«Bushmaster» представляет собой австралийский бронетранспортер. Боевая машина разработана фирмой ADI в 1991 году.
Рассмотрим более подробно австралийский бронетранспортер «Bushmaster», историю создания машины, особенности конструкции и вооружения, технические характеристики и варианты, боевое применение.
История создания
Бронированная машина Bushmaster 4х4 была спроектирована специалистами австралийской оборонной корпорации ADI, которая сегодня является австралийским филиалом транснациональной компании Thales. За производство бронеавтомобиля отвечает компания Thales Australia. Новая бронемашина разрабатывалась для того, чтобы удовлетворить собственные потребности австралийских вооруженных сил в мобильной машине пехоты IMV (Infantry Mobility Vehicle, транспортное средство пехоты). Предпочтение местному варианту бронемашины было отдано в рамках международного конкурса, который прошел еще в марте 1991 года.
Важно понимать, что в первую очередь армии Австралии требовалась новая боевая машина, предназначенная для перевозки войск, грузов и оборудования на большие расстояния, использование в боях не предусматривалось. Перед началом боевых действий пехота должна была десантироваться из машины. Поскольку предусматривалось наличие лишь легкого бронирования, для новой бронемашины придумали обозначение IMV, чтобы отличать бронеавтомобиль от более тяжелых бронетранспортеров: гусеничного M113 или колесного ASLAV.
Однако скоро выяснилось, что применение высокопрочной стали обеспечивает Bushmaster 4х4 лучшую баллистическую защиту, чем алюминиевая броня M113. При этом новый австралийский бронеавтомобиль получил и противоминную защиту, поэтому обозначение машины вскоре было изменено с IMV на PMV (Protected Mobility Vehicle, защищенное транспортное средство).
При этом путь к серийному производству был небыстрым. Опытный образец новой австралийской бронемашины был готов только в 1996 году, а серия интенсивных испытаний новой боевой техники прошла лишь в 1998 году в рамках программы Bushranger. Конкурентами бронемашины на этом этапе были ASLAV 8×8 и M-113A1. В итоге в марте 2000 года победителем официально стал проект компании Australian Defence Industries. Тогда же был заключен контракт на поставку в австралийскую армию первых 370 бронеавтомобилей (сумма сделки составила 118 миллионов долларов США).
Первые 11 серийных боевых машин проходили серию обширных войсковых испытаний с середины 2003 по середину 2004 года. Массовое серийное производство нового бронеавтомобиля Bushmaster с колесной формулой 4х4 началось в Австралии только с 2005 года. С тех пор компанией Thales Australia собрано уже порядка 1200 бронеавтомобилей, абсолютное большинство из них находятся на вооружении австралийской армии.
Особенности конструкции БТР «Bushmaster»
Bushmaster — австралийский бронетранспортер, разработанный фирмой ADI. Он разработан в шести вариантах: транспортер, командирская, санитарная, машина технической помощи, огневой поддержки, разминирования и самоходный миномет.
Bushmaster предназначен для оснащения австралийских вооруженных сил и для поставок на экспорт. В разработке находится вариант с колесной формулой 6×6. Оба типа из семейства машин боевой поддержки обеспечивают защиту экипажа против мин, стрелкового оружия и осколков. По сообщению ADI, на базе машин 4×4 и 6×6 будут созданы машины огневой поддержки, такие как самоходные 105-или 120-мм гаубицы или 120-мм минометы.
Bushmaster 4×4 имеет общую массу 11 т. Задняя грузовая платформа может вместить стандартный контейнер для перевозки грузов от 4 до 5 т. Вариант МЗБА 6×6 позволяет разместить более вместительное отделение для экипажа.
По пересеченной местности машина сможет перевозить 10-11 т груза. Оба варианта, 4×4 и 6×6, смогут буксировать прицепы массой от 8 до 15т. В стандартной комплектации доступна централизованная система подкачка шин, система кондиционирования, лебедка и оборудование для самовытаскивания. На машинах также устанавливают дистанционно управляемые боевые модули, цифровые средства связи и тепловиэионный прибор наблюдения для водителя. Австралийские армейские машины Bushmaster для повышения огневой мощи оснащаются дистанционно управляемыми боевыми модулями RWS.
В машине установлены эргономичные сиденья, оборудованные ремнями безопасности, два кондиционера (в кабине водителя и десантном отделении), места для крепления и перевозки оружия, личных вещей пехотинцев, радиостанция и система охлаждения питьевой воды.
Кроме дверей по бортам и в корме, на крыше корпуса имеются четыре люка для аварийного выхода экипажа и десанта. Приборная панель с улучшенной эргономикой позволяет водителю без труда следить за показаниями контрольно-измерительных приборов в ночное время. Шкафчики для размещения личных вещей десанта могут быть заменены дополнительными емкостями с топливом, водой или боезапасом. На версиях Bushmaster американского производства установлен дистанционно-управляемый боевой модуль R-400 с тепловизионным прицелом, низкоуровневой телевизионной цифровой камерой и лазерным дальномером.
MЗБA Bushmaster ocнaщeн цeнтpaлизoвaнной системой подкачки шин. Люк командира оборудован приспособлением для установки 5,56- или 7,62-мм пулемета. Бронированные окна могут комплектоваться огневыми амбразурами. Машина имеет низкий уровень шумов в кабине и отделении десанта. На Bushmaster устанавливается 6-цилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом Caterpillar 3126Е АТААС мощностью 246 кВт (330 л.с.). Запас хода — более 1000 км. Подвеска автомобиля — независимая, на двойных поперечных рычагах, разработанная компанией Timoney (Ирландия).
