Украинский бронеавтомобиль «Дозор-Б», подробный обзор

Бронеавтомобиль «Дозор-Б»

«Дозор-Б» представляет собой украинский военный бронеавтомобиль легкого класса с колесной формулой 4 × 4. Бронеавтомобиль создан для оснащения специальных подразделений вооруженных сил и полиции.

Рассмотрим боле подробно украинский бронеавтомобиль «Дозор-Б», его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики, модификации и эксплуатацию.

История создания

ББМ «Дозор-Б» – полноприводная боевая бронированная машина с колесной формулой 4х4. Созданный как многоцелевое защищенное транспортное средство для транспортировки личного состава, оружия и военного оборудования весом до 2 тонн.

Бронетранспортер «Дозор-Б» может эффективно использоваться для оснащения специальных подразделений вооруженных сил (сил быстрого реагирования и военной полиции) при выполнении ими разведывательных, дозорных, а также миротворческих операций и применяться в качестве основного транспортного средства в условиях боевых действий (в том числе с применением оружия массового поражения).

Украинский бронеавтомобиль «Дозор-Б»

Бронеавтомобиль «Дозор-Б» разработан Харьковским конструкторским бюро им. Морозова (ХКБМ). Создан в 2005 году, официально был показан в 2007 году в Киеве, на выставке вооружения.

В 2013 году польская компания «Города» (Mista) купила в Украине лицензию на производство бронемашины «Дозор-Б». На выставке вооружения в Польше MSPO-2013 был продемонстрирован вариант «Дозор-Б» под названием «Онцилла» (Oncilla). Первый бронеавтомобиль «Oncilla» был собран на Киевском бронетанковом заводе, в дальнейшем все производство «Онцилла» будет осуществляться в Польше.

Особенности конструкции «Дозор-Б»

Компоновка бронетранспортера выполнена по автомобильной схеме, что позволяет обеспечить высокую проходимость при сохранении удобства работы и безопасности посадки-высадки экипажа. Капотная компоновка позволяет обеспечить удобный доступ к элементам силовой установки, рулевого управления, тормозной и воздушной систем в ходе их обслуживания и ремонта.

Конструктивно машина делится на два отсека: моторно-трансмиссионный и обитаемый.

Вид сбоку

Моторно-трансмиссионный отсек занимает носовую и центральную части корпуса и отделен от обитаемого отсека герметичной виброшумоизолирующей перегородкой. В отсеке располагается двигатель с обслуживающими системами, трансмиссия, основные элементы рулевого управления, воздушная и тормозная системы, а также элементы систем кондиционирования и отопления обитаемого отсека.

Обитаемый отсек занимает центральную и кормовую части корпуса и служит для размещения людей, установки необходимого для их работы оборудования, укладки снаряжения, боекомплекта и ЗИП. Условно обитаемый отсек делится на отделение управления, боевое отделение и десантное отделение.

Отделение управления расположено в передней части обитаемого отсека и содержит рабочее место водителя с органами управления бронетранспортером, а также рабочее место командира с установленными средствами связи и навигации.

Боевое отделение расположено в центральной части обитаемого отсека и содержит рабочее место стрелка с органами прицеливания и управления пулеметной установкой.

Десантное отделение расположено в кормовой части обитаемого отсека и содержит места для размещения десанта, перископические приборы наблюдения десанта и бойницы для ведения огня десантом из личного оружия.

В обитаемом отсеке расположена фильтровентиляционная установка и основные элементы систем вентиляции, отопления и кондиционирования.

Броневой корпус бронетранспортера обеспечивает защиту экипажа, десанта и внутреннего оборудования от стрелкового оружия, противопехотных мин и воздействия оружия массового поражения. Деформирующее окрашивание обеспечивает снижение заметности и уменьшение дальности обнаружения.

Боевое применение

Корпус выполнен из броневой стали. Броневое остекление бронетранспортера обеспечивает защиту, аналогичную основной броневой защите. Днище бронетранспортера выполнено из броневой стали, имеет цилиндрическую форму для обеспечения защиты от мин.

