Немецкая зенитная самоходная установка «Гепард» создана для прикрытия сухопутных войск, уничтожения воздушных целей на наклонных дальностях от 100 м до 4 км и на высотах до 3 км, летящих со скоростью до 350—400 м/с, а также наземных (надводных) целей на дальности до 4500 метров с места, с короткой остановки и в движении.
Рассмотрим более подробно немецкую зенитную самоходную установку «Гепард», историю ее создания, особенности конструкции, технические характеристики и боевое применение.
История создания ЗСУ «Гепард»
Немецкая зенитная самоходная установка «Гепард» была разработана в 1963 году на базе основного танка «Leopard I», и являлась первой немецкой послевоенной разработкой ЗСУ. Разработчиком выступила фирма Krauss-Maffei Wegmann.
Первоначально ЗСУ «Гепард» предполагалось оснастить 30-мм пушками, однако в ходе испытаний прототипов (1969 г.) предпочтение было отдано калибру 35-мм. В 1973 году машина была принята на вооружение и поступила в серийное производство, однако фактические поставки в войска начались лишь спустя три года — в 1976 году.
Несмотря на то, что производство ЗСУ «Гепард» окончательно свернуто только в 21 веке (разумеется машина неоднократно проходила модернизацию), за это время было произведено не более полутысячи машин.
Из них:
- 420 машин ЗСУ «Гепард» для Германии (бундесвера).
- 55 машин для Бельгии
- 95 машин для армии Нидерландов (отличаются от прочих версий радарами слежения Philips, работающих на дистанции до 13 км).
В настоящий момент большая часть собственно немецких «гепардов» списана, а 18 машин продано в Румынию.
Конструкция ЗСУ «Гепард»
Как отмечено выше, базой для ЗСУ «Гепард» послужил танк «Леопард I», где танковая башня была заменена на новую башню кругового вращения с двумя автоматическими 35-мм пушками Эрликон по бокам, а также двумя радиолокационными станциями. Радар поиска размещен в кормовой части башни, а радар слежения и лазерный дальномер — в лобовой части башни между пушками. Дальность обнаружения цели радаром составляет 15 км.
Скорострельность каждой автоматической пушки составляет 550 выстрелов в минуту, а комбинированный темп стрельбы составляет 1100 выстрелов в минуту. Длина ствола пушки равняется 90 калибрам. Начальная скорость снаряда — 1440 м/сек. Эффективная дальность стрельбы — 5500 м.
Кроме 35-мм пушек, с обеих сторон башни установлены блоки дымовых гранатометов.
Привод поворота башни электрический, его питание осуществляется от генератора мощностью 40 кВт, приводящегося в действие от 4-цилиндрового многотопливного дизельного двигателя «Mercedes-Benz» OM 314 мощностью 90 л.с. Этот же двигатель используется для работы системы вентиляции, системы управления огнем и радиолокаторами, даже при неработающем основном двигателе.
Несмотря на конструктивное сходство с «Леопардом I», корпус машины имеет далеко не танковую броню и сделан из листов катаной стали, спасающей разве что от осколков. Ходовая часть идентична танку «Леопард I» и состоит из 7 опорных катков, заднего ведущего и переднего ведомого колес по каждому борту. Подвеска торсионная, коробка передач аналогична танковой, выхлопная система снабжена элементом притока свежего воздуха для снижения термозаметности боевой машины.
Вооружение
С каждого борта башни снаружи установлены 35-мм пушки «Эрликон» KDA скорострельностью 550 выстр./ мин. Масса снаряда 0.55 кг. Начальная скорость полета 1175 м/с. Боекомплект — 310 унитарных снарядов, в том числе 20 бронебойных подкалиберных снарядов — для поражения сильно бронированных наземных целей. Для стрельбы по воздушным целям применяются снаряды с осколочно-фугасными, бронебойными калиберными и подкалиберными поражающими элементами.
Тактико-технические характеристики ЗСУ «Гепард»
- Экипаж: 3 человека;
- Масса: 47,3 т;
- Запас хода: 550 км;
- Габаритные размеры: длина полная 7,73 м; длина корпуса 6,85 м; ширина 3,37 м; высота 3 01 м; высота с РЛС 4,03 м;
- Силовая установка: дизельный двигатель MTU MB 838 Са М500 V-10 с жидкостным охлаждением мощностью 830 л.с.;
- Максимальная скорость: 65 км/ч;
- Угол преодолеваемого откоса: 60°;
- Вертикальное препятствие: 1,15 м;
- Максимальная ширина преодолеваемого рва: 3 м
Эксплуатация
В отличие от танка «Леопард-1», послужившего базой для создания ЗСУ, «Гепард» не стал стандартной машиной НАТО. Бельгийская армия в период с 1977 по 1980 год получила 55 «Гепардов», идентичных машинам для бундесвера. ЗСУ, поступившие в голландскую армию (95 единиц), отличались РЛС голландского образца.
В 2004 году был подписан контракт на поставку 43 ЗСУ «Гепард» из излишков бундесвера в Румынию, а в 2013 году – 34 ЗСУ в Бразилию. Голландия, в свою очередь, подписала контракт о продаже 60 машин Иордании.