БТР-Д представляет собой советский авиадесантный броневой транспортер. Он был создан в 1974 году на базе боевой машины десанта БМД-1 Волгоградским тракторным заводом. Десантный бронетранспортер БТР-Д предназначался для вооружения Воздушно-десантных войск и мог десантироваться парашютным способом.
Бронетранспортер БТР-Д принимал участие в Афганской войне и Чеченской войне. По состоянию на 2022 год все еще стоит на вооружении Российской Федерации и других стран постсоветского пространства.
История создания
БТР-Д — авиадесантируемый плавающий бронетранспортер, созданный специально для оснащения воздушно-десантных войск, был разработан и принят на вооружение в 1974 г. на базе БМД-1. Машина изначально предназначалась для транспортировки личного состава и раненых, однако могла успешно использоваться для перевозок вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов и аналогичных военных грузов.
БТР-Д отличался отсутствием башни с вооружением. Ее заменяла небольшая вращающаяся командирская башенка, что существенно снижало вес машины.
Бронетранспортер мог десантироваться как парашютным, так и парашютно-реактивным способами преимущественно с самолетов типа Ан-12. Общая компоновка машины мало чем отличалась от БМД-1. Корпус, для изготовления которого использовались листы алюминиевого сплава, несколько удлинен, а в ходовую часть добавлен шестой опорный каток.
В результате по каждому борту у машины были установлены по шесть опорных и пять поддерживающих катков. Подвеска индивидуальная гидропневматическая с изменяемым клиренсом. На машине установлены гусеницы с открытыми металлическими шарнирами. Высота бортов корпуса на участке расположения десантного отделения была увеличена. В лобовом бронелисте выполнены смотровые окна, которые в боевых условиях закрываются броневыми листами.
Особенности конструкции БТР-Д
Мощный V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель с жидкостным охлаждением 5Д20, установленный в моторно-трансмиссионном отделении машины, аналогичен силовой установке БМД-1. Двигатель развивает мощность до 240 л. с.
Вооружение БТР-Д составляют два курсовых 7,62-мм пулемета ПКТ, боекомплект которых включает 2000 патронов. Первоначально один из пулеметов закреплялся на поворотной основе сверху корпуса. В бортах корпуса и в кормовом люке можно было увидеть 5 амбразур с броневыми заслонками и шаровыми опорами для стрельбы из автоматов. Кроме того, на БТР-Д установлена система запуска дымовых гранат 902В «Туча». Со второй половины 1980-х гг. эти машины часто оборудовались 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя», который монтировался на кронштейне в правой части крыши корпуса.
В командирской вращающейся башне были установлены два прибора наблюдения ТНПО-170А и прибор ТКН-ЗБ с осветителем. Связь с внешним миром осуществлялась посредством радиостанции Р-123М. Постановка дымовых ракет осуществлялась с помощью термодымовой аппаратуры и четырех дымовых гранатометов 902В «Туча».
БТР-Д поступали только на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии, но в отличие от всей другой легкой советской бронетехники на экспорт не поступали. Машина была довольно распространена, поскольку в каждой воздушно-десантной дивизии по штату полагалось иметь около 70 машин подобного типа, а противотанковая батарея воздушно-десантного полка должна была включать модификацию БТР-Д — БТР-РД.
Технические характеристики БТР-Д
- БОЕВАЯ МАССА, т: 8.
- ЭКИПАЖ, чел.: 3.
- ДЕСАНТ, чел.: 10.
- ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета ПКТ калибра 7,62 мм, 4 дымовых гранатомета системы 902В “Туча”.
- БОЕКОМПЛЕКТ: 2000 патронов.
- БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
- ДВИГАТЕЛЬ и ТРАНСМИССИЯ: как у БМД-1.
- ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, пять обрезиненных одинарных поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная гидропневматическая.
- СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по шоссе – 60, на плаву – 10.
- ЗАПАС ХОДА, км: 500.
- СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство Р-124.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
- длина – 5883,
- ширина – 2630,
- высота – 1650…2000,
- клиренс – 100…450.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
- угол подъема, град. – 32,
- ширина рва, м – 2,5,
- высота стенки, м – 0,7.
Модификации
- БТР-РД «Робот» — истребитель танков с ПТРК 9М111 «Фагот» (боекомплект — 12 ПТУР 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс»).
- БТР-ЗД «Скрежет» — бронетранспортер для перевозки расчетов зенитных ракетных комплексов. В отличие от базовой модификации имеет специальные стеллажи для перевозки ПЗРК «Игла», «Стрела» без штатной укупорки (ящиков) под броней и хомуты для крепления одной ракеты в непосредственной близости от люка на броне. В другом варианте устанавливается ЗУ-23-2.
Машины на базе:
- «Фиалка» — опытная 122-мм самоходная гаубица;
- «Ландыш» — экспериментальный 120-мм самоходный миномет;
- 2С9 «Нона» — 120-мм гусеничное самоходное артиллерийское орудие;
- БМД-1Р «Синица» — радиостанция средней мощности КВ диапазона звена «полк-дивизия-ВДВ»;
- БМД-1КШ «Сорока» — командно-штабная машина батальонного звена с двумя радиостанциями УКВ диапазона Р-111, одной радиостанцией УКВ диапазона Р-123 и одной радиостанцией КВ диапазона Р-130;
- 1В119 «Реостат» — машина управления и наведения артиллерии;
- БРЭМ-Д — бронированная ремонтно-эвакуационная машина;
- Р-149БМРД — командно-штабная машина оперативно-тактического звена;
- Р-440 ОДБ «Кристалл-БД» — станция спутниковой связи;
- «Строй-П» — пусковая установка для пуска БПЛА;
- «Исеть-1» — транспортная машина, производства 144-го БТРЗ;
- «Корнет-Э» — самоходный противотанковый ракетный комплекс с птурами Корнет.
Боевое применение БТР-Д
- Одна машина стоит на вооружении 45-й отдельной гвардейской бригады специального назначения, принимавшей участие в Первой и Второй Чеченской войны, Грузино-абхазского конфликта, Грузино-осетинском конфликте.
- Использовались Россией в ходе вооруженного конфликта в Южной Осетии.
- Вооруженный конфликт на востоке Украины: использовался Украиной и сепаратистскими формированиями.