«Дозор-Б» оснащен фильтровентиляционной установкой, предназначенной для очистки наружного воздуха от отравляющих веществ, радиоактивной пыли, биологических аэрозолей, подачи очищенного воздуха в обитаемое отделение и создания в нем избыточного давления, а также вентиляции обитаемого отделения от пороховых газов при стрельбе.

В качестве основного вооружения используется 12,7-мм зенитная пулеметная установка с дистанционным управлением изнутри машины. Углы наведения по вертикали — от -3° до +68°, по горизонтали – 360°. Боекомплект включает в себя 450 выстрелов (3 ленты по 150 патронов). Зенитная пулеметная установка оснащена оптическим монокулярным перископическим прицелом ПЗУ-7, имеющим кратность увеличения 1,2 и поле зрения 50°.

  • Приборы наблюдения. Наблюдение за местностью может производиться через броневые стеклопакеты, а также дневные приборы наблюдения. Водитель может использовать прибор ночного видения для управления бронетранспортером в условиях плохой видимости или ночью.
  • Силовая установка. В качестве силовой установки могут применяться двигатели IVECO 8142.38.11 или DEUTZ BF 4M 1013 FC, каждый из которых представляет собой четырехтактный, четырехцилиндровый рядный дизель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.
  • Силовая передача. Силовая передача — механическая, обеспечивает постоянную передачу крутящего момента от двигателя ко всем колесам. В состав силовой передачи входят коробка передач, раздаточная коробка, колесные редуктора, передняя и задняя главные передачи и карданные валы.
  • Средства связи и навигации. Для обеспечения внешней связи установлены радиостанция Р-173М и радиоприемник Р-173ПМ (диапазон рабочих частот – 30000-75000 кГц), для обеспечения внутренней связи — аппаратура внутренней связи и коммутации АВСК-1. Радионавигационная аппаратура предназначена для непрерывного определения координат места, времени и вектора абсолютной путевой скорости объекта по радиосигналам НКА систем ГЛОНАСС и GPS NAVSTAR в любой точке земного шара, в любой момент времени, независимо от метеоусловий, решения сервисных задач, индикации навигационных параметров.
  • Системы обеспечения обитаемости. «Дозор-Б» оснащен системами вентиляции, системой отопления и кондиционером. Система вентиляции с принудительной циркуляцией воздуха предназначена для обеспечения поступления свежего воздуха в обитаемое отделение и удаления пороховых газов при ведении стрельбы десантом из стрелкового оружия при выключенной фильтровентиляционной установке. Система отопления жидкостного типа обеспечивает комфортные условия обитаемости экипажа и десанта бронетранспортера в холодное время года за счет обогрева воздуха в обитаемом отделении и обдува теплым воздухом лобовых стеклопакетов. Кондиционер создает комфортные условия обитаемости экипажа и десанта изделия в жаркое время года за счет охлаждения или — вентиляции воздуха в бронетранспортере, при этом обеспечивает: охлаждение воздуха при температурах наружного воздуха от 20 до 55 С и вентиляцию воздуха без его охлаждения или обогрева во всем диапазоне эксплуатационных температур бронетранспортера.
  • Специальное оборудование. Специальное оборудование бронетранспортера «Дозор-Б» включает в себя систему централизованной подкачки шин и лебедку. Система централизованной подкачки шин обеспечивает автоматическое поддержание заданного давления в шинах, позволяет контролировать и изменять давление в шинах с места водителя в зависимости от дорожных условий. Лебедка предназначена для самовытаскивания застрявшего бронетранспортера, а также для вытаскивания других застрявших машин аналогичной массы.

Технические характеристики «Дозор-Б»

Размеры:

  • Длина корпуса, мм: 5400
  • Ширина корпуса, мм: 2400
  • Высота, мм: 2280 (2650 с вооружением)
  • База, мм: 3100
  • Колея, мм: 1950
  • Клиренс, мм: 400.

Вооружение:

  • Углы ВН, град.: −3…+68°
  • Пулемет(ы): 1 х 12,7-мм НСВТ
  • Боекомплект пулемета(ов): 450.

Подвижность:

  • Тип двигателя: Deutz BF 4M 1013FC
  • Колесная формула: 4×4
  • Тип подвески: независимая
  • Скорость по шоссе, км/ч: 90
  • Запас хода по шоссе, км: до 750
  • Преодолеваемый подъем, град.: 30
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,4
  • Ширина преодолеваемого рва, м: 2,0
  • Преодолеваемый брод, м: 1,5.

Остальные параметры:

  • Боевая масса, т: 6,3
  • Экипаж, чел.: 3
  • Десант, чел.: 8.

Модификации «Дозор-Б»

  • «Дозор-А» — многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, впервые показан на выставке «ISPEK-2004» в декабре 2004 года. Масса — 3,5 тонн, грузоподъемность — 2 тонны.
  • «Дозор-Б» (В1320) — первый вариант бронемашины, опытный образец которой был разработан в 2004—2007 и представлен на международной выставке вооружений „IDEX-2007“ в феврале 2007 года, предлагался на экспорт, но серийно не выпускался. Оснащен прибором спутниковой навигации СН-3003 и лебедкой WARN XD 9000i. В июле 2014 года стоимость одной бронемашины составляла около 3 млн гривен.
  • «Дозор-Б» (В1320-1/В1320А) — второй вариант бронемашины, разработанный в 2014-2015. Машина получила другую компоновку десантного отсека (вместимость которого возросла с 9 до 10 человек); более мощную лебедку (тяговое усилие увеличено с 4100 до 6800 кгс); инструментальные ящики на бортах (что увеличило ширину машины на 50 мм, до 2450 мм); новый топливный бак (объем увеличен с 146 до 180 л); модернизированную панель приборов, систему постановки дымовой завесы, подпорометр, прибор радиационной разведки ДРГ-Т, обновленную спутниковую навигационную систему СН-3003М, автоматическую систему пожаротушения, предпусковой подогреватель, вытяжные вентиляторы для пороховых газов, лафет, электроподогрев лобового стекла и боковых зеркал. В результате, масса машины увеличилась на 100 кг
  • «Oncilla» — опытный модернизированный вариант «Дозор-Б», изготовленный в Харькове и проданный в Польшу в 2013 году, с 2013 года выпускается по лицензии польской компанией «Mista», модифицированный для обеспечения соответствия стандартам НАТО по баллистической и противоминной защите до уровня 3 STANAG 4569. 1 сентября 2014 года на XXII международной выставке оборонных технологий MSPO-2014 был показан демонстрационный образец бронемашины «Oncilla», модернизированный при участии французской компании Lacenaire Limited Сo. На бронемашину установлены решетчатые защитные экраны, новые детали ходовой части и новое рулевое колесо. 19-21 мая 2015 года на оружейной выставке IDET 2015 (Брно, Чехия) был представлен еще один демонстрационный образец бронемашины «Oncilla» — модернизированный кипрской компанией «Lacenaire Ltd.» (на который вместо дизельного двигателя DEUTZ BF 4M 1013 FC мощностью 190,5 л.с. установлен двигатель IVECO NEF 4 ENTC мощностью 209,5 л.с.; также на модернизированный вариант установлены трансмиссия Allison 1000 производства США и радиостанция FONET производства польской компании «WB Electronics»).
  • «Хорт» — вариант с увеличенной до 3400 мм колесной базой, массогабаритный макет бронемашины представлен в январе 2016 года.
  • На базе «Дозор-Б» предусмотрена возможность создания серии боевых бронированных машин различного назначения (машина общего назначения, бронеавтомобиль, бронетранспортер, машина радиационной и химической разведки, командирская машина, разведывательно-дозорная машина, машина десанта, самоходный противотанково-ракетный комплекс, машина огневой поддержки (120-мм самоходный миномет), медицинская машина, полицейская машина).

Машина Oncilla

Основные отличия Oncilla от «Дозор-Б»:

  • установлена дополнительная навесная защита;
  • спереди установлена лебедка;
  • применена новая, более современная панель водителя и более удобное рулевое колесо;
  • все сидения замены на более удобные и защищенные;
  • количество членов экипажа уменьшено с 11 до 9 и повышен их комфорт.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: