Боевая мультиплатформенная разведывательная машина Фенек

Бронеавтомобиль Fennek

БРМ Фенек — детище нидерландских и германских инженеров. Легкий бронеавтомобиль МРС (Multipurpuse Carrier – многоцелевой автомобиль) предназначен для ведения разведывательной деятельности, участия в боевых столкновениях, патрулировании. Машина спроектирована с учетом всех требований к вооруженной технике европейских стран.

Название БРМ Фенек происходит по аналогии с миниатюрной пустынной лисицей, отличающийся чутким слухом и острым зрением.

Первый прототип MPC Fennek был построен в 1992 году. В 1996 году Германия и Нидерланды получили по два автомобиля для проведения тестирования в своих странах. По данным военных данный автомобиль считается одним из лучших в своем классе.

Fennek — это колесная платформа, на базе которой может быть реализовано до 8 различных типов боевых машин, в зависимости от поставленных задач.

История создания БРМ Фенек

Разработку отвечающего современным требованиям легкого разведывательного бронеавтомобиля Fennek Германия (Krauss-Maffei Wegmann) и Нидерланды (SP Aerospace + Vehicle Systems BV) совместно вели чуть ли не с начала 1990-х годов. Прототип «Феннек» был готов в 1992 году, а начиная с 2001 года было развернуто его серийное производство.

История создания

Первоначальный заказ на МРС Fennek составил 612 машин, 2\3 которых предназначались Нидерландам, а оставшиеся — Германии. Интересно, что спецификация машины предлагает даже не классический разведывательный армейский бронеавтомобиль, а скорее боевую патрульную машину для противопартизанских действий, то есть к конфликтам типа войн в Афганистане и Сирии, Германия и Нидерладны начали готовиться заранее.

Кроме патрулирования, в обязанности БРМ Фенек включают такие традиционные для легких броневиков задачи как ведение электронной и визуальной разведки, инженерной разведки, а также снабжения подразделений в условиях боя.

С 2004 года машины обкатывались в Афганистане и проявили себя весьма неплохо. Машина хорошо показала себя в задачах разведки обширных районов с большим отрывом от остальных сил, и контроля ключевых трасс. В повседневной службе БРМ Фенек чаще всего используются для охраны автоколонн, в составе сил спецсопровождения.

В случае необходимости, в полевых условиях защита бронемашин может быть усилена за счет монтирования накладных бронеплит на корпусе. Подобную схему с успехом применяли голландцы на своих машинах.

Конструкция автомобиля

БРМ Фенек — колесная, двухосная, полноприводная, неплавающая машина, двигатель которой располагался сзади. Разработчики выбрали заднемоторную сборку, потому что она уменьшала тепловую и акустическую заметность. Рабочее место шофера располагалось спереди машины.

Вследствие того, что броневик обладал большими бронированными окнами, которые были снабжены дворниками, шоферу гарантировалась большая область обзора. Также была учтена вероятность прикрепления к стеклу специального экрана из покрытия, которое предотвращает отражение света от солнца.

MPC Fennek был оборудован камерой заднего наблюдения и очками ночного видения для темного времени суток. Остальные члены экипажа размещались за шофером. Доступ к местам обеспечивался с помощью дверей в борте корпуса. Помимо этого, над всеми тремя членами экипажа находились люки. Сиденья регулировались по высоте, что позволяло осуществлять мониторинг через скрытый люк.

Конструкция автомобиля

Специальное оборудование этого транспортного средства позволяло осуществлять мониторинг в дневное время, и в ночное; измерять дальность и азимуты, а также обмениваться со штабом всеми соответствующими данными.

Технические характеристики MPC Fennek

Страна производитель Германия и Нидерланды
Тип машины Разведывательный бронеавтомобиль (4×4)
Дата выпуска 2000 г.
Высота/длина/ширина автомобиля 1790/5580/2550 мм
Броня спереди, сбоку, на башне Стальная, катанная, обеспечивает защиту от 7,62-мм бронебойных пуль
Состав экипажа 3 человека
Двигатель Дизель «даймлер», мощностью 240 л.с.
Дальность хода 1000 км по шоссе, 450 км по пересеченной местности
Максимальная скорость 115 км/ч
Масса 9,7 тонн
Вооружение 1х 12,7-мм пулемет Browning M2 или 1х 7,62-мм Rheinmetall MG-3. Дополнительно может быть установлен 1х 40-мм гранатомет HK GMG (32 выстрела)

Оборудование машины

Коробка передач автоматическая, рулевое управление снабжено гидроусилителем. Феннек оснащен фильтровентиляционной системой, системой центрального регулирования давления в шинах.

Для осуществления разведки используется телескопическая мачта на которой устанавливается контейнер с аппаратурой, включающей инфракрасную и ТВ-камеру, лазерный дальномер. Штатный приемник GPS обеспечивает точную привязку к местности, все собранные данные передаются в автоматизированную систему боевого управления подразделением.

Специальное оборудование БРМ позволяет вести наблюдение в дневное и ночное время, измерение дальности и азимутов, а также обмен соответствующей информацией. Его основу составляет оптоэлектронная головка ВАА (разработки фирм «STN Атлас» и «Карл Цейсс Оптроникс») с телевизионной камерой, тепловизором OPHELIOS и лазерным дальномером MOLEM. Головка смонтирована на телескопической мачте высотой 1,5 м, позволяющей вести наблюдение из-за укрытий. Система монтажа ВАА обеспечивает круговой обзор, но поворот головки на 360° невозможен: она вращается на 220° вправо и влево. Диапазон перемещения ВАА в вертикальной плоскости составляет от −30 до +30°. Существует также возможность оборудования выносного поста наблюдения — в этом случае головка ВАА устанавливается на специальной треноге на удалении до 40 м от БРМ.

Оборудование машины

Тепловизор OPHELIOS работает в диапазоне 8-12 мкм и обеспечивает обнаружение цели типа танк на дистанции до 4 км. Телевизионная камера черно-белого изображения имеет регулируемое поле зрения от 2 до 20° (у тепловизора этот показатель составляет от 2,7 до 12,5°). Изображение транслируется на монитор, причем существует возможность наложения изображения от тепловизора на телевизионное. Лазерный дальномер работает на волне длиной 1,543 мкм. Диапазон измерения дальности составляет от 50 м до 10 км, время измерения — 10 нс. Измеренная дальность до объекта отображается на мониторе, а результаты последних 50 замеров хранятся в памяти. На мониторе также отображается азимут объекта относительно БРМ и угол наклона головки ВАА.

Как известно, при ведении разведки крайне важно точно знать свое месторасположение. Фенек оборудован инерционной навигационной системой LLN-GY разработки фирмы LITEF. Она обеспечивает предоставление экипажу информации о текущих координатах в реальном масштабе времени. Точность определения собственного положения составляет 10 м, а величина ошибки — 0,8% пройденного пути. Также предоставляется информация о направлении на север (с точностью 0,3°). Кроме того, Фенек оборудован приемником спутниковой системы навигации GPS.

БРМ снабжена системой отображения и передачи информации FuWES. На ее сенсорном мониторе, установленном слева от монитора системы ВАА, отображается карта местности с обнаруженными объектами и дальностью до них, а также местом самой БРМ. Эта информация может транслироваться внешним потребителям.

Немецкие войска используют команды и системы управления вооружением (FueWES), универсальный интерфейс позволяют легко использовать альтернативные возможности аппаратного и программного обеспечения отдельных стран (НАТО).

Дополнительными средствами наблюдения являются выносные акустические и сейсмические датчики. Предусмотрена также возможность применения с Фенека миниатюрного БПЛА «Аладдин». Этот беспилотник имеет радиус действия 15 км и максимальную скорость полета 90 км/ч. Диапазон рабочих высот полета «Аладдина» составляет от 30 до 300 м.

Фенек имеет развитый комплекс средств радиосвязи, включающий КВ/УКВ радиостанции SEM 52, SEM 80/90 и HRM 7400, а также танковое переговорное устройство.

Фенек имеет развитый комплекс средств радиосвязи

Вооружение Фенека в разведывательном варианте монтируется на турели «тип 1530» с ручной наводкой, но с дистанционным управлением изнутри машины. В бундесвере БРМ вооружается 7,62-мм пулеметом или 40-мм гранатометом AGL (готовый к стрельбе боекомплект составляет 250 патронов или 32 гранаты). Для прицеливания служит перископический прицел PERI Z17 и тепловизор. Возможна установка более сложной прицельной станции LAZ400L с телекамерой, тепловизором и лазерным дальномером. Вместо турели «тип 1530» может монтироваться дистанционно управляемая установка FLW 200 с электроприводом и дополнительными дымовыми гранатометами (в базовом исполнении шесть 76-мм гранатометов, сблокированных в два пакета, установлены в кормовой части корпуса). Возможно и применение других вариантов вооружения — например, БРМ армии Нидерландов вооружаются 12,7-мм пулеметами.

Силовая установка Фенека — шестицилиндровый дизель «Дойц» BF 6M2013C мощностью 240 л.с. с гидрокинетической трансмиссией и автоматической коробкой передач (шесть скоростей при движении вперед, и одна — назад). Система передача мощности к колесам — Н-образная (от распределительной коробки мощность передается на четыре вала, проходящие вдоль бортов). Такое решение способствовало уменьшению высоты машины. Максимальная скорость движения по шоссе составляет 110 км/ч (впрочем, инструкция не рекомендует разгоняться свыше 90 км/ч), а при движении назад — 23 км/ч. 230-литровый топливный бак расположен в левой части моторного отделения. Его емкости хватает для преодоления 1000 км по шоссе, либо 450 км — по пересеченной местности.

Машина оборудована автоматической системой пожаротушения (в моторном отсеке), а также системой защиты от оружия массового поражения.

Так как производство разведывательного бронеавтомобиля Fennek ведется как в Германии, так и в Нидерландах, машины несколько отличаются по составу оборудования и вооружения.

Применение бронемашины

Поставки БРМ Фенек вооруженным силам Германии и Нидерландов начались в 2003 году. Эти машины придали разведывательным подразделениям совершенно новое качество: и немецкий Лухс, и голландский Линкс в подметки не годились Фенеку по составу специального оборудования. Высокой оценки заслужила и подвижность новой БРМ.

В бундесвере Фенеки поступили на вооружение бригадных разведывательных батальонов: 6-го из 41-й механизированной бригады (Ойтин), 7-го из 21-й танковой бригады (Ахлен), 8-го из 12-й танковой бригады (Фрайбург), 13-го из 37-й мехбригады (Гота), а также 230-го горного из 23-й горной бригады (Фуссен) и 3-го инструкторского из 90-й инструкторской танковой бригады (Люнебург). Кроме того, БРМ Фенеки имеются в 310-й аэромобильной разведроте 1-й аэромобильной бригады (Зеедорф) и разведроте 291-го егерского батальона, входящего в состав франко-германской бригады (Илькирх-Графенштаден).

Применение бронемашины

В разведбатах Фенеками укомплектовано по одной роте, состоящей из трех взводом по семь БРМ (три разведывательных отделения по два Фенека плюс машина командира взвода).

В Королевской армии Нидерландов основными частями, эксплуатирующими Фенеки, являются 42-й и 43-й разведывательные эскадроны (Ойрсхот и Хафелте), входящие в состав, соответственно, 13-й легкой и 41-й механизированной бригад. Каждый из них включает три роты по три разведывательных взвода (восемь машин в каждом) и одному противотанковому (четыре Фенека MRAT). Кроме того, Фенеки находятся на вооружении 5-й и 6-й рот 103-го отдельного разведбата (Ольдебрук). В них вместо противотанкового взвода имеется взвод передовых авиационных наводчиков (три машины тип ТАСР). ЗРК SWP находятся на вооружении 13-й зенитной батареи Объединенного командования ПВО, в которой используются совместно с ЗРК NASAMS 2.

Как немецкие, так и голландские Фенеки активно участвуют в миротворческих операциях. Немецкие машины попали в Афганистан в 2003 году — сразу же после принятия на вооружение. По опыту боевого применения на них был внедрен комплекс «афганских» доработок, включающий установку массивного бампера, инфракрасных прожекторов, усиленной противоминной защиты, станции CG-12, предназначенной для постановки помех дистанционным взрывателям импровизированных подрывных устройств, а также двух контейнеров для дополнительного боекомплекта. Помимо БРМ, в Афганистане служили инженерные Фенеки и машины JFST.

Двенадцать Фенеко отправили в Афганистан и голландцы. Один из них был потерян в ноябре 2007 года в Урузгане вследствие подрыва на мине (один член экипажа погиб, двое получили ранения). Используются Фенеки и миротворческим контингентом в Мали.

С момента начала разработки MPC Fennek его создатели вели интенсивный поиск зарубежных покупателей. Наиболее близки к заключению контрактов были вооруженные силы Люксембурга, Бельгии и Турции. И если крошечный Люксембург мог купить не более десятка БРМ, то потенциальные контракты с двумя другими странами были более привлекательными. Бельгия намеревалась прибрести не менее 200 Фенеков, а Турция — 180 с перспективой последующего лицензионного производства. Однако все эти планы так остались нереализованными.

Машина ориентирована на экспорт

В 2008 году на выставке «Евросатори» был представлен прототип БРМ Фенек F2 с увеличенной до 15 т массой, более мощной силовой установкой и другими усовершенствованиями. Два года спустя появился доработанный опытный образец Фенек 2. Машина ориентирована на экспорт, но пока лишь одна страна изъявила желание закупить эти БРМ. Ею стал Катар, заказавший в 2015 году в пакете с другой немецкой бронетехникой и 32 Фенека 2. Впрочем, о начале поставок этих бронемашин пока не сообщалось.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: