McDonnell Douglas F/A-18 Hornet представляет собой американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик. Он был разработан в 1970-х годах и на сегодняшний день является основным боевым самолетом ВМС США.
Классический Хорнет (legacy Hornet, версии F/A-18A, B, C, D) в ВМФ США уступил место Супер Хорнету (F/A-18E,F) во всех боевых эскадрильях. В США на март 2022 года классический Хорнет остался на службе лишь в корпусе морской пехоты, а также тренировочных и экспериментальных эскадрильях.
Стоит отметить, что некоторые источники самолет называют как F-18, но данное обозначение было упразднено в 1982 году.
Правильное обозначение данного самолета в вооруженных силах США после 1982 года, согласно официальному списку обозначений летательных аппаратов DoD 4120.15-L, 12 мая 2004 министерства обороны США, — F/A-18 (fighter attack — истребитель-штурмовик).
Только написание без косой черты мало распространено и обычно не встречается в авиационных справочниках. Обозначение F-18 официально используется ВВС Финляндии.
История создания
Начиная с 1985 года из огромного арсенала американской морской авиатехники, где давно и прочно обосновались штурмовик А-6 «Интрудер», истребитель F-14 «Томкэт», противолодочный S-3A «Викинг», разведчик RF-8С «Крусейдер», самолет ДРЛО Е-2С «Хокай» и другие, стали планомерно выводить в резерв заслуженные боевые машины А-7Е «Корсар» и F-4 «Фантом». Их начали заменять новым более совершенным истребителем-штурмовиком F/A-18A «Xopнет» (шершень). В связи с этим нелишним будет заметить, что «Фантом» по сравнению с «Корсаром» выглядит куда внушительнее: полный полетный вес на 8000 кг больше, два двигателя, а скорость — 2400 км/ч — вдвое выше.
Но у F/A-18 и по сравнению с «Фантомом» технические показатели выглядят еще значительнее: та же максимальная скорость, но выше нагрузка на крыло, меньшие размеры (кстати, и складывающиеся консоли крыла), шире ассортимент вооружений, а главное — более совершенные прицельно-навигационные устройства, лазерные прицелы и система инфракрасного точечного наведения на цель бомб и ракет. То есть F/A-18 — более совершенный самолет морской авиации по всем параметрам.
По оценкам зарубежных специалистов, F/A-18 в настоящее время — лучший из всех самолетов, которые находятся в составе авиации ВМС с учетом его удельной стоимости (по критерию «стоимость-эффективность»), В одном из американских авиационных журналов отмечается: «F/A-18 — это принципиально новые разработки для ударных самолетов. Мы развили новые концепции и значительно продвинулись вперед. По конструкции и оснащению «Хорнет» — безусловно самолет будущего».
Генеральным подрядчиком постройки F/A-18, выполнившим 60% всех работ, является фирма «Макдоннелл-Дуглас», образованная в 1967 г. Остальные 40% выполнила фирма «Нортроп», созданная в 1932-м. Проект выполнен с учетом самой передовой технологии, что хорошо видно даже по соотношению использованных конструкционных материалов. Алюминиевые сплавы — 49,6%, сталь — 16,7%, титановые сплавы — 12,9%, композиционные материалы — 10%, прочие составляющие — 11%.
Самые современные двигатели «Дженерал Электрик», высококачественная электроника и новейшие аэродинамические усовершенствования делают конструкцию нового истребителя-штурмовика очень эффективной и надежной. Недаром же из первой партии F/A-18 в количестве 1663 экземпляров 138 сразу приобрела Канада, 75 — Австралия, 72 — Испания и ряд других стран. Начало разработки нового самолета на основе опытного «Нортроп» YF-17 было положено в 1975 г. Постройку первого прототипа F/А-18 завершили в сентябре 1978-го, а его первый полет состоялся 18 ноября. Сперва отрабатывали вариант истребителя для замены «Фантома», выпускавшийся с 1983 г. Затем в 1984 г. появился F/A-18A, пришедший на смену корабельному штурмовику А-7 «Корсар». Испытания нового самолета также показали, что он вполне мог бы заменить и более тяжелый F-14 «Томкэт» особенно по части выполнения штурмовых задач. Вскоре был отработан еще один вариант — двухместный морской разведчик-штурмовик F/A-18В.
Еще летом 1979-го летчик-испытатель полковник Дик Ричарде впервые посадил «Хорнет» на палубу крупнейшего авианосца «Америка» и произвел в течение нескольких месяцев 32 взлета и посадки. Причем, в восьми из десяти посадок ему удавалось зацепить гаком за основной трос, что считалось отличным показателем. В начале 80-х годов в результате успешных испытаний «Хорнета» руководство авиацией флота утвердило новый тип дивизионов — истребительно-штурмовые, были основаны новые формирования морской авиации. Два крыла, вооруженные «Фантомами» и «Корсарами», переоснастили F/A-18. В 1980-м для палубной авиации и поддержки морской пехоты выпустили 1366 новых машин.
При испытаниях самолета не обошлось без потерь. В 1980 г. были разбиты два «Хорнета». У одного отказал двигатель и возник пожар в воздухе. Второй вошел в плоский штопор и ударился о землю. Пилоты сумели катапультироваться. Последний случай особенно встревожил специалистов: нет ли у самолета тенденции к сваливанию в штопор.
На фирме «Макдоннелл-Дуглас», которая к этому времени расторгла контракт с «Нортропом», решили заняться проблемой всерьез. Испытания на штопор производили на прототипе № 6, выполнив 100 полетов. Для гарантии в задней части фюзеляжа даже смонтировали специальный противоштопорный парашют. Но подстраховка оказалась напрасной: самолет очень неохотно входил в штопор и легко из него выводился. В это же время был создан и комплексный тренажер для более качественного обучения пилотов.
Особенности конструкции F/A-18 Hornet
По своей конструкции самолет F/A-18 — моноплан нормальной схемы со среднерасположенным свободнонесущим крылом, с двумя двигателями в хвостовой части и двухкилевым оперением. Фюзеляж полумонококовой конструкции. Сверху, в хвостовой части, между килями — расположен воздушный тормоз. Там же, в хвостовой части, под фюзеляжем, предусмотрен тормозной крюк. Одной из важных особенностей «Хорнета» являются удлиненные наплывы (наделки), идущие от передней кромки крыла вдоль фюзеляжа в направлении воздухозаборников. Наплывы, имеющие значительную площадь — 5,5 м2, намного увеличивают подъемную силу при больших углах атаки.
Крыло «Хорнета» — многолонжеронное, складывающееся по шарнирному стыку. Относительная толщина крыла 5%, удлинение 3,5. Оно имеет сложную систему механизации: по всему размаху — отклоняемые носки, закрылки, зависающие элероны с максимальными углами отклонения 30град. и 45град. . Характерно, что носки крыла и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и скорости, что значительно повышает скорость в горизонтальном полете и маневренность в бою. Стабилизатор — цельноповоротный, дифференциально отклоняемый, применяется для продольного, а на сверхзвуковых скоростях и частично поперечного управления самолетом.
Два стреловидных киля имеют незначительный угол внешнего развала и небольшие по площади рули поворота. В верхней части правого киля расположена антенна станции предупреждения об облучении РЛС. Крыло, хвостовое оперение, закрылки, элероны, крышки смотровых люков выполнены с применением композиционных материалов, общая масса которых составляет 590 кг. Шасси «Хорнета» — трехопорное. Основные стойки имеют по одному колесу, после поворота колес на 90град. они убираются назад в ниши, расположенные под каналами воздухозаборников двигателей. Носовая стойка с двумя колесами убирается вперед и имеет кронштейн для крепления к челноку катапульты. Пневматики основных стоек имеют размер 25×69 см, а носовые — 20×50 см. Интересно отметить, что при эксплуатации самолета с авианосца давление в пневматиках стоек — 24 кг/см2, а с наземной ВПП — всего порядка 12 кг/см2. «Гидравлика» самолета состоит из двух независимых систем с рабочим давлением 210 кг/см2 и предназначена для питания приводов поверхностей управления, тормозов, тормозного крюка, пушки и других агрегатов.
Кабина пилота — герметизированная, оснащена системами кондиционирования и кислородного питания. Фонарь открывается вверх — назад, а лобовое стекло при необходимости откидывается вверх — вперед. В кабине установлено катапультируемое кресло типа Мартин-Бейкер US10S, обеспечивающее аварийное покидание самолета экипажем даже на стоянке. Система управления самолетом — цифровая, электродистанционная, с резервной электрической проводкой ко всем поверхностям управления и резервной механической проводкой управления стабилизатором.
Силовая установка включает в себя два двухконтурных двигателя F-404 модульной конструкции. Он двухвальный с нерегулируемым воздухозаборником соответственно с трех — и семиступенчатым компрессорами низкого и высокого давления, кольцевой камерой сгорания и регулируемым соплом. Расчетный ресурс планера — 6000 летных часов, или 2000 взлетов с помощью катапульты и 2000 посадок с аэрофинишером.
Внутренние баки топливной системы расположены в фюзеляже между кабиной пилота и двигателями, а также в центроплане крыла. Запас топлива в них — 5000 кг. Вместе с заполненными подвесными баками максимальное количество авиакеросина достигает 7990 кг, что позволяет достигать максимальной перегоночной дальности 3800 км. С правого борта в носовой части фюзеляжа установлена выдвижная штанга для заправки топливом в полете. Баки и пространство вокруг них заполняются пламегасящей пеной.
«Хорнет» оснащен первоклассным электронным оборудованием, позволяющим выполнять боевые задачи ночью и в сложных метеоусловиях. Он имеет две 16-разрядные БЦВМ Контрол Дейта AN/AYK-14, инерциальную навигационную систему Коллинз AN/ARN-118 TACAN, систему посадки по приборам, радиокомпас, систему опознавания «свой-чужой», радиовысотомер, две УКВ радиостанции, систему предупреждения о радиолокационном облучении Магнавокс AN/ALR-50, систему РЭБ, устройство для разбрасывания дипольных отражателей, ИК-трассеры и постановщик радиопомех.
В кабине пилота расположены три индикатора: многофункциональный дисплей, дисплей состояния систем самолета и индикатор наблюдения обстановки. Все дисплеи взаимозаменяемы. В целом радиоэлектронное оборудование «Хорнета» включает в себя систему управления оружием, навигационную аппаратуру, аппаратуру радиосвязи и опознавания, а также средства РЭБ. Многорежимная цифровая импульсно-доплеровская РЛС «Хьюз» обеспечивает слежение одновременно за десятью целями и вывод на дисплеи информации о восьми из них. Эта РЛС работает в режимах воздух-воздух и воздух-поверхность и обеспечивает прицеливание при стрельбе из пушки, пуск управляемых ракет (УР) и бомбометании. У «Хорнета» применена еще одна новинка в оборудовании РЛ системы. При выполнении операций по наземным целям под воздухозаборниками устанавливаются контейнеры с ИК системой фирмы Форд и контейнер с лазерной системой целеуказания и панорамной фотокамерой фирмы Мартин.
Арсенал вооружения F/A-18 весьма разнообразен. Встроенная пушка М-61-А1 «Вулкан» калибром 20 мм. Боезапас — 570 снарядов, скорострельной 4000 или 6000 выстрелов/мин. Ракетно-бомбовое вооружение размещается на девяти внешних узлах подвески — по одному на законцовках крыла, по два под каждой консолью и три подфюзеляжных. Максимальная нагрузка: концевые крыльевые подвески — по 136 кг, наружные и внутренние подкрыльевые — по 1100 кг, подфюзеляжные — 1090 кг и на воздухозаборнике — по 230 кг.
В состав вооружения класса «воздух-воздух» на «Хорнете» входят УР «Сайдуиндер» и «Спэрроу». На самолете можно одновременно установить 8 таких ракет. По классу «воздух-поверхность» на F/A-18 могут быть использованы УР «Мейврик», противокорабельные УР «Гарпун», противорадиолокационные УР «Харм», а также управляемые бомбы «Уоллай» и обычные бомбы Мк.82, -83 -84. Кроме того, кассетные бомбы «Рокай» и ядерные — UAB-2000. Все это разнообразие смертоносного груза (за исключением разве что атомных бомб) вскоре пришлось применить в боевых условиях.
Технические характеристики F/A-18 Hornet
Модификация | F/A-18C |
Размах крыла, м | |
стандартная | 11.43 |
с ракетами на концах | 12.31 |
со сложенными крыльями | 8.38 |
Длина самолета, м | 17,07 |
Высота самолета, м | 4.66 |
Площадь крыла, м2 | 37.16 |
Угол стреловидности | 20 град. |
Масса, кг | |
пустого самолета | 10810 |
нормальная взлетная (истребитель) | 16650 |
нормальная взлетная (ударныйвариант) | 23540 |
максимальная взлетная | 25400 |
Топлива, л | |
во внутренних баках | 6060 |
в ПТБ | 3750 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ General Electric F404-GE-402 EPE |
Тяга, кН | |
форсированная | 2 х 78.3 |
нефорсированная | 2 х 52.0 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
на форсаже | 2000 (М=1.8) |
без форсажа | 1100 |
Посадочная скорость, км/ч | 248 |
Максимальная скороподъемность, м/с | 250 |
Практический потолок, м | 15200 |
Практическая дальность, км | 3300 |
Боевой радиус действия, км | 1065 |
Длина разбега с наземной ВПП, м | 430 |
Макс.эксплуатационная перегрузка | 7,5 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | шестиствольная 20-мм пушка General Electric M61A1 Vulcan (с 578 снарядов). Нормальная боевая нагрузка – 7031 кг на 9 узлов внешней подвески: 2 УР AIM-9L/M/P Sidewinder на концах крыла и 2 УР AIM-7 по бокам воздухозаборников. УР ASRAAM (вместо АIM-9) и AIM-120 AMRAAM (вместо AIM-7), до шести УР AIM-9. При выполнении ударных операций самолет оснащается бомбами с лазерным наведением GBU-10 и -12, обычными бомбами Mk.82 (до 27) и Mk.84, бомбовыми кассетами CBU-59, 4 УР AGM-65F Maverick, ПКР AGM-64 Harpoon, противорадиолокационные УР AGM-88 HARM, контейнерами с 70-мм НАР; УР SLAM and SLAM ER; Контейнеры ADM-141 TALD |
Модификации
YF-18A | опытный истребитель. |
F/A-18A | одноместный истребитель-бомбардировщик. Для ВМС и КМП США построен 371 самолет (1980-1987 гг.). |
F/A-18B | (прежнее обозначение TF-18A) — двухместный учебно-боевой вариант самолета F/A-18A. Для ВМС и КМП США построено 39 серийных F/A-18B. |
F/A-18С | одноместный многоцелевой истребитель с усовершенствованным БРЭО и вооружением. Первый полет — 3 сентября 1986 г., поставки начались 21 сентября 1987 г. и закончились в 2000 г. С конца 1989 г. выпускается в модификации «Найт Аттэк» с оборудованием для всепогодных ночных ударов. |
F/A-18D | двухместный вариант самолета F/A-18C. Первый полет — 6 мая 1988 г., поставки начались в декабре 1989 г. и закончились в сентябре 2000 г. Выпускается с оборудованием для всепогодных ночных ударов. Модификация для КМП производится без командного поста управления самолетом в задней кабине и предназначена для выполнения только боевых задач, тогда как модификация для ВМС имеет двойное управление и используется только для тренировочных задач. |
F/A-18E Super Hornet | модернизированная версия самолета. |
F/A-18F Super Hornet | двухместный учебно-боевой вариант. |
CF-18A и B | одно- и двухместный варианты для ВВС Канады. Первый полет — 29 июля 1982 г., поставлено 138, из них 40 CF-18B — с 25 октября 1982 г. по 21 сентября 1988 г. |
AF-18A и ATF-18A | одно- и двухместные варианты для ВВС Австралии. Было заказано 75 самолетов, в том числе 57 AF-18А и 18 ATF-18А, из них первые два были получены из США, остальные собраны или построены по лицензии и поставлены с мая 1985 г. по май 1990 г. |
EF-18 | одноместный (испанское обозначение С. 15) и двухместный (СЕ. 15) варианты для ВВС Испании. Поставлены 72 с лета 1986 г. по июнь 1990 г. |
F/A-18D(RC) | двухместный разведчик с контейнерной системой ATARS. Летные испытания F/A- 18с разведывательным оборудованием начались 15 августа 1984 г. Серийно не строился. |
F-18L | вариант наземного базирования. Серийно не строился. |
F-18 HARV | экспериментальный самолет для исследований в 1987-1994 гг. полетов на больших углах атаки, системы управления вектором тяги с использованием периферийных рулей и новых способов управления самолетом на больших углах атаки (с помощью расположенных в носовой части фюзеляжа поворотных гребней или системы выдува струй). |
Эксплуатация
Результат попадания ракеты ПЗРК «Стрела-2» в сопловое устройство левого двигателя F/A-18 в ходе «Войны в заливе» (1991). Самолет, серийный № 164051 вернулся на базу и был отремонтирован.
Первая эскадрилья F/A-18 получила статус боеготовой 7 января 1983 года — это была 314-я истребительно-бомбардировочная эскадрилья Корпуса морской пехоты США «Черные рыцари» (VMFA-314 Black Knights). В эскадрильях ВМС и КМП «Хорнет» постепенно заменял истребители F-4 и штурмовики A-4 и A-7. После снятия с вооружения штурмовиков A-6 в 1990-х годах «Хорнет» остался единственным специализированным ударным самолетом ВМС, а после завершения эксплуатации истребителей F-14 в 2006 году он остался единственным боевым самолетом, базирующимся на американских авианосцах до вступления в строй истребителей F-35 Lightning II.
С 1986 года самолеты F/A-18 использует группа высшего пилотажа ВМС США «Голубые ангелы».
К концу 1990-х годов «Хорнеты» состояли на вооружении 26 боевых эскадрилий ВМС США, 4 эскадрилий Резерва ВМС США, 16 боевых эскадрилий Корпуса морской пехоты США.
Некоторые F/A-18A налетали уже 8500 часов.
Стоимость одного часа полета составляет 18 700$.
Боевое применение F/A-18 Hornet
- Операция «Каньон Эльдорадо» — Ливия, апрель 1986 г.
- Война в Персидском заливе — освобождение Кувейта, 1991 г.
- Операция «Обдуманная сила» — бомбардировки позиций боснийских сербов, 1995.
- Операция «Лиса пустыни» — бомбовые удары по военным объектам Ирака, 1998.
- Военная операция в Афганистане — 2001-2021.
- Иракская война — операция по свержению режима С. Хусейна, 2003—2010. К 2008 году было потеряно как минимум 5 F/A-18.
- Операция Odyssey Dawn — бомбардировки объектов военного потенциала режима Каддафи, Ливия, 2011.