Стальной танк Е-100, описание и особенности

Танк Е-100

Германия начала терпеть неудачи на всех фронтах в начале 1943 года. Поражения подтолкнули Гитлера на создание нового «чудо-оружия». Немецкие военные конструкторы пытались все виды оружия сделать гигантскими.

Гигантомания не смогла обойти стороной и танкостроение. Одним из самых колоссальных проектов третьего рейха в части разработки бронетехники явился танк Е-100.

История создания

Разработкой новых образцов бронетехники в Германии занимались особые исследовательские группы. Одна из них, руководимая главным конструктором отдела испытаний танкового вооружения Управления вооружений вермахта, Генрихом Эрнстом Книпкампом, была образована в мае 1942 года. В основу ее работы были заложены личные инициативы конструктора, подкрепленные изучением опыта боевого применения ранее созданных боевых машин.

Разработка группой Книпкампа танка Е-100 стартовала в июле 1943 года. Она проводилась в городе Фридберге, на проектной и производственной базе компании Adlerwerke. Следует отметить, что работы над созданием новых сверхтяжелых танков в Третьем рейхе фактически дублировались по причине давней конкуренции в среде танкостроителей. Параллельную разработку осуществляла компания Фердинанда Порше, сверхтяжелый танк которой носил название Maus.

Стальной танк Е-100

В условиях острейшего дефицита сырья Гитлер в 1944 году приказал свернуть подобные разработки, однако в отношении танка Е-100 приказ фюрера не был исполнен. Пусть и медленными темпами, но работа над машиной были продолжены вплоть до стадии предсерийного опытного образца. Единственный прототип сверхтяжелого танка изготавливался на заводе компании Henschel.

К началу 1945 года незавершенная конструкция гигантского танка состояла из корпуса, шасси и силовой установки. В таком виде она готовилась к испытаниям, причем неготовую к тому моменту танковую башню намеревались заменить массо-габаритным макетом. Спустя несколько месяцев так и не укомплектованный всем необходимым на прототип оборудованием предсерийный образец Е-100 был захвачен наступавшими по территории Германии британскими частями.

Е-серия

Е-100 являлся довершением серии разработок бронетехники под аббревиатурой «Е», проектирование которых начались во второй половине Второй мировой войны.

Е-серия состояла из следующих прототипов бронетехники:

  • Е-10, прототип предназначался для проведения разведки, а также выполнял задачи по уничтожению бронетехники противника. На машину планировалась установка пушки Pak40 L/48 калибром 75 мм, а масса не превышала 15 тонн;
  • Е-25, самоходно-артиллерийская установка вооруженная пушкой калибром 75 и длиной ствола 70 диаметров или 5м 25см. Масса САУ должна была составлять не более 30 тонн;
  • Е-50, средний танк, масса которого составляла около 50 тонн;
  • Е-75, данный прототип тяжелого танка должен был иметь массу не более 80 тонн;
  • Е-100, проект являлся флагманом Е-серии и относился к классификации сверхтяжелого танка.

Е-серия танков

Прототип являлся прямым конкурентом проекта «Maus». Но технологии, применяемые в проектировании танка, его конструкторские решения имели большие шансы на воплощение и пуск проекта в серию, чем у детища Фердинанда Порше.

Особенности конструкции танка Е-100

Проектирование Е-100 было проведено по стандартной немецкой схеме: с кормовым размещением двигателя и монтирования трансмиссии в лобовой части. Бронированию танка придавалось очень большое значение: лоб корпуса имел бронирование толщиной 200 мм с рациональными углами наклонов верхних листов в 600 и нижних листов в 500.

Борта были защищены броневым листом толщиной 120 мм, а дополнительно установленные наружные экраны еще больше увеличивали бронезащиту.

Кормовое бронирование составляло 150, дно танка было усилено бронелистами толщиной 80 мм. Масса Е-100 должна была составлять в итоге порядка 140 тонн.

Танк из стали

Проект башни Е-100 имел три варианта. Первый вариант предусматривал монтаж башни «Maus», второй вариант под названием Mausturm II был изготовлен на заводе Крупп с 80 мм бронелистами, установленными под наклоном. Третий вариант остался неизвестным, так как чертежи башни оказались уничтоженными, а макет башни не был выпущен.

В процессе разработки танка появлялось несколько проектов вооружения. Изначально в башню планировалась установить пушку KwK 44L/55 калибром 128, в дальнейшем было принято решение увеличить калибр орудия и установить 150 мм KwK 44L/48. Под это орудие и разрабатывался второй видбашни с наклонными броневыми листами. Правда, после доработок пушки смогли монтировать 150 мм артсистему в башню Maus. Рассматривалась возможность монтажа на прототип артиллерийской системы KwK 44 калибром 173 мм.

Экипаж составлял 6 человек, с размещением механика-водителя, радиста, командира в корпусе и двух заряжающих с наводчиком в танковой башне.

При проектировании шасси танка был учтен большой вес машины. От стандартной схемы, с применяем торсионов, пришлось отказаться и установить пружины Бельвиля. Установка пружин была довольно дорогостоящим удовольствием, хотя позволяла не только сэкономить место на корпусе танка, но и упростила возможность проведения ремонтных работ в полевых условиях, особенно по сравнению с серийной тяжелой бронетехникой панцерваффе.

Для уменьшения удельного давления танка на грунт, предполагался монтаж гусениц, ширина которых составляла 1000 мм, что позволило снизить давление до 1,4 кг/см2. Однако габариты не позволяли производить транспортировку Е-100 железнодорожным транспортом, так как размер платформ не позволял произвести загрузку машин.

Для проведения транспортировки по железной дороге на Е-100 устанавливались специальные гусеницы шириной 550 мм. Проведение работ по монтажу-демонтажу гусениц занимало много времени и доставляло массу неудобств.

Шасси танка

Е-100 планировалась оснастить силовой установкой Maybach HL 230P30, мощностью в 700 л.с., с дальнейшей заменой Maybach HL234, мощность которого составляла уже 1200 л.с. По мнению разработчиков, силовая установка позволяла Е-100 разгоняться до 40 км/ч. Но, проект двигателя так и не попал в производство, хотя мощности тоже было недостаточно для 140 тонного гиганта. Расход топлива составлял 1000 литров на 100 км.

Технические характеристики Е-100

Оригинальная конструкция машины Е-100 не имеет аналогов. Ближайшим конкурентом по массе и габаритным является немецкий же танк Maus, построенный (до разной степени готовности) в нескольких экземплярах. При этом оба образца «чудо-оружия» представляли собой тупиковую ветвь развития в танкостроении.

  Maus Е-100
Длина корпуса, мм 9020 8700
Ширина корпуса, мм 3700 4480
Высота, мм 3630 3320
Клиренс, мм 570 570
Масса, т. 180 140
Бронирование, мм Лоб 200
Борт 185
Корма 180
Лоб 240
Борта 120
Корма 150
Вооружение 128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
128 мм KwK 44 L/55, 75 мм KwK 37 L/24
или 150 мм KwK 44 L/38
или 173 мм KwK 44
Мощность двигателя, л/с 1080 или 1250 700
Максимальная скорость, км/ч 20 23
Запас хода, км 186 120
Расход топлива, л/100 км 1400 1000
Давление на грунт, кг/см2 1,31 1,4

Е-100 во многом превосходил прямого конкурента танк «Maus». Так, благодаря броневым листам расположенными под разными углами наклона, Е-100 имел лучшую защищенность, чем «мышонок», при этом масса стала намного меньше.

Вооружение танка Е-100

Танк Е-100 планировалось оснастить мощной гаубичной пушкой 150 или даже 170 мм. Поскольку подвижные гаубицы такого калибра в то время уже выпускались десятками тысяч, в вооружении ничего инновационного не было.

Вооружение танка Е-100

Пушка комплектовалась стандартной панорамой Герца для прицеливания и амортизаторами. Снаряд калибра 150 мм весом 50 кг заряжался вручную. Автоматические системы заряжания на такой калибр не разработаны. Дополнительное вооружение включало в себя несколько пулеметов, стандартных для танков того времени.

Достоинства и недостатки

В числе достоинств сверхтяжелого немецкого танка Е-100 специалистами отмечены:

  • Крепчайшая лобовая бронезащита;
  • Прочная броня по бортам за счет достаточной толщины боковых сторон башни и броневых экранов;
  • Удачная конструкция подвески;
  • Серьезные ударные характеристики основной пушки;
  • Наличие достаточно эффективного вспомогательного орудия.

В то же время недостатки такой боевой машины были весьма значительными. Лишь основные среди них:

  • Огромный вес;
  • Ограниченная подвижность;
  • Слабые динамические характеристики мотора;
  • Недостаточно защищенный лоб башни;
  • Низкая скорость поворота башни;
  • Длительное время перезарядки основного орудия.

В целом комплекс недостатков Е-100 существенно перевешивал его впечатляющие, но не столь уж многочисленные достоинства.

Применение в боевых условиях танка Е-100

Тот факт, что танк Е-100 не был доведен до стадии выпуска готовой машины, позволяет говорить о возможностях его боевого применения только с чисто теоретических позиций. Задыхающаяся от нехватки ресурсов Германия не могла воплотить такой проект в действительность, при том, что даже серийное производство сверхтяжелых танков не могло изменить ход и закономерный итог Второй мировой войны.

Основной задачей танка E-100, как и подобных ему машин тяжелого класса, является продавливание направления, избранного для атаки или контрудара. Но в любом случае сверхмощному танку должна была требоваться поддержка. В ближнем бою он не только почти бесполезен, но и крайне уязвим.

В игре World of Tanks

Для стремительных атак и прорывов такая техника совершенно не подходит. Перестрелка на средних дистанциях с превосходящим численностью противником также не может быть эффективной, прежде всего из-за долгой перезарядки орудия. Фактически, только в дальних перестрелках E100 танк мог бы обеспечить достаточно успешный конечный результат схватки с противником.

Судьба реального недостроенного предсерийного образца танка Е-100 после захвата английскими войсками была в целом короткой и печальной. Летом 1945 года машина была переправлена в Великобританию, где после тщательного, но не особо продолжительного изучения спустя несколько лет была порезана на металлолом.

Бесславный конец нацистского гиганта оставил о себе память лишь для узкого круга историков и отдельных специалистов. Ситуация изменилась с началом XXI века, когда танки Третьего рейха стали объектом популярных компьютерных игр. В этой связи разработчики игры World of Tanks смогли, внедрив в свою симуляцию максимально приближенные к реальности характеристики, придать германскому танку Е-100 виртуальную «вторую жизнь», оказавшуюся весьма успешной. Танк и здесь не стал особо эффективной боевой машиной, но получил некоторые позитивные аспекты признания как довольно серьезного оружия Третьего рейха.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: