Германия начала терпеть неудачи на всех фронтах в начале 1943 года. Поражения подтолкнули Гитлера на создание нового «чудо-оружия». Немецкие военные конструкторы пытались все виды оружия сделать гигантскими.
Гигантомания не смогла обойти стороной и танкостроение. Одним из самых колоссальных проектов третьего рейха в части разработки бронетехники явился танк Е-100.
История создания
Разработкой новых образцов бронетехники в Германии занимались особые исследовательские группы. Одна из них, руководимая главным конструктором отдела испытаний танкового вооружения Управления вооружений вермахта, Генрихом Эрнстом Книпкампом, была образована в мае 1942 года. В основу ее работы были заложены личные инициативы конструктора, подкрепленные изучением опыта боевого применения ранее созданных боевых машин.
Разработка группой Книпкампа танка Е-100 стартовала в июле 1943 года. Она проводилась в городе Фридберге, на проектной и производственной базе компании Adlerwerke. Следует отметить, что работы над созданием новых сверхтяжелых танков в Третьем рейхе фактически дублировались по причине давней конкуренции в среде танкостроителей. Параллельную разработку осуществляла компания Фердинанда Порше, сверхтяжелый танк которой носил название Maus.
В условиях острейшего дефицита сырья Гитлер в 1944 году приказал свернуть подобные разработки, однако в отношении танка Е-100 приказ фюрера не был исполнен. Пусть и медленными темпами, но работа над машиной были продолжены вплоть до стадии предсерийного опытного образца. Единственный прототип сверхтяжелого танка изготавливался на заводе компании Henschel.
К началу 1945 года незавершенная конструкция гигантского танка состояла из корпуса, шасси и силовой установки. В таком виде она готовилась к испытаниям, причем неготовую к тому моменту танковую башню намеревались заменить массо-габаритным макетом. Спустя несколько месяцев так и не укомплектованный всем необходимым на прототип оборудованием предсерийный образец Е-100 был захвачен наступавшими по территории Германии британскими частями.
Е-серия
Е-100 являлся довершением серии разработок бронетехники под аббревиатурой «Е», проектирование которых начались во второй половине Второй мировой войны.
Е-серия состояла из следующих прототипов бронетехники:
- Е-10, прототип предназначался для проведения разведки, а также выполнял задачи по уничтожению бронетехники противника. На машину планировалась установка пушки Pak40 L/48 калибром 75 мм, а масса не превышала 15 тонн;
- Е-25, самоходно-артиллерийская установка вооруженная пушкой калибром 75 и длиной ствола 70 диаметров или 5м 25см. Масса САУ должна была составлять не более 30 тонн;
- Е-50, средний танк, масса которого составляла около 50 тонн;
- Е-75, данный прототип тяжелого танка должен был иметь массу не более 80 тонн;
- Е-100, проект являлся флагманом Е-серии и относился к классификации сверхтяжелого танка.
Прототип являлся прямым конкурентом проекта «Maus». Но технологии, применяемые в проектировании танка, его конструкторские решения имели большие шансы на воплощение и пуск проекта в серию, чем у детища Фердинанда Порше.
Особенности конструкции танка Е-100
Проектирование Е-100 было проведено по стандартной немецкой схеме: с кормовым размещением двигателя и монтирования трансмиссии в лобовой части. Бронированию танка придавалось очень большое значение: лоб корпуса имел бронирование толщиной 200 мм с рациональными углами наклонов верхних листов в 600 и нижних листов в 500.
Борта были защищены броневым листом толщиной 120 мм, а дополнительно установленные наружные экраны еще больше увеличивали бронезащиту.
Кормовое бронирование составляло 150, дно танка было усилено бронелистами толщиной 80 мм. Масса Е-100 должна была составлять в итоге порядка 140 тонн.
Проект башни Е-100 имел три варианта. Первый вариант предусматривал монтаж башни «Maus», второй вариант под названием Mausturm II был изготовлен на заводе Крупп с 80 мм бронелистами, установленными под наклоном. Третий вариант остался неизвестным, так как чертежи башни оказались уничтоженными, а макет башни не был выпущен.
В процессе разработки танка появлялось несколько проектов вооружения. Изначально в башню планировалась установить пушку KwK 44L/55 калибром 128, в дальнейшем было принято решение увеличить калибр орудия и установить 150 мм KwK 44L/48. Под это орудие и разрабатывался второй видбашни с наклонными броневыми листами. Правда, после доработок пушки смогли монтировать 150 мм артсистему в башню Maus. Рассматривалась возможность монтажа на прототип артиллерийской системы KwK 44 калибром 173 мм.
Экипаж составлял 6 человек, с размещением механика-водителя, радиста, командира в корпусе и двух заряжающих с наводчиком в танковой башне.
При проектировании шасси танка был учтен большой вес машины. От стандартной схемы, с применяем торсионов, пришлось отказаться и установить пружины Бельвиля. Установка пружин была довольно дорогостоящим удовольствием, хотя позволяла не только сэкономить место на корпусе танка, но и упростила возможность проведения ремонтных работ в полевых условиях, особенно по сравнению с серийной тяжелой бронетехникой панцерваффе.
Для уменьшения удельного давления танка на грунт, предполагался монтаж гусениц, ширина которых составляла 1000 мм, что позволило снизить давление до 1,4 кг/см2. Однако габариты не позволяли производить транспортировку Е-100 железнодорожным транспортом, так как размер платформ не позволял произвести загрузку машин.
Для проведения транспортировки по железной дороге на Е-100 устанавливались специальные гусеницы шириной 550 мм. Проведение работ по монтажу-демонтажу гусениц занимало много времени и доставляло массу неудобств.
Е-100 планировалась оснастить силовой установкой Maybach HL 230P30, мощностью в 700 л.с., с дальнейшей заменой Maybach HL234, мощность которого составляла уже 1200 л.с. По мнению разработчиков, силовая установка позволяла Е-100 разгоняться до 40 км/ч. Но, проект двигателя так и не попал в производство, хотя мощности тоже было недостаточно для 140 тонного гиганта. Расход топлива составлял 1000 литров на 100 км.
Технические характеристики Е-100
Оригинальная конструкция машины Е-100 не имеет аналогов. Ближайшим конкурентом по массе и габаритным является немецкий же танк Maus, построенный (до разной степени готовности) в нескольких экземплярах. При этом оба образца «чудо-оружия» представляли собой тупиковую ветвь развития в танкостроении.
Maus | Е-100 | |
Длина корпуса, мм | 9020 | 8700 |
Ширина корпуса, мм | 3700 | 4480 |
Высота, мм | 3630 | 3320 |
Клиренс, мм | 570 | 570 |
Масса, т. | 180 | 140 |
Бронирование, мм | Лоб 200 Борт 185 Корма 180 |
Лоб 240 Борта 120 Корма 150 |
Вооружение | 128 мм KwK-44 L/55, 75-мм KwK-40 |
128 мм KwK 44 L/55, 75 мм KwK 37 L/24 или 150 мм KwK 44 L/38 или 173 мм KwK 44 |
Мощность двигателя, л/с | 1080 или 1250 | 700 |
Максимальная скорость, км/ч | 20 | 23 |
Запас хода, км | 186 | 120 |
Расход топлива, л/100 км | 1400 | 1000 |
Давление на грунт, кг/см2 | 1,31 | 1,4 |
Е-100 во многом превосходил прямого конкурента танк «Maus». Так, благодаря броневым листам расположенными под разными углами наклона, Е-100 имел лучшую защищенность, чем «мышонок», при этом масса стала намного меньше.
Вооружение танка Е-100
Танк Е-100 планировалось оснастить мощной гаубичной пушкой 150 или даже 170 мм. Поскольку подвижные гаубицы такого калибра в то время уже выпускались десятками тысяч, в вооружении ничего инновационного не было.
Пушка комплектовалась стандартной панорамой Герца для прицеливания и амортизаторами. Снаряд калибра 150 мм весом 50 кг заряжался вручную. Автоматические системы заряжания на такой калибр не разработаны. Дополнительное вооружение включало в себя несколько пулеметов, стандартных для танков того времени.
Достоинства и недостатки
В числе достоинств сверхтяжелого немецкого танка Е-100 специалистами отмечены:
- Крепчайшая лобовая бронезащита;
- Прочная броня по бортам за счет достаточной толщины боковых сторон башни и броневых экранов;
- Удачная конструкция подвески;
- Серьезные ударные характеристики основной пушки;
- Наличие достаточно эффективного вспомогательного орудия.
В то же время недостатки такой боевой машины были весьма значительными. Лишь основные среди них:
- Огромный вес;
- Ограниченная подвижность;
- Слабые динамические характеристики мотора;
- Недостаточно защищенный лоб башни;
- Низкая скорость поворота башни;
- Длительное время перезарядки основного орудия.
В целом комплекс недостатков Е-100 существенно перевешивал его впечатляющие, но не столь уж многочисленные достоинства.
Применение в боевых условиях танка Е-100
Тот факт, что танк Е-100 не был доведен до стадии выпуска готовой машины, позволяет говорить о возможностях его боевого применения только с чисто теоретических позиций. Задыхающаяся от нехватки ресурсов Германия не могла воплотить такой проект в действительность, при том, что даже серийное производство сверхтяжелых танков не могло изменить ход и закономерный итог Второй мировой войны.
Основной задачей танка E-100, как и подобных ему машин тяжелого класса, является продавливание направления, избранного для атаки или контрудара. Но в любом случае сверхмощному танку должна была требоваться поддержка. В ближнем бою он не только почти бесполезен, но и крайне уязвим.
Для стремительных атак и прорывов такая техника совершенно не подходит. Перестрелка на средних дистанциях с превосходящим численностью противником также не может быть эффективной, прежде всего из-за долгой перезарядки орудия. Фактически, только в дальних перестрелках E100 танк мог бы обеспечить достаточно успешный конечный результат схватки с противником.
Судьба реального недостроенного предсерийного образца танка Е-100 после захвата английскими войсками была в целом короткой и печальной. Летом 1945 года машина была переправлена в Великобританию, где после тщательного, но не особо продолжительного изучения спустя несколько лет была порезана на металлолом.
Бесславный конец нацистского гиганта оставил о себе память лишь для узкого круга историков и отдельных специалистов. Ситуация изменилась с началом XXI века, когда танки Третьего рейха стали объектом популярных компьютерных игр. В этой связи разработчики игры World of Tanks смогли, внедрив в свою симуляцию максимально приближенные к реальности характеристики, придать германскому танку Е-100 виртуальную «вторую жизнь», оказавшуюся весьма успешной. Танк и здесь не стал особо эффективной боевой машиной, но получил некоторые позитивные аспекты признания как довольно серьезного оружия Третьего рейха.