В послевоенные годы для поддержки пехоты стали все чаще использовать гранатометы. Противотанковые орудия стали устаревать, они превращались из легких и мобильных в неповоротливых монстров. В противовоздушной обороне остались в основном малокалиберные автоматические пушки.
Пережить такие времена без потерь удалось только крупнокалиберным гаубицам и минометам. Одной из самых распространенных крупнокалиберных гаубиц была 122-миллиметровая буксируемая гаубица Д-30, разработанная еще в 50-е годы в Екатеринбурге.
История создания
Гаубица Д-30 появилась как замена дивизионной 122 мм гаубице М-30, разработанной ОКБ Мотовилихинского завода под руководством Федора Федоровича Петрова в 1938 году. Практика использования М-30 в годы Великой Отечественной войны выявила как положительные стороны орудия, так и недостатки. К недостаткам М-30 относились низкая кучность стрельбы и конструкция лафета, не позволявшая вести круговой обстрел.
Как и разработка М-30, проектирование ее замены в конце 1950-х годов было доверено Федору Петрову, возглавлявшему ОКБ завода № 9. Первоначальная разработка получила название Д-30 (2А18). Главным отличием от орудий, состоявших ранее на вооружении Советской армии, стала установка орудия на лафет из трех станин, которые расставлялись на угол 120°, что повышало устойчивость орудия при круговом обстреле. Также новшеством стало буксирование орудия вперед стволом. Зацеп фаркопа тягача производился за шкворневую балку, прикрепленную к дульному тормозу на шарнире. При приведении орудия в боевое положение (к открытию огня), корпус орудия приподнимался домкратом с упором на грунт опорной плитой. Колеса на поворотных осях откидывались вверх.
Следующая модификация Д-30, появившаяся в 1978 году, получила обозначение Д-30А и отличалась жесткой конструкцией шкворневой балки, являвшейся единым целым с дульным тормозом. В дульном тормозе вместо 5 пар больших щелей и 1 малой были использованы 2 камеры. На бронещитке было установлено электрооборудование для удобства транспортировки орудия в колонне (указатели поворота и габаритные огни).
Устройство гаубицы Д-30
Чтобы обеспечить возможность кругового обстрела, конструкторы Д-30 использовали ранее не применявшуюся схему с лафетом, состоящим из трех станин. Раздвигаясь, они «ложатся» на грунт и фиксируются в нем забивными сошниками. Верхний станок и качающаяся часть орудия при этом могут свободно вращаться.
Ствол гаубицы оснащен щелевым дульным тормозом, вертикальный клиновой затвор – полуавтоматический.
Прицельные приспособления гаубицы – механический прицел Д-726, совмещенный с орудийной панорамой ПГ-1М (четырехкратного увеличения) и оптический прицел ОП-4М. Последний используется при стрельбе прямой наводкой, он обеспечивает увеличение в 5,5-крат и прицельную сетку, включающую дальномерную шкалу, шкалы дальности и боковых поправок.
Механический прицел при стрельбе прямой наводкой служит вспомогательным, а при ведении огня с закрытых позиций является основным. Углы места и прицеливания, которые вводятся в прицел, замеряются с помощью панорамы ПГ-1М.
Перевозилась гаубица Д-30 тягачами АТ-Л и АТ-П, а так же грузовиками ЗиЛ-157. Позже применялись тягачи МТ-ЛБ и грузовики «Урал»-375 или 4320. Подвеска ходовой части – торсионная, вести огонь «с колес» нельзя – они должны быть вывешены.
На модификации Д-30А щелевой дульный тормоз заменили двухкамерным, а колеса, заполненные губчатой резиной, сменили на пневматические. Это позволило увеличить скорость буксировки.
Боеприпасы
По баллистическим характеристикам новое орудие должно было занять промежуточное положение между гаубицей М-30 и пушкой А-19. Это и привело к необходимости создавать боеприпасы для Д-30с чистого листа. А единственным подходящим снарядом из уже существующих оказался осколочно-фугасный ОФ-462.
Этот снаряд, разработанный в 1931 году, весил 21,7 кг и снаряжался 3,67 кг тротила. В процессе разработки Д-30 для старого орудия М-30 успели разработать новые дальнобойные снаряды – химические, дымовые и осветительные. Они тоже могли быть адаптированы для стрельбы из новой гаубицы.
Номенклатура осколочных боеприпасов Д-30 к 80-м годам пополнилась гаубичными снарядами семейств ОФ42 и ОФ56.
У последнего из них массу разрывного заряда довели до четырех килограмм, заменив тротил гексалом. Осколочное действие обеспечивает установка взрывателей на мгновенное действие, когда снаряд не успевает углубиться в преграду, а корпус почти не деформируется. Площадь сплошного поражения осколками оценивалась, как 18 м по фронту, и 8 – в глубину.
