В 30-е годы прошлого века ведущие автомобильные заводы стали создавать версии автомашин, которые оснащены приводом на 2 или 3 моста. Причиной популярности таких конструкций стало появление шарниров, обеспечивающих передачу крутящего момента на передние управляемые колеса.
Также не остались и в стороне заводы Советского союза, которые разработали несколько оригинальных и интересных моделей грузовых и легковых автомашин. Главный герой это статьи легковой автомобиль ГАЗ-61, который выпускался в небольшой серии.
История появления автомобиля ГАЗ-61
Первый ГАЗ-61 появился в 1938 году. Перед этим конструкторы пытались создать трехосную машину, имеющую колесную формулу 6х4. Эта попытка провалилась, так как автомобиль оказался очень сложным в производстве, а его проходимость не дотягивала даже до требований технического задания. Созданием нового внедорожника занялись известные советские конструкторы, среди которых были:
- Лепендин;
- Зислин;
- Подольский;
- Борисов и многие другие.
В качестве опытного образца, к которому нужно было стремиться, был выбран американский полноприводный седан «Мармон-Хэррингтон», который был создан на платформе Форд V8.
В 1939 году удалось создать первую модель прототипа ГАЗ-61, хотя назывался он тогда по-другому.
Изначально планировалось выпускать машину в кузове открытого типа, но потом решили поменять данную концепцию, пришлось использовать кузов от ГАЗ-11-73. Первая модель получила индекс ГАЗ-51-73.
Так как война приближалась, разработки двигались ускоренными темпами, и летом 1939 года прототип стал проходить испытания.
В ходе проверок было выяснено, что машина имела отличную проходимость, ее максимальная скорость составляла 107,5 км/ч, а расход топлива колебался около 14 литров на 100 км пути. Успешно пройдя все испытания, модель была рекомендована к серийному выпуску.
Описание конструкции
В основе шасси автомобиля ГАЗ-61 находится рама, изготовленная из штампованных элементов. Для производства деталей применялась углеродистая сталь толщиной 3 мм. Мосты машины установлены на рессорах с дополнительными амортизаторами.
Рулевой механизм автомобиля ГАЗ-61 состоит из червяка с глобоидальной канавкой и двойного ролика. Передаточное отношение составляет 16,6, не зависит от положения рулевого колеса. Силовой агрегат установлен на плавающих опорах. Закрытый кузов машины ГАЗ-61 рассчитан на 4 человек, система отопления конструкцией не предусмотрена. Вентиляция салона ГАЗ-61 осуществляется через откидные ветровые стекла и опускающиеся и поворотные элементы в дверях.
Передний диван регулируется по расстоянию от педалей.
На машинах ГАЗ-61 использовался 6-цилиндровый нижнеклапанный двигатель ГАЗ-11, оснащенный алюминиевой головкой блока, обеспечивавшей повышение степени сжатия до 6,5. Агрегат развивал мощность 85 л.с. На открытых автомобилях мог устанавливаться оригинальный DodgeD-5, который и послужил прототипом для ГАЗ-11. Американский мотор отличался несколько увеличенным объемом и габаритами деталей, соответствующими дюймовой системе измерения. Заокеанский собрат развивал мощность 87 л.с.
Вместе с двигателем был скопирован и карбюратор «Стромберг», оснащенный ускорительным насосом и экономайзером. Советская версия агрегата получила обозначение К-23, узел использовался на всех построенных машинах ГАЗ-61.
Технические характеристики
- Силовой агрегат
Чтобы приводить в движение данный седан с полным приводом, установили карбюраторный четырехтактный шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель с объемом 3.48 литра, который выдавал 76 лошадиных сил.
Данный силовой агрегат сделали из чугуна. Его мощности и крутящего момента вполне хватало, чтобы преодолевать бездорожье и, даже, перевозить военные прицепы. Расход топлива был заявлен на уровне 15 литров на 100 км. Максимальная скорость составляла 107 км/ч.
- Трансмиссия
Синхронизировали такой мощный мотор вместе с 4-ступенчатой механической коробкой переключения передач. Сцепление стоит однодисковое сухое полуцентробежное.
- Подвеска
И передняя и задняя подвеска, являлась зависимой, с установленными поперечными рессорами. Установка переднего моста, в отличии от заднего, являлась практически дебютной работой (впервые на Горьковском Автомобильном Заводе). Изначально были установлены ШРУСы Rzeppa, а позже поставили Bendix-Weiss.
Высота дорожного просвета просто впечатляла, это был настоящий внедорожник – 210 мм.
- Тормозная система
В качестве тормозной системы применялись барабанные тормозные механизмы, нагрузка на которые шла большая, ведь автомобиль весил порядка 2 000 кг.
Технические характеристики | |
Модификация | ГАЗ 61-73 |
Тип кузова | 4-дв. седан |
Число мест | 5 |
Длина | 4800 мм |
Ширина | 1770 мм |
Высота | 2080 мм |
База | 2845 мм |
Дорожный просвет | 210 мм |
Масса снаряженная | 1650 кг |
Масса полная | 2150 кг |
Привод | полный (подключаемый) |
Раздатка | 1-ст. |
Коробка передач | 4-ст. мех. |
Тип двигателя | карбюраторный |
Объем двигателя | 3.485 л |
Число цилиндров | 6 (рядный) |
Мощность двигателя | 85/3600 л.с./об. |
Крутящий момент | 220/2200 Н*м/об. |
Макс. скорость | 107 км/ч |
Модификации внедорожника
За все годы производства Горьковский автомобиль выпускался в нескольких модификациях, самой популярной из которых был седан ГАЗ-61-73. В разные годы на заводе выпускались следующие модификации автомобиля:
- ГАЗ-61-протитип. Это была опытная модель, которая обозначалась различными индексами;
- ГАЗ-61-40 – первая мелкосерийная модель, которая выпускалась только в 1941 году. Все внедорожники ГАЗ-61-40 имели кузов «фаэтон» и предназначались только для высшего командования. Уже в 1942 году ГАЗ-61-40 был снят с производства, так как было решено, что открытый кузов небезопасен, да и не соответствует климатическим условиям СССР;
- ГАЗ-61-73 пришел на смену модели ГАЗ-61-40. Новая модификация производилась в кузове седан и выпускалась до 1945 года;
- В 1940 году был выпущен ГАЗ-61-415. Это был пикап американского типа. Его производство так и не наладили;
- В 1941 году на заводе был выпущен ГАЗ-61-416;
- ГАЗ-61-417 представлял собой усовершенствованную модель пикапа серии 416.
Война внесла свои коррективы в планы конструкторов, поэтому автомобиль так и не стал производиться крупными сериями.
Плюсы и минусы ГАЗ-61
Первый советский легковой внедорожник имел множество достоинств. Если оценивать его с точки зрения современного человека, то в нем обнаружится и много отрицательных особенностей, но не стоит забывать, что машина проектировалась для определенных задач, к тому же военное время не предполагало высоких затрат на опции, связанные с комфортом. Основными достоинствами ГАЗ-61 являлись следующие характеристики:
- Толстый металл кузова. Этот параметр является основным столпом автомобилестроения тех лет. Именно по этой причине все сохранившиеся до сих пор автомобили ГАЗ-61 при должном уходе и антикоррозийной обработке выглядят весьма достойно;
- Мощный двигатель. Сейчас параметры мотора могут вызвать только усмешку, но в 1940-х годах он был одним из лучших;
- Высота дорожного просвета;
- Удобный салон;
- Высокая проходимость;
- Возможность буксировки тяжелых прицепов.
В качестве минусов можно назвать следующие пункты:
- Отсутствие гидроусилителей руля и тормозов;
- Масса машины;
- Нет багажника;
- Нет отопителя салона;
- Большое количество голого металла в салоне;
- Небольшой тираж модели.
В основном все минусы связаны с отсутствием опций для комфорта, но это никак не сказывается на ее проходимости и функциональности. В остальном ГАЗ-61 пользовался огромной любовью и популярностью на фронте. Он был в состоянии не только доставить высшее командование Красной Армии в пункт назначения, но и подвозить боеприпасы и личный состав, в случае крайней необходимости.
К сожалению, из-за того, что началась Великая Отечественная война, Горьковскому автозаводу не удалось наладить масштабное производство ГАЗ-61. Фронт требовал танки, поэтому данная модель так и осталась малосерийной. Однако даже за несколько лет производства командный состав успел оценить все преимущества автомобилей подобного класса.
Во время ВОВ в СССР по ленд-лизу поставлялись американские внедорожники «Виллис», которые показали себя более проходимыми, чем ГАЗ-61, поэтому еще в 1941 году был выпущен ГАЗ-64, который вскоре был заменен более совершенной моделью – ГАЗ-67. После войны производство ГАЗ-61 было признано нецелесообразным, после чего его полностью остановили.