БТР-Т представляет собой российский тяжелый бронетранспортер. Также это боевая гусеничная бронемашина, оснащенная вооружением, предназначенная для использования в мотострелковых подразделениях сухопутных войск.
Рассмотрим более подробно тяжелый бронетранспортер БТР-Т, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и вооружение.
История создания
БТР-Т был разработан и создан на Омском заводе транспортного машиностроения (ОАО КБТМ), работа велась в инициативном порядке, на собственные средства. В итоге получилась боевая машина, по уровню общей защищенности не уступающая, а по противоминной защите, в частности, — превосходящая основные боевые танки.
Бронетранспортер создан на базе Т-55, однако создание тяжелого бронетранспортера возможно на базе любой модели основного танка Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС России). Штатная башня была заменена на низкопрофильную башню с 30-мм пушкой 2А42 и ПТРК 9М113 «Конкурс». Впервые БТР-Т был представлен на выставке «ВТТВ-Омск-97».
В начале 2000-х гг. БТР-Т демонстрировался на выставках вооружений, но заказов на его производство не поступало. На вооружение машина не поступила из-за своих конструкционных недостатков, в том числе низкой по сравнению с современными танками защиты и неудачно реализованного спешивания и размещения десанта, а также из-за финансовых и производственных проблем ее разработчиков ОКБТМ.
Особенности конструкции БТР-Т
Бронетранспортер БТР-Т имеет следующую компоновку: в корме корпуса расположено моторно-трансмиссионное отделение, а переднюю и среднюю части корпуса машины занимает отсек, выполняющий одновременно функции отделения управления, боевого и десантного отделений. Слева в передней части этого отсека находится место механика-водителя, справа от него смонтирована низкопрофильная башня с вооружением, а задняя часть отсека предназначена для размещения пяти пехотинцев-десантников с полной выкладкой.
Полностью закрытый корпус БТР отличается от корпуса базовой машины прежде всего встроенной динамической защитой, а также дополнительной противоминной защитой. В курсовом угле +30° уровень эквивалентной броневой защиты доведен до 600 мм. Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. Верхняя часть бортов корпуса имеет внутренний (основной) и наружный (дополнительный) броневые листы, а между ними на надгусеничных полках размещаются различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности. Таким образом, обеспечивается противокумулятивная защита бортов. Защищенность машины повышена также за счет использования двенадцати дымовых гранатометов типа 902, установленных в кормовой части корпуса.
Вместе с тем, для посадки и спешивания десантники должны пользоваться люками в крыше корпуса, что в современном бою ведет к большим потерям. Обитаемые отделения оборудуются современной системой жизнеобеспечения, позволяющей экипажу и десанту действовать в условиях применения оружия массового поражения в любых климатических условиях. Модернизацию устаревших танков в тяжелый БТР-Т завод предполагает проводить на производственных мощностях заказчика с поставкой комплектующих из России. Особенностью БТР-Т является то, что на базу танка устанавливается низкопрофильная башня, на которой находится платформа с современным ракетно-пушечным вооружением – 30-мм автоматической пушкой и пусковой установкой ПТУР типа “Конкурс”. Такое вооружение дает возможность эффективно поражать как легкобронированные наземные и воздушные цели, так и тяжелобронированные наземные.
Таким образом, БТР-Т обеспечивает транспортировку личного состава мотострелковых подразделений в условиях вероятного применения ОПМ и огневого контакта с противником, а также эффективное поражение целей на поле боя. При этом возможность ведения десантниками боя из машины не предусмотрена.
При переоборудовании танка в бронетранспортер силовая установка, трансмиссия и ходовая часть базовой машины остаются неизменными. При движении по шоссе бронетранспортер развивает максимальную скорость 50 км/ч. Он способен преодолевать подъем до 32°, вертикальную стенку высотой 0,8 м, ров шириной 2,7 м и водную преграду глубиной 1,4 м (без подготовки). При использовании ОПВ глубина преодолеваемых водных преград может составлять 5 м, что является рекордным показателем для бронетранспортеров.
Используя конструктивные решения, заложенные в проект БТР-Т, машины подобного класса можно оборудовать на базе любого устаревшего танка российского или за рубежного производства. Модульный принцип компоновки боевого отделения дает возможность оснащать БТР-Т различными комплексами вооружения, исходя из требований заказчика. Возможна установка систем вооружения производства стран НАТО.
Варианты вооружения БТР-Т
- Автоматическая 30-мм пушка 2А42, 1 пусковая установка ПТУР «Конкурс».
- Автоматическая 30-мм пушка 2А42, автоматический 30-мм гранатомет АГС-17.
- Двухствольный 30-мм автомат 2А38.
- 12,7-мм зенитный пулемет НСВ, 2 пусковые установки ПТУР «Конкурс».
- 12,7-мм зенитный пулемет НСВ, автоматический 30-мм гранатомет АГС-17.
Технические характеристики БТР-Т
- Боевая масса, т: 38,5.
- Экипаж, чел.: 2+5.
- Бронирование: динамическое, встроенное, эквивалент -600 мм в курсовом угле +30°.
- Вооружение: автоматическая 30-мм пушка 2А42, пусковая установка 135-мм ПТУР “Конкурс”, 12 дымовых гранатометов.
- Боекомплект: 200 выстрелов, 3 ПТУР.
- Двигатель: В-55В, 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения, мощность 427 кВт.
- Удельная мощность двигателя, кВт/т: 11,1.
- Удельное давление на грунт, Мпа: 0,08.
- Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 50.
- Запас хода по шоссе, км: 500.
Габаритные размеры, мм:
- длина – 6454.
- ширина – 2850.
- высота – 1865.
- клиренс – 395.
Преодолеваемые препятствия:
- подъем, град.: 32.
- крен, град.: 30.
- высота стенки, м: 0,8.
- ширина рва, м: 2,7.
- глубина брода, м: 1,4 (с ОПВ 5 м).