При стрельбе по танкам осколки массой около 1 г не могли нанести им существенных повреждений, но повредить приборы наблюдения и антенны они вполне могли. При установке взрывателей на фугасное действие снаряд несколько заглубляется в преграду. ОФ56, разрываясь в грунте, создает воронку трехметрового диаметра, и более метра глубиной. При стрельбе по танкам снаряд может уничтожить его навесное оборудование и проломить броню бортов или крыши.
Чтобы обеспечить возможность борьбы артиллерии с танками, для Д-30 разрабатывались кумулятивные снаряды. Первой попыткой создать такой снаряд для 122мм гаубиц стал вращающийся БП1, пробивавший до 180мм брони. Позже его заменили снаряды, которые в нарезном стволе стабилизировались особым вращающимся обтюратором, а в полете – оперением.
Выполненный по такой схеме снаряд БК3 мог пробить броню толщиной до 400мм.
Поздний снаряд БК13 уже и по внешнему виду напоминал снаряд гладкоствольного орудия, а его бронепробиваемость стала еще выше — до 460мм.
Для поражения больших масс пехоты в 1973 году на вооружение приняли снаряд Ш1, снаряженный стреловидными поражающими элементами. А самым совершенным и высокотехнологичным гаубичным 122мм снарядом Д-30 стал осколочно-фугасный «Китолов», корректируемый по лучу лазера. Метательный заряд в пластиковой или стальной гильзе поставляется в трех вариантах – полный заряд, уменьшенный переменный и специальный заряд для стрельбы кумулятивными снарядами БП1.
Технические характеристики гаубицы Д-30
Расчет, чел. | 6 |
Калибр, мм | 121,9 |
Длина ствола, мм | 4875 |
Ширина орудия в походном положении, мм | 1950 |
Углы наведения по вертикали, град | от -7 до +70 |
Углы наведения по горизонтали, град | 360 |
Масса боевая максимальная, кг | 3150 |
Дальность стрельбы максимальная, м | – 15400 (ОФС) – 21900 (АРС) |
Скорость снаряда начальная | 690 м/с |
Время перевода в боевое положение, мин | 2-3 |
Скорострельность боевая, выстр./мин. | 6-8 |
Макс. скорость буксировки, км/ч | 80 |
Модификации орудия Д-30
- Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году
- Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни
- ДА18М-1. Модификация с досылателем
- Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии
- Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке
- Type-96. Китайская модификация гаубицы
- Халифа. Суданская модификация
- Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30
- Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30
Эксплуатация гаубицы Д-30
В Советской Армии гаубица Д-30 стала основным оружием полковой и дивизионной артиллерии. По две гаубичные батареи входили в состав артиллерийского дивизиона танковых и мотострелковых полков. В дивизиях 122мм гаубицами вооружался артиллерийский полк.
В воздушно-десантных полках Д-30 встречались в виде исключения. Армия Российской Федерации поначалу сохраняла такую же структуру вплоть до перехода на бригадную организацию. А в 2013 году объявили о снятии с вооружения гаубиц Д-30, которые планировалось заменить артсистемами калибра 152мм на уровне дивизий и 120мм универсальными орудиями в полках.
Впервые, впрочем, в бой орудие вступило в составе армий арабских стран во время войн с Израилем. Из-за слабой выучки и низкого боевого духа солдат гаубица себя особенно ничем не проявила, а израильтяне захватили множество Д-30 в качестве трофеев. А советские войска смогли опробовать гаубицу в бою в Афганистане. И там она, обладая большими углами возвышения и возможностью вести круговой обстрел, оказалось незаменимым при организации обороны. После развала СССР Д-30 пришлось повоевать во всех конфликтах, разворачивавшихся на постсоветском пространстве – от чеченских войн до конфликта с Грузией и событий на Украине.
Правительственные войска в Сирии до сих пор используют Д-30, а также импровизированные самоходки на базе, например, грузовиков, вооруженные этим орудием.
Иракские и афганские гаубицы были в основном брошены армиями во время американского вторжения, а потом либо использовались для вооружения вновь созданных правительственных войск, либо отошли террористическим группировкам. Схожая ситуация наблюдается и в Ливии.
Д-30 числятся на вооружении некоторых африканских стран, но поскольку их количество иногда не доходит и до десятка, то говорить об их боевой ценности не приходится.
Гаубица Д-30 появилась более, чем полвека назад. Но до сих пор она не является потерявшим ценность устаревшим орудием, которое могут позволить себе лишь беднейшие страны. Наоборот – по своим качествам она и сейчас отвечает всем требованиям и в умелых руках может быть грозной силой.
А если дополнить панораму и оптический прицел баллистическим вычислителем – ее возможности могут выйти на качественно новый уровень. Конструкция гаубицы оказалась удачной и в плане удобства эксплуатации – обращение с ней легко может освоить любой расчет. Если Д-30 и не была самой лучшей советской гаубицей – то одной из лучших точно.