Английский линкор «Родни», подробный обзор

HMS Rodney

HMS Rodney (Корабль Его Величества «Родни») представляет собой британский линкор типа «Нельсон». Корабль был назван в честь адмирала Джорджа Родни, носил прозвище «Роднол», носил бортовой номер 29.

Английский линкор «Родни» нес службу »). в Средиземноморье и Атлантике в годы Второй мировой войны, участвовал в потоплении линкора «Бисмарк». Был разобран на металл в 1948 году.

Девизом линкора «Родни» являлась латинская фраза «Non Generant Aquilae Columbas» (с лат. — «От орлов не родятся голуби»).

История создания

HMS «Родни» стал вторым и последним линкором типа «Нельсон», первого британского корабля, построенного в соответствии с ограничениями Вашингтонского соглашения. В том, что касалось линкоров, документ этот устанавливал четкие рамки: водоизмещение не свыше 35 000 т, калибр орудий не более 16 дюйм. (406 мм). В 1921 г. адмиралтейство уже запланировало постройку тяжелых крейсеров «G3», однако они не вписывались в Вашингтонскую схему.

Поэтому было принято решение создать уменьшенные образцы «G3», оснастив их теми же самыми орудиями главного калибра, но значительно облегчив при этом бронирование. Необходимость экономии веса на броне стала основной причиной размещения всех башен главного калибра в носовой части корабля с единой броневой секцией. Корабли типа «Нельсон» стали первыми британскими линкорами, вооруженными 16-дюйм.(406-мм) пушками, по три ствола в башне.

Английский линкор «Родни»

Также впервые защитное вооружение линкора ставилось в башнях с гидравлическими сервоприводами. Размещение главной артиллерии было далеко от идеала. Ввиду очень мощной ударной волны, образовывавшейся при произведении залпа, сектор обстрела ограничивался передней полусферой (180 градусами) из-за опасения нанести повреждения кораблю. Сами орудия тоже оказались довольно несовершенными и не обеспечивали должной скорострельности, правда, этот недостаток в начале войны удалось исправить.

Стечением времени становилось все очевиднее, что бронирование — довольно внушительное, несмотря на экономию, — оказалось очень уязвимым для атак самолетов противника. Британский линкор «Родни» был заложен 28 декабря 1922 г. (в тот же день, что и HMS «Нельсон»), спущен на воду 17 декабря 1925 г. и закончен постройкой в ноябре 1927 г. «Родни» оснащался авиационной катапультой, установленной над центром башни «X», однако в период между 1942 г. и 1943 г. устройство демонтировали. Оба — и «Родни», и «Нельсон» — успешно сражались с врагом, а «Родни» навсегда вошел в историю как участник охоты на «Бисмарка». Вместе с HMS «Король Георг V» «Родни» сыграл заметную роль в уничтожении немецкого линкора. Кроме того, в августе 1942 г. «Родни» прикрывал огнем своей главной артиллерии жизненно важные для обороны Мальты снабженческие конвои. К концу войны, однако, оба «Нельсона» заметно устарели и в 1948-м пошли на металлолом.

Внешний вид HMS Rodney

Известен как «Особняк королевы Анны» благодаря устройству капитанского мостика и как «Корабль из вишневого дерева»: он задумывался как корабль более крупных размеров, однако его проект был изменен после заключения Вашингтонского соглашения. Чтобы разместить в трех башенных артустановках главные орудия, все эти установки были установлены на носу судна, а для сохранения боевых качеств была снижена скорость и убрана лишняя броня с некоторых отделений корабля.

Конструкция HMS Rodney

Несмотря на ограничения, указанные в соглашении, линкоры «Родни» и «Нельсон» считались самыми мощными линкорами в мире (по крайней мере, до 1936 года).

Технические характеристики линкора «Родни»

Водоизмещение стандартное 33 730 т; полное 43 150 т
Главные размерения длина (общая) 216,4 м; ширина (на уровне ватерлинии) 32,3 м; осадка 8,56 м
Энергетическая установка восемь котлов Эдмерелти с тремя барабанами, две турбины Браун-энд-Кертиса суммарной мощностью 45 000 л.с., вращающие два гребных винта
Максимальная скорость 23 уз.
Бронирование толщина бортового пояса от 356 мм до 330 мм; надстроек от 305 мм до 356 мм; башен главных орудий от 406 мм до 184 мм; башен вспомогательных орудий от 381 мм до 305 мм
Вооружение девять 16-дюйм. (406-мм) орудий главного калибра, 12 — 6-дюйм. (152-мм) и шесть 4,7-дюйм, (119-мм) универсальных орудий, восемь 2-фунт. (40-мм) и 60 70 — 20-мм зенитных автоматических орудий Эрликон, два 24,5-дюйм.(621-мм) торпедных аппарата, два самолета
Команда 1314 человек

