостатки в сборке удалось устранить менее чем за год, и уже зимой 1933 года приступили к боевой проверке аппарата. Для этого были созданы два И-14, каждый со своим типом вооружения. Первый вариант получил пулемет ПВ-1 калибром 7,62 мм и по одной пушке АПК-37 под крыльями. На второй вариант установили 2 пулемета ПВ-1 (7,62 мм) , 2 пушки ШВАК, 4 бомбодержателя Д-1.

В опытном самолете прослеживалась переходная структура обшивки: киль с фюзеляжем были гладкими, а крыло и остальное оперение – гофрированные, алюминиевые.

Вид сбоку

В средине 1934 года на испытания выставлен второй прототип, который был оснащен двигателем «Райт Циклон-F2» (640 л.с.), а на вооружении имел две пушки АПК-37 и один пулемет ПВ-1. Госиспытания данной модификации проводились летчиком-испытателем Александром Филиным. Именно этот вариант взяли за основу в серийное производство.

И-14 бис — серийный

Всю обшивку серийной модификации сделали гладкой, шасси разместили под бортами фюзеляжа, крыло стало убираться за счет поворота в сторону консолей.

Сначала кабина проектировалась полностью закрытой, сдвигающейся назад, но после замечаний летчиков в ее конструкцию были внесены изменения. Кабину сделали открытой, и это сказалось на уменьшении максимальной скорости воздушного судна из-за уменьшения показателя обтекаемости воздухом.

В конструкции применялся серийный американский двигатель М-25 фирмы «Райт», к работе которого непросто было привыкнуть советским летчикам. На вооружении истребителя стояли 2 пушки АПК-11 калибром 45 мм и 2 пулемета ШКАС.

На испытаниях

К сожалению, мощностей производства оказалось недостаточно, дабы полностью повторить конструкцию опытного экземпляра. Качество серийного изготовления было хуже, чем предполагалось, что сказывалось на летных характеристиках самолета.

После появления истребителя И-16, который выпустило КБ Н. Н. Поликарпова, от суховского И-14 отказались. И-16 оснащался практически такой же силовой установкой, но имел по сравнению с предшественником лучшие летно-технические характеристики.

На заводе П. Сухого велась работа по сборке 55 серийных единиц И-14. Из них только 18 были полностью закончены и переданы на вооружение. Эти 18 самолетов получили обозначение И-14 бис, остальные остались недоделанными.

Особенности конструкции И-14

Фюзеляж типа монокок. Каркас из кольчугалюминиевых профилей толщиной 0,5-0,8. Продольный набор состоял из лонжеронов, представляющих собой гнутые по малкам профили, а поперечный набор — из шпангоутов. Центральная часть с центропланом имела жесткую форму, соединявшую через лонжерон центральную и хвостовую части фюзеляжа. На первом шпангоуте к верхним лонжеронам были приклепаны узлы крепления моторамы.

Обшивка фюзеляжа гладкая. В центральной части располагалась кабина летчика: на опытном самолете — с закрытым фонарем, на дублере и серийных машинах — с открытым. Свободнонесущее крыло состояло из центроплана и двух отъемных консолей. Продольный набор имел два лонжерона ферменной конструкции с поясами, склепанными из труб. Трубы хромомолибденовые, с термической обработкой, за исключением последней конусной трубы из кольчугалюминия. Поперечный набор состоял из шести основных и пяти промежуточных нервюр.

Посадочные щитки располагались между вторыми и разъемными нервюрами. Элероны разрезные, с внутренней компенсацией. Обшивка крыла: гофр — на опытном и гладкая из кольчугалюминиевых листов 0,5 мм толщиной, клепанных «впотай» — на дублере и серийных самолетах.  Вертикальное оперение: на опытном самолете киль выполнен как одно целое с фюзеляжем, в верхней части киля — разъем.

Схема конструкции

На дублере и серийных машинах каркас киля состоял из двух лонжеронов и трех нервюр. Киль крепился к фюзеляжу двумя узлами. Обшивка гладкая. Каркас руля направления состоял из одного лонжерона (склепанный кольчугалюминиевый профиль) и трех нервюр. Обшивка — гофр.

Каркас стабилизатора состоял из двух лонжеронов, клепанных из профилей и нервюр, штампованных с отбортовкой. Стабилизатор расчаливался: сверху — двумя расчалками, снизу — четырьмя. Каркас руля высоты состоял из одного лонжерона и нервюр. Обшивка — гофр, толщиной 0,5 мм. Все рули без компенсации. Шасси убиралось в центроплан — в специальные ниши, закрывающиеся створками.

Управление подъемом и выпуском шасси тросовое. Стойки шасси были снабжены тормозными колесами. Костыль — с тросовым управлением. Перед кабиной летчика, в фюзеляже располагались бензиновый и масляный баки. В носовой части, перед баками на мотораме устанавливался двигатель.

Технические характеристики И-14

Модификация   И-14 (головной)
Размах крыла, м   11.25
Длина, м   6.11
Высота, м   3.74
Площадь крыла, м2   16.93
Масса, кг
  пустого самолета   1169
  нормальная взлетная   1540
Тип двигателя   1 ПД М-25 (Wright R-1820 Cyclone-F3)
Мощность, л.с.   1 х 712
Максимальная скорость , км/ч
  у земли   357
  на высоте   449
Крейсерская скорость , км/ч   343
Практическая дальность, км   600
Скороподъемность, м/мин   769
Практический потолок, м   9420
Экипаж, чел   1
Вооружение:   два(четыре) 7.62-мм пулемета ПВ-1

Применение самолета

Новая машина участвовала 1 мая 1934 года в параде ВВС РККА над Красной площадью в Москве.

Звено, состоящее из истребителей И-15, И-14 и И-16, прошло на высоте 300 метров; затем каждый самолет поодиночке пролетел на максимальной скорости на высоте 150 метров с последующей «горкой».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Комментарии: 1
  1. Погонщик Баранов

    Красивая машина,особенно вид сверху

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: