Американский самолет General Dynamics F-16 Fighting Falcon стал довольно распространенной машиной четвертого поколения. Достижению данного результата способствовали технические характеристики и вменяемая стоимость.
На 2016 год общие поставки самолетов составили около 4500 самолетов. При этом производство истребителей еще продолжается, получается, что число построенных истребителей F-16 может перевалить за 5 тыс. экземпляров.
История создания
F-16 — американский самолет-истребитель 4-го поколения. Благодаря своим летным и техническим параметрам, а также невысокой стоимости (от 34 до 50 млн. долл.), эта машина стала самой покупаемой. В 1975 году F-16 стоил всего 4,5 млн. долларов. Легкий истребитель составляет основу военного авиапарка США и других стран.
Американцы называют F-16 «атакующим соколом». Разработчик этой серии — авиакомпания General Dynamics. F-16 впервые взлетел в 1974. Компания-разработчик выиграла конкурс на проектирование легкого истребителя для нужд армии США еще в 1972. Американским военным нужен был легкий летательный аппарат, вес которого не превышал бы 9 тонн. Самолет должен был при скорости до 1,6 Мах участвовать в ближнем сражении на высоте до 12 200 метров.
В объявленном конкурсе General Dynamics вместе с Northrop обошли такие известные авиакомпании, как Lockheed Corporation (впоследствии слившейся с компанией Martin Marietta), Boeing, LTV. Компания Northrop также получила финансирование на проведение проектных работ и представила разработку F-17, вошедшую в основу выпуска летательного аппарата F/А18 для ВМФ США.
Министерство обороны подписало с General Dynamics контракт на 39 млн. долларов. F-16 выпускался мелкими партиями с 1975 г., крупными — с 1978 г. до 1980 г. было изготовлено 650 боевых машин. Авиакомпания General Dynamics в середине 90-х вошла в группу Lockheed Martin. До 2017 г. было выпущено более 4,5 тыс. таких истребителей. Около 2 200 единиц техники закупило Минобороны США. Остальные истребители были раскуплены военными ведомствами Израиля, Турции, Египта и других стран.
Особенности конструкции F-16 Fighting Falcon
Истребитель F-16 построен по стандартной аэродинамической схеме со средним расположением плоскости крыла на фюзеляже. Горизонтальное хвостовое оперение самолета полноповоротное. В составе конструкции использованы алюминиевые и титановые сплавы, а также стальные и углепластиковые детали.
С целью снижения заметности для радиолокационных станций применены специальные покрытия, наносимые на внутреннюю часть панелей фюзеляжа. Аналогичное по назначению покрытие нанесено на фонарь кабины пилота, который сидит в катапультном кресле.
Перед пилотом расположен индикатор, отображающий данные о полете и обеспечивающий прицеливание. Бортовая РЛС обеспечивает обнаружение целей на расстоянии 37 км в нижней полусфере. На борту установлен автоматический компьютер, анализирующий воздушную обстановку.
Трапециевидное крыло американского истребителя F-16 сопряжено с фюзеляжем плавным переходом, который улучшил аэродинамику самолета и увеличил подъемную силу крыла при определенных углах атаки.
Параллельно удалось увеличить емкость внутренних топливных баков, находящихся в крыле и фюзеляже машины.
Механизация кромок крыла автоматическая, в зависимости от скорости полета. Для увеличения дальности полета возможна дозаправка в воздухе, топливоприемник установлен на фюзеляже за кабиной пилота. Допускается установка подвесных топливных баков с объемом до 5542 л.
Почти все построенные самолеты F-16 оснащены турбореактивным двигателем Pratt-Whitney F100 различных модификаций. Турбина расположена в хвостовой части фюзеляжа, имеет форсажную камеру.
В зависимости от модификации установка обеспечивает взлетную тягу от 10800 до 13200 кг. Воздухозаборник двигателя расположен в отдельном канале под кабиной пилота истребителя. Шасси имеет три опоры, которые убираются в специальные ниши.
Стрелковое вооружение на самолете F-16 представлено 20-мм револьверной пушкой Vulcan М61А1, установленной на боковой части корпуса в зализе крыла. Блок из шести стволов раскручивается гидравлическим приводом. Боекомплект состоит из 511 снарядов, которых хватает на несколько коротких очередей. Возможна внешняя установка 30-мм пушки, размещенной в контейнере типа GPU-5/A.
Внутри самолета F-16, а также на его внешней поверхности и под крыльями имеется девять точек подвески:
- центральная, предназначенная для оружия весом до 1000 кг;
- внутренний отсек, имеет две точки для подвеса вооружения весом по 2041 кг;
- две центральные крыльевые точки, рассчитанные на груз 1587 кг;
- две внешние точки на крыле, предназначенные для установки вооружения весом по 318 кг.;
- на законцовках крыла есть возможность подвеса двух единиц вооружения весом по 193 кг.
В состав подвесного оружия истребителя входят ракеты категории «воздух-воздух» (моделей AIM-7/9/120/132, Python 3/4, Magic 2 и другие). Возможна установка ракет «воздух-земля» нескольких модификаций. Всего возможно подвесить до шести ракет. Бомбовое вооружение самолета F-16 может состоять из свободнопадающих бомб моделей Mark 82/83/84.
Возможно использование корректируемых боеприпасов GBU-10/12/15/22/27/31. Допустимо применение кассетных бомб CBU-103/104/105.
Технические характеристики F-16 Fighting Falcon
Модификация | F-16A Block 10 |
Размах крыла, м | 9.45 |
Длина самолета со штангой ПВД,м | 15.03 |
Высота самолета,м | 5.09 |
Площадь крыла, м2 | 27.87 |
Угол стреловидности, град | 40.0 |
Масса , кг | |
пустого самолета | 7386 |
нормальная взлетная | 11467 |
максимальная взлетная | 17010 |
топлива | 3105 |
Тип двигателя: | 1 ТРДДФ Pratt Whitney F100-PW-200 |
Тяга кгс | |
на форсаже | 1 х 10810 |
максимальная | 1 х 6654 |
Максимальная скорость | |
у земли | 1432 |
на высоте 12200 м | 2120 (М=2.05) |
Перегоночная дальность, км | 3862 |
Практическая дальность, км | 1315 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 18900 |
Практический потолок, м | 16764 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 9 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | одна 20-мм пушка M61A1 Vulcan ( 515 патронов) боевая нагрузка — 5420 кг на 9 узлах подвески (в ущерб маневренности возможна нагрузка 9276 кг): до 6 УР ближнего боя AIM-9L/M/P Sidewinder УР AIM-7 Sparrow or AIM-120A AMRAAM в варианте истребителя-бомбардировщика — может нести обычные бомбы Mk.82, Mk 83 и Mk 84.или подвесной контейнер GPU-5/A с 30-мм пушкой |
Модификации
- F-16A — одноместный многоцелевой тактический истребитель для действий в светлое время суток;
- F-16B — двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16A;
- F-16C — одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель;
- F-16D — двухместный учебно-боевой вариант самолета F-16C;
- F-16N и TF-16N — одно- и двухместные варианты самолетов условного противника, построенные для школы летчиков истребителей ВМС США «Топ Ган»;
- F-16ADF — самолет ПВО для Национальной гвардии ВВС США;
- RF-16C (F-16R) — самолет-разведчик, предназначенный для замены самолетов RF-4C.
- На основе F-16 в Японии в 1987 г. создан истребитель-бомбардировщик FS-X(SX-3).
Эксплуатация
Авиакомпания General Dynamics изготовила легкий и недорогой F-16, долгое время пользующийся спросом. Авиамашина находится в авиапарке ВВС 25 стран мира. F-16 до сих пор изготавливаются и поставляются на экспорт.
Истребитель в данный момент эксплуатируют такие страны: Бельгия, Бахрейн, Венесуэла, Греция, Дания, Египет, Норвегия, Нидерланды, Польша, Португалия. Самолет эксплуатируется израильскими ВВС. Авиамашины закупили Сингапур, Пакистан, Оман, ОАЭ, Ирак, Таиланд, Турция, Марокко, Чили.
Около 34 истребителей этой версии было на вооружении Италии. Самолеты находились в авиапарке итальянской армии с 2001 по 2012 гг. по соглашению «Мирный Цезарь».
Боевое применение F-16 Fighting Falcon
Первым конфликтом, в котором принял участие истребитель F-16, стала гражданская война в Ливане. Израильские F-16 сбили несколько десятков самолетов ВВС Сирии советского производства. Первоначально озвучивалась информация о 45 сбитых самолетах (МиГ-23МФ, Су-22 и МиГ-23БН), но потом их количество уменьшилось до 33. Официально подтверждено было еще меньше. Сирийцы заявляют, что сбили от трех до шести израильских F-16, израильтяне категорически отрицают любые потери со своей стороны.
Пакистанские F-16 противостояли советским и афганским ВВС. Они сбили более десяти афганских самолетов (Су-22, Ан-24 и Ан-26), а также советский штурмовик Су-25, пилотировал который будущий вице-президент России Руцкой.
Американские ВВС впервые использовали F-16 во время операции «Буря в пустыне». Истребитель по большей части применялся для нанесения ударов по наземным объектам (в качестве бомбардировщика). Во время боевых действий были потеряны семь самолетов.
Во время второй войны в Ираке американцы потеряли пять самолетов, причиной этого, скорее всего, стали отказы техники и ошибки пилотов.
Использовались F-16 и во время балканских войн. В 1994 году американцы сбили три сербских штурмовика, потеряв при этом один самолет, а в 1999 году с помощью F-16 были уничтожены два сербских МиГ-29.
Турция постоянно использует F-16 для нанесения ракетно-бомбовых ударов по курдским повстанцам. После начала сирийской гражданской войны турецкие F-16 уничтожили несколько самолетов сирийских ВВС, которые залетали в воздушное пространство Турции.
В ноябре прошлого года турецкий F-16 сбил российский Су-24М, который нарушил воздушное пространство Турции. В результате погиб один из российских пилотов. Данный инцидент значительно ухудшил отношений между Россией и Турцией.
Саудовская Аравия активно применяет F-16 в Йемене для борьбы с хуситами, есть информация о потере двух самолетах.
Согласно официальной статистике США, других стран НАТО, а также Израиля, F-16 одержал около 50 побед в воздушных боях. Подавляющее большинство из них принадлежит пилотам израильских ВВС (более сорока). Все победы истребителя достигнуты за счет ракетного оружия, ни один из противников не был повержен с помощью пушечного огня.
Хотя, F-16 и совершил свой первый полет более сорока лет назад, он и сегодня остается одним из наилучших истребителей мира. Конечно, кое в чем ему трудно соперничать с новейшими американскими истребителями пятого поколения по некоторым параметрам, но по своим характеристикам он мало в чем им уступает. При этом он является одним из самых дешевых самолетов четвертого поколения. А если сравнивать его со стоимостью F–22 raptor, то разница получается уж совсем неприличной (примерно в три раза). Также разительно отличаются и их эксплуатационные расходы.
Этот самолет еще долгое время будет оставаться в строю, так как он великолепно подходит для решения большинства задач, которые стоят перед ВВС США в разных уголках планеты.