И-14 или АНТ-31 представляет собой советский цельнометаллический истребитель. Данный самолет стал первым в Советском Союзе и вторым в мире серийным истребителем с убирающимся шасси, после Lockheed YP-24, прообраза Consolidated P-30.
Истребитель И-14 был создан в Конструкторском отделе Сектора опытного самолетостроения (КОСОС) конструкторской бригадой Павла Осиповича Сухого под общим руководством А. Н. Туполева.
История создания
И-14 – советский самолет-истребитель, спроектирован по типу скоростного. Это второй после И-4 самолет, который создала конструкторская бригада Павла Сухого. Генеральным конструктором отдела самолетостроения в то время был Туполев А.Н.
Первый полет был совершен в 1933 году. В серийное производство вошла его доработанная модификация И-14 бис. Поскольку спустя небольшой период времени вышел более скоростной и дешевый в производстве истребитель И-16 Кб Поликарпова, суховский истребитель И-14 пришлось снять с производства. Не удалось полностью реализовать малую серию: из 50 запланированных увидели мир только 18 экземпляров. В конструкции И-14 был применен ряд новейших конструктивных и технологических решений, до того не применявшихся в авиации СССР.
И-14 а − опытный
В ноябре 1928 года авиаконструктора Н. Поликарпова арестовали с обвинением в контрреволюционной деятельности. Судом он был приговорен к расстрелу. Но высшую меру наказания руководство СССР не решилось исполнять: на то время был жесткий дефицит талантливых авиаконструкторов. Н. Поликарпов продолжал работы по проектированию самолетов в ЦКБ-39 ОГПУ, которое располагалось в пределах Бутырской тюрьмы г. Москва.
Именно здесь в 1930 году Н. Поликарпов совместно с Д. П. Григоровичем создал биплан И-5, который был пущен в серийное производство и поставлен на вооружение ВВС Красной Армии.
В 1931 году смертную казнь авиаконструктору заменили ссылкой на 10 лет в лагеря. Однако после показательных вылетов И-5 перед первыми лицами государства Поликарпова амнистировали.
Во время проектирования П. Сухим истребителя И-14 на плечи Н. Поликарпова возложили в АГОС ЦАГИ разработку И-14 а. Через два года работы в АГОС его перевели на авиазавод № 39, где главным конструктором был С. В. Ильюшин. Чуть позже в стенах этого учреждения Н. Поликарпов сконструирует истребитель И-16, который станет главным конкурентом суховского И-14.
И-14 – опытный
Постановление о разработке сверхскоростного одноместного цельнометаллического истребителя конструкторская бригада под руководством П. Сухого получила в 1932 году. Проектирование такого самолета велось в 1933 г. при содействии А. Н. Туполева.
Новизна конструкторских решений была в убирающемся во время полета шасси, масляной амортизации шасси, тормозной системе колес. Также сделали упор на центральнозакрытом фонаре кабины летчика, гладкой обшивке фюзеляжа и крыльев. Прототип истребителя И-14 собирали на московском авиазаводе опытных конструкций, которым тогда руководил А. А. Осипов. Продувки летательного аппарата проводились в ЦАГИ.
На первый экземпляр был установлен двигатель «Бристоль-Меркур» мощностью 500 л.с.
Целиком машина получила обозначение И-14 («истребитель четырнадцатый»), другое его название – АНТ-31 (инициалы Андрея Николаевича Туполева).
Испытания И-14
Первый взлет на И-14 был совершен 27.05.1933 летчиком-испытателем В. Бухгольцем в Москве на Центральном аэродроме.
Недостатки в сборке удалось устранить менее чем за год, и уже зимой 1933 года приступили к боевой проверке аппарата. Для этого были созданы два И-14, каждый со своим типом вооружения. Первый вариант получил пулемет ПВ-1 калибром 7,62 мм и по одной пушке АПК-37 под крыльями. На второй вариант установили 2 пулемета ПВ-1 (7,62 мм) , 2 пушки ШВАК, 4 бомбодержателя Д-1.
В опытном самолете прослеживалась переходная структура обшивки: киль с фюзеляжем были гладкими, а крыло и остальное оперение – гофрированные, алюминиевые.
В средине 1934 года на испытания выставлен второй прототип, который был оснащен двигателем «Райт Циклон-F2» (640 л.с.), а на вооружении имел две пушки АПК-37 и один пулемет ПВ-1. Госиспытания данной модификации проводились летчиком-испытателем Александром Филиным. Именно этот вариант взяли за основу в серийное производство.
И-14 бис — серийный
Всю обшивку серийной модификации сделали гладкой, шасси разместили под бортами фюзеляжа, крыло стало убираться за счет поворота в сторону консолей.
Сначала кабина проектировалась полностью закрытой, сдвигающейся назад, но после замечаний летчиков в ее конструкцию были внесены изменения. Кабину сделали открытой, и это сказалось на уменьшении максимальной скорости воздушного судна из-за уменьшения показателя обтекаемости воздухом.
В конструкции применялся серийный американский двигатель М-25 фирмы «Райт», к работе которого непросто было привыкнуть советским летчикам. На вооружении истребителя стояли 2 пушки АПК-11 калибром 45 мм и 2 пулемета ШКАС.
К сожалению, мощностей производства оказалось недостаточно, дабы полностью повторить конструкцию опытного экземпляра. Качество серийного изготовления было хуже, чем предполагалось, что сказывалось на летных характеристиках самолета.
После появления истребителя И-16, который выпустило КБ Н. Н. Поликарпова, от суховского И-14 отказались. И-16 оснащался практически такой же силовой установкой, но имел по сравнению с предшественником лучшие летно-технические характеристики.
На заводе П. Сухого велась работа по сборке 55 серийных единиц И-14. Из них только 18 были полностью закончены и переданы на вооружение. Эти 18 самолетов получили обозначение И-14 бис, остальные остались недоделанными.
Особенности конструкции И-14
Фюзеляж типа монокок. Каркас из кольчугалюминиевых профилей толщиной 0,5-0,8. Продольный набор состоял из лонжеронов, представляющих собой гнутые по малкам профили, а поперечный набор — из шпангоутов. Центральная часть с центропланом имела жесткую форму, соединявшую через лонжерон центральную и хвостовую части фюзеляжа. На первом шпангоуте к верхним лонжеронам были приклепаны узлы крепления моторамы.
Обшивка фюзеляжа гладкая. В центральной части располагалась кабина летчика: на опытном самолете — с закрытым фонарем, на дублере и серийных машинах — с открытым. Свободнонесущее крыло состояло из центроплана и двух отъемных консолей. Продольный набор имел два лонжерона ферменной конструкции с поясами, склепанными из труб. Трубы хромомолибденовые, с термической обработкой, за исключением последней конусной трубы из кольчугалюминия. Поперечный набор состоял из шести основных и пяти промежуточных нервюр.
Посадочные щитки располагались между вторыми и разъемными нервюрами. Элероны разрезные, с внутренней компенсацией. Обшивка крыла: гофр — на опытном и гладкая из кольчугалюминиевых листов 0,5 мм толщиной, клепанных «впотай» — на дублере и серийных самолетах. Вертикальное оперение: на опытном самолете киль выполнен как одно целое с фюзеляжем, в верхней части киля — разъем.
На дублере и серийных машинах каркас киля состоял из двух лонжеронов и трех нервюр. Киль крепился к фюзеляжу двумя узлами. Обшивка гладкая. Каркас руля направления состоял из одного лонжерона (склепанный кольчугалюминиевый профиль) и трех нервюр. Обшивка — гофр.
Каркас стабилизатора состоял из двух лонжеронов, клепанных из профилей и нервюр, штампованных с отбортовкой. Стабилизатор расчаливался: сверху — двумя расчалками, снизу — четырьмя. Каркас руля высоты состоял из одного лонжерона и нервюр. Обшивка — гофр, толщиной 0,5 мм. Все рули без компенсации. Шасси убиралось в центроплан — в специальные ниши, закрывающиеся створками.
Управление подъемом и выпуском шасси тросовое. Стойки шасси были снабжены тормозными колесами. Костыль — с тросовым управлением. Перед кабиной летчика, в фюзеляже располагались бензиновый и масляный баки. В носовой части, перед баками на мотораме устанавливался двигатель.
Технические характеристики И-14
Модификация | И-14 (головной) |
Размах крыла, м | 11.25 |
Длина, м | 6.11 |
Высота, м | 3.74 |
Площадь крыла, м2 | 16.93 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1169 |
нормальная взлетная | 1540 |
Тип двигателя | 1 ПД М-25 (Wright R-1820 Cyclone-F3) |
Мощность, л.с. | 1 х 712 |
Максимальная скорость , км/ч | |
у земли | 357 |
на высоте | 449 |
Крейсерская скорость , км/ч | 343 |
Практическая дальность, км | 600 |
Скороподъемность, м/мин | 769 |
Практический потолок, м | 9420 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | два(четыре) 7.62-мм пулемета ПВ-1 |
Применение самолета
Новая машина участвовала 1 мая 1934 года в параде ВВС РККА над Красной площадью в Москве.
Звено, состоящее из истребителей И-15, И-14 и И-16, прошло на высоте 300 метров; затем каждый самолет поодиночке пролетел на максимальной скорости на высоте 150 метров с последующей «горкой».
Красивая машина,особенно вид сверху