Двигатель, автоматическая трансмиссия и система охлаждения могут быть легко заменены в полевых условиях без специальных приспособлений. Топливные баки выполнены в пожаробезопасном исполнении и расположены вне отделений. Резервуар с питьевой водой (270 л) установлен под полом десантного отделения и обеспечивает дополнительную защиту в случае подрыва машины на мине. Bushmaster может транспортироваться в самолете типа С-130. В феврале 2006 г компания ADI подписала лицензионное соглашение с корпорацией Oshkosh (США) для изготовления и поддержки МЗБА Bushmaster на рынке Северной Америки.
Вооружение
Кроме устанавливаемых на креплениях около верхних люков пулеметов на поворотных опорах, «Бушмастер» может быть оснащен дистанционно-управляемым боевым модулем, вооруженным пулеметом калибра .50BMG или 40-мм автоматическим гранатометом, либо аналогичной установкой с ручным управлением.
Технические характеристики «Bushmaster»
- Колесная формула 4х4
- Боевая масса, т: 14;
- Экипаж, чел.: 2+ десант 7;
- Масса полезной нагрузки, т: 4;
- Габаритные размеры, мм: длина — 7087, ширина – 2500, высота – 2650, клиренс – 470;
- Двигатель: Caterpillar 3126 АТААС, мощность 300 л.с.;
- Удельная мощность, л. с/т: 21,42;
- Скорость по шоссе, км/ч: 120;
- Запас хода по шоссе, км: 1000;
- Емкость топливного бака, л: 270;
- Преодолеваемые препятствия: подъем, град. – 60; стенка, м — 0,4; брод, м — 1,2
Варианты «Bushmaster»
На сегодняшний день семейство данных бронемашин насчитывает 8 основных модификаций:
- мобильная машина пехоты (IMV) — основная модификация;
- командно-штабная машина (С2), отличающаяся наличием дополнительных стеллажей, предназначенных для размещения связной аппаратуры, генератора, аккумуляторов и внешних антенных устройств;
- самоходный миномет калибра 81 мм, экипаж уменьшен до 6 человек;
- машина ПВО, вооруженная ПЗРК RBS-70 шведского производства, экипаж уменьшен до 6 человек;
- машина огневой поддержки, вооруженная крупнокалиберным пулеметом калибра .50BMG и иногда ПТУР (противотанковыми управляемыми ракетами), экипаж уменьшен до 6 человек;
- инженерная машина, оборудованная генератором для питания электрических инструментов, специализированными рабочими местами, поддонами и навесами; по сути, она представляет собой передвижную мастерскую;
- санитарная машина, предназначенная для перевозки раненых, в том числе получивших тяжелые минно-взрывные ранения ног; в десантном отсеке размещается 1 стационарное лежачее место и 4 сидячих для легкораненых (которые можно сложить и превратить в место для еще одного лежачего); каждое кресло оборудовано отдельной капельницей и кислородной маской;
- машина Сoperhead с усиленным бронированием моторно-трансмиссионного отделения и отделения экипажа.
Кроме описанных разновидностей 15 ББМ используется Южноавстралийской лесной корпорацией в противопожарной модификации.
Боевое применение
Эксплуатация ББМ в ходе боевых действий в Афганистане и Ираке подтвердила их высокие характеристики защищенности и противоминной стойкости. За все время эксплуатации было потерян или поврежден 31 «Бушмастер», при этом никто из членов экипажа не был убит, хотя бывали случаи тяжелых ранений.
Совершенствование БТР «Bushmaster»
В процессе эксплуатации ББМ неоднократно модернизировались. С 2007 года в состав части из них был включен стабилизированный боевой модуль, оснащенный тепловизором и дальномером, имевший на своем вооружении пулемет калибра .50 BMG.
С 2009 по 2012 годы те «Бушмастеры», которые использовались на территории Афганистана, получили более защищенные БМ (боевые модули) вооружений, автоматизированную систему пожаротушения и систему ECM, усиленное бронирование нижней части корпуса, пола и крепления сидений. Машины получили возможность использования комплектов адаптивных роликов, устанавливаемых спереди для защиты от мин и СВУ. А к концу 2012 года все используемые в операции ББМ были заменены новыми, имеющими повышенную защиту от взрывов и возможность установки дополнительной внешней композитной брони.
Одной из новых модификаций является «Bushmaster» ISTAR, оснащенный подъемной мачтой (высота до 4 м) с многофункциональным тепловизором Thales Sophie, лазерным дальномером CELT2 и другим оборудованием позволяющим проводить разведку на местности.
Кроме этой версии в планах разработка более легких модификаций весом 7-8 т и версии машины РХБЗ с колесной формулой 6*6 с усиленной бронезащитой.
В 2018 году был продемонстрирован новый вариант, получивший название Bushmaster MR6. Он отличается усиленной баллистической и противоминной защитой, возможностью установки навесной защиты от РПГ и дополнительной противопожарной защитой.
В связи с возросшим весом на данной модификации установлен более мощный дизель Caterpillar C7 (330 л.с.), с новым 6-ступ. автоматом. Кроме этого улучшена система подкачки шин, установлена новая двунаправленная лебедка, улучшена подвеска, установлена ABS и новый более мощный генератор. Машина получила возможность преодолевать более глубокие водные преграды (до 1,5 м), получила более широкую кормовую дверь для высадки десанта. Было увеличено отделение десанта, в котором теперь могут располагаться не 8, а 10 человек, либо обеспечиваться перевозка до 2 тонн грузов. ББМ имеет возможность установки на крыше боевого модуля или небольшой башни с вооружением вплоть до автоматической пушки калибр 30 мм.