«Родни» на службе

История службы линкора «Родни»

  • Начало войны. До войны «Родни» нес службу в составе Атлантической и Домашней эскадр флота. В 1931 году его экипаж участвовал в Инвергордонском мятеже из-за снижения зарплаты рабочим, но после переговоров с правительством прекратил выступления. В конце декабря 1939 года корабль срочно встал на ремонт из-за проблем с ходовой частью. Во время обороны Норвегии корабль подвергся крупному авианалету 9 апреля 1940 в Кармее — немецкий бомбардировщик сбросил на него 500-кг бомбу. Она пробила бронированную палубу, но не взорвалась. 13 сентября 1940 «Родни» совершил переход из Скапа-Флоу на Оркнейских островах в Росайт в Ферт-оф-Форт для подготовки к обороне Британии в случае немецкого морского десанта. С ноября по декабрь он сопровождал британские конвои, которые шли из Галифакса и в Галифакс (Новая Шотландия). В январе 1941 года он участвовал в боях против линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау», однако это сражение оказалось неудачным и потопить эти корабли британцам не удалось. 16 марта все же «Родней» вступил в очередной контакт с линкорами, однако они успели уйти от преследования.
  • Охота на «Бисмарк». В мае 1941 года «Родни» под командованием адмирала Фредерика Далримпла-Хэмильтона вместе с двумя эсминцами сопровождал британское транспортное судно «Бриттаник» в Канаду. 24 мая 1941 экипаж получил радиограмму с приказом немедленно отправиться в состав специального отряда для уничтожения «Бисмарка». 26 мая линкор встретился с другим линкором «Кинг Джордж V» и отправился с ним на встречу с немцами. Утром 27 мая в 08:00 при поддержке крейсеров «Норфолк» и «Дорсетшир» он настиг немецкий корабль (расстояние 21 морской мили при видимости в 10 морских миль). «Родни» держался курса на север так, чтобы вести огонь по «Бисмарку» с достаточной дистанции. Огонь был открыт в 08:47. В 09:08 «Родни» выпустил свои 406-мм снаряды и попал в немецкие носовые башни «Антон» и «Бруно», выведя из строя последнюю; второе попадание разрушило передовой контрольный пункт, от взрыва погибли почти все высшие офицеры экипажа. «Бисмарк» не прекращал свою стрельбу, но в 09:31 башня «Цезарь» дала свой залп и вышла из строя. Разрывы снарядов повредили британский линкор и заклинили торпедные аппараты судна. В итоге экипаж «Бисмарка» полностью переключился на борьбу с линкором «Родни», что стало своеобразной ловушкой для немцев. По этому поводу адмирал Гернси заметил: «Слава Богу, что немцы стреляют по „Родни“». Через 44 минуты «Родни» приблизился на расстояние до 3 км, что позволяло ему стрелять в упор, в то время как «Кинг Джордж V» продолжал стрельбу с большего расстояния. Запасы топлива у британцев были уже на исходе, но и немцы не могли уже двигаться до порта, вследствие чего «Родни», «Кинг Джордж V» и эсминцы были отозваны домой. Линкор был добит крейсерами «Норфолк» и «Дорсетшир», которые выпустили свои торпеды. По некоторым данным, командир корабля Лютьенс был убит снарядом от «Родни», однако спасшиеся с «Бисмарка» моряки утверждают, что он оставался на судне до конца и ушел под воду вместе со своим кораблем.
  • Соединение H. После завершения операции линкор отправился в Бостон на ремонт. Подобное действие имело и политическое значение: США, приняв судно, выразили готовность сражаться на стороне антигитлеровской коалиции. Во время ремонта экипаж служил в Гражданском корпусе охраны окружающей среды, некоторые из моряков даже успели создать семьи в США. В сентябре 1941 года корабль вернулся в состав флота и направился в Гибралтар, где как член соединения «H» участвовал в сопровождении конвоев на Мальту. В ноябре встал на стоянку в Исландии, до мая 1942 года ремонтировался и отстраивался, вернулся в соединение «H» после ремонта. Участвовал в высадке войск в Алжире, десанте на Сицилию и Салерно. С октября 1943 года снова служил в британском Home Fleet, участвовал в операции «Оверлорд», обстреливая Кан и Олдерни. 7 июня 1944 столкнулся с судном LCT-427, что привело к гибели 13 моряков. В сентябре 1944 года впервые сопровождал конвой в Мурманск.
  • Конец службы. За войну прошел более 156 тысяч морских миль даже с учетом того, что его двигатель работал не в полную силу с 1942 года. Проблемы с машинным отделением привели к тому, что корабль в первый же год после войны был выведен из состава флота. 26 марта 1948 в Инверкитинге корабль был официально продан и пущен на слом.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1209
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector