Японский линкор «Фусо», особенности и характеристики

Линкор «Фусо»

«Фусо» или «Страна восходящего солнца» представляет собой линейный корабль японского императорского флота. Он являлся головным кораблем одноименного типа и был назван в честь старинного названия Японии.

Японский линкор «Фусо» был заложен 11 марта 1912 года, а введен в эксплуатацию в ноябре 1915 года. В ночь на 25 октября 1944 «Фусо» вместе с однотипным кораблем «Ямасиро» были потоплены в бою с шестью американскими линкорами в проливе Суригао. В линкор «Фусо» попали две торпеды с американского эсминца, после чего корабль взорвался.

История создания

Fusō — тип линейных кораблей японского императорского флота. Всего построено 2 единицы — Fusō и Yamashiro. Линкор был спроектирован на основе полученных из Англии чертежей, по которым проходило строительство линейного крейсера Kongo. Но был переработан японскими конструкторами в соответствиями с требованиями, которые ставились перед линейными кораблями перед Первой мировой войной. Так скорость хода была уменьшена в пользу бронирования и огневой мощи.

Таким образом Fusō является классическим линкором — хорошо бронированным, с мощными орудиями главного калибра. В отличии от Kongo корпус Fusō был шире (а во время модернизации был еще расширен) и короче, что позволило значительно усилить бронирование и установить 12 орудий главного калибра.

Японский линкор «Фусо»

Название линкора является классическим для Японии и связано с названием страны в древней китайской литературе. Дословно Fuso можно перевести как «Страна восходящего солнца».

Линейный корабль Fusō был заложен 11 марта 1912 года в городе Куре на военно-морской верфи. Строительство продолжалось чуть более 3 лет. 28 марта 1914 года линкор спустили на воду, а 8 ноября 1915 года корабль был сдан в эксплуатацию.

Особенности конструкции «Фусо»

В ходе первой модернизации 1930—1933 годов, надстройка линкора «Фусо» была увеличена, установлена фок-мачта. Задняя надстройка была перестроена для размещения 127-миллиметровых зенитных орудий и установки дополнительных постов управления огнем. На «Фусо» была перестроена подводная часть — увеличены противоторпедные були, для улучшения подводной защиты и компенсации веса дополнительного оборудования и снаряжения.

В ходе второго этапа реконструкции в 1934—1935 годах, подводная часть была расширена, а ее корма удлинена на 7,62 м. Эти изменения увеличили общую длину «Фусо» до 212.75 метров, а ширину до 33,1 м . Водоизмещение линкора в процессе модернизации увеличилось почти на 4000 тонн и составило 39,154 длинных тонн (39,782 т) при полной нагрузке.

Схема корабля

  • Броневая защита. Во время своей первой реконструкции броня «Фусо» была существенно усилена. Палубная броня была увеличена до максимальной толщины 114 мм. Продольные переборки из высокопрочной стали толщиной 76 мм были добавлены для улучшения подводной защиты.
  • Авиационное вооружение. Линкоры типа «Фусо» были оснащены площадкой для взлета самолетов, смонтированной на башне № 2 в 1924 году. В ходе первого этапа модернизации линкоров площадка была установлена на крыше башни № 3. Предполагалось базирование на нем трех самолетов, хотя корабли не были оснащены самолетным ангаром. Изначально на кораблях базировались бипланы «Накадзима E4N2», в 1938 году они были заменены на «Накадзима E8N2». В ходе второго этапа модернизации 1940—1941 годов на корме корабля была установлена новая катапульта и улучшены условия базирования самолетов. С 1942 года линкор «Фусо» получил новый биплан «Мицубиси F1M», который заменил «Накадзима E8N2».

Технические характеристики линкора «Фусо»

Водоизмещение Стандартное — 34 700 т,
полное — 39 154 т
Размеры Длина: 192,1/212,8 м (после модернизации)
Ширина: 28,7 /33,1 м (после модернизации)
Осадка: 8,7/9,7 м (после модернизации)
Бронирование Главный пояс — 305…102 мм; верхний пояс — 203 мм;
траверсы — 305…127 мм; палуба — 97+51;
башни — до 305 мм; барбеты — 203 мм;
рубка — 350; казематы — 152 мм
Двигатели 4 ТЗА Kampon. Мощность 75 000 л. с.
Движитель 4
Скорость хода 24,7 узла
Дальность плавания 8000 морских миль на 16 узлах
Экипаж 1198 человек (1915 г.) 1396 человек (1935 г.)
1800-1900 человек. (1941-1944 гг.)
Вооружение Артиллерия: 6 × 2 — 356-мм/45, 14 × 1 — 152/50
Зенитная артиллерия: 4 × 2 — 127-мм/40,
20 × 3 — 25-мм/60
Авиационная группа 1 катапульта, 3 гидросамолета

История службы корабля «Фусо»

  • Довоенный период. После сдачи в эксплуатацию линкор Fusō был зачислен в 1-ю дивизию 1-го Флота. Во время Первой мировой войны корабль не участвовал в боевых действиях, а только патрулировал морские просторы у берегов Китая. В 1917 году линкор был назначен флагманом 1-й дивизии и до 1918 года исполнял эту роль. В этом же году Fusō перевели в резерв и установили 5 × 76,2-мм орудий в качестве зенитного вооружения. В 1923 году корабль участвовал в спасательной операции после сильного землетрясения в Канто. В следующем году в период с 1 июля по 1 ноября командование линкором принял капитан Мицумаса Енай, который в будущем стал премьер-министром Японии. 1 ноября командиром корабля стал капитан Санкити Такахаси. В целом в 20-х годах линкор Fusō был часто в резерве и проводил подготовку у берегов Китая. В 1930 году началась первая модернизация корабля, которая длилась до марта 1935 года. В ходе этой модернизации изменилось вооружение, бронирование, корпус и энергетическая установка. По завершению первого этапа модернизации в мае 1933 года Fusō прошел ходовые испытания, а после их завершения в течении 1936 — 1937 годов линкор использовался в качестве учебного корабля. 1 декабря 1937 года командиром корабля был назначен капитан Хироаки Абэ. А 15 ноября 1938 года линкор Fusō был снова назначен в 1-ю дивизию 1-го Флота. В 1939 году корабль действовал в китайских водах. В 1940 и 1941 годах на корабле вновь проводили модернизацию, а по завершению работ линкор был переведен во 2-ю дивизию 1-го Флота. В ее состав входили оба линкора типа Fusō (Fusō и Yamashiro) и два линейных корабля типа Ise (Ise и Hyūga). 15 сентября 1941 года был назначен новый командир корабля — капитан Мицуо Киносита.
  • Вторая мировая война. 10 апреля 1941 года Fusō был определен во 2-й дивизии 1-й флотилии. 8 декабря 1941 года Япония вступила в войну против США. В это время дивизия была усилена линкорами Nagato, Mutsu и авианосца IJN Hosho. После этого соединение отправилось для поддержки 1-го воздушного флота, который атаковал Перл-Харбор. Дивизия вернулась к месту базирования через 6 дней. 21 февраля 1942 года корабль вернулся на верфь в Куре, чтобы заменить орудийные стволы, ремонт был завершен 25 февраля. После этого линкор вместе со 2-й дивизией 1-й флотилии отправился для атаки американских авианосцев, которые позже участвовали в рейде Дулиттла (18 апреля 1942 года). Позже IJN Fusō в составе флота сопровождения под командованием адмирала Ямамото участвовал в Битве за Мидуэй, но лишь в качестве поддержки Алеутской группы японского флота. После этого линкор использовался в качестве учебного корабля с 15 ноября 1942 по 15 января 1943 года, а 8 июня 1943 года Fusō участвовал в спасении выживших после мощного взрыва на борту линкора Mutsu и его гибели. Всего силами экипажа IJN Fusō было спасено 353 членов экипажа IJN Mutsu. С 18 по 24 июля 1943 года, корабль находился в сухом доке Куре для установки радара и дополнительных 25 мм зенитных орудий. Позже линкор Fusō прошел небольшое улучшение вооружения и оборудования, проводил маневры для защиты от налетов американской авиации и атак подводных лодок.
  • Последний поход. 22 октября 1944 года линкор находился под командованием контр-адмирала Масами Бана и покинул Бруней. Позже в составе Южной группы Fusō отправился в восточном направлении к морю Сулу, а потом в море Минданао. В заливе Лейте Южная группа должна была соединиться с силами вице-адмирала Такэо Куриты. Но в проливе Суригао группа встретила крупное соединение американских военных кораблей. Таким образом, сражение между японскими и американскими силами в проливе Суригао стало важнейшим событием в битве в заливе Лейте. В 9:08 24 октября 1944 года линкоры Fusō, Yamashiro и тяжелый крейсер Mogami обнаружили группу американских самолетов, состоявшую из 27 торпедоносцев TBF Avenger, пикирующих бомбардировщиков SB2C Helldiver и палубных истребителей F6F Hellcat. В ходе авианалета в Fusō попало две бомбы, которые уничтожили катапульту и 2 гидросамолета, проломили палубу около башни главного калибра № 2. Из-за взрыва погибло много матросов, которые находились на постах вспомогательной артиллерии. В 1:05 25 октября линкор открыл огонь и случайно попал в Mogami, на котором из-за этого погибли трое моряков, находящихся в лазарете. А в 2:00 на группу японских кораблей напали американские эсминцы. Всего в ходе атаки американские корабли выпустили 27 торпед. Из них 2 торпеды попали в правый борт линкора Fusō, которые вызвали у корабля крен на правый борт, замедление хода и вывели его из строя. Историк Джон Толанд в 1970 году утверждал, что Fusō переломился пополам. Согласно исследованиям историка Энтони Талли, опубликованным в 2009 году и основанным на записях судового журнала эсминца USS Hutchins, в котором описывалось потопление Fusō — «огромный взрыв в 03:38 поднялся над кораблем, так что казалось, он переломился пополам». Точно известно, что IJN Fusō получил попадания двух торпед, на корабле началось сильное затопление. В течении 40 минут после попадания торпед японский линкор перевернулся и затонул. Точное время, когда затонул Fusō неизвестно, но это произошло во временном промежутке между 3:38 и 3:50 утра 25 октября 1944 года. Из всего экипажа выжило всего несколько десятков человек, которые были спасены эсминцем Asagumo, который позже был также потоплен. Всего 10 членов экипажа смогли вернуться домой в Японию. Официально линкор Fusō был исключен из списков флота 31 августа 1945 года.

Обнаружение

Останки затонувшего линкора Fuso были обнаружены 25 ноября 2017 года экспедицией, базировавшейся на научно-исследовательском судне Petrel. Останки находятся на глубине в 185 метров и представляют собой лежащую вверх килем основную часть корпуса и полностью отделенную от нее, меньшую по размерам, носовую часть.

Корабль «Фусо» на службе

Надстройка-пагода также лежит отдельно. Все останки сильно подвержены коррозии и покрыты густым слоем живых организмов, использующих их как своеобразную среду обитания.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
929
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: