Бронетранспортер БТР-90 «Росток», характеристика и особенности

БТР-90 «Росток»

После Великой Отечественной войны СССР стали проектировать и строить бронетранспортеры. Но только с появлением БТР-60 сформировался образ классического советского бронетранспортера. Восьмиколесные плавающие машины с характерным «клювом» носовой части теперь стали ассоциироваться с советскими мотострелками.

В первые годы существования Российской Федерации появился один из самых совершенных бронетранспортеров — БТР-90 «Росток». Правда, судьба машины сложилась не очень хорошо, несмотря на положительные отзывы.

История создания

Работа над созданием нового колесного бронетранспортера началась в КБ Горьковского автозавода в первой половине 90-х годов, сразу после получения ТТЗ от Министерства обороны.

Следует сказать, что требования военных к новой машине были довольно жесткими. В задании предусматривалось наличие внутри корпуса десяти мест для членов экипажа и десанта, возможность установки на машину новых и перспективных видов вооружения, значительное повышение уровня маневренности, подвижности и скоростных характеристик бронетранспортера.

Бронетранспортер БТР-90 «Росток»

Особое внимание заказчики требовали уделить броневой защите. И все вышеперечисленное не должно было отрицательно сказываться на авиатранспортабельности боевой машины.

Подготовка тактико-технического задания бронетранспортера, да и вся его дальнейшая разработка велась с учетом опыта использования подобных машин в реальных боевых конфликтах, которого к этому времени у российских военных уже было предостаточно.

В 1994 году на Арзамасском заводе собрали опытный образец машины, бронекорпус которой был изготовлен на Челябинском заводе тяжелого машиностроения. В том же году БТР-90 был представлен широкой общественности.

Девяностые годы были нелегким временем для отечественного ВПК, поэтому испытания и доработки нового бронетранспортера затянулись до 2004 года.

Параллельно шли работы над созданием бронированной медицинской машины (БММ) на базе БТР-90 «Росток». Они начались в 1997 году. Разработчиком этого проекта была выбрана компания «Прибор-Контроль». Опытный образец БММ «Сухожилие» был изготовлен в июне 2000 года, после чего начались его государственные испытания. Сроки завершения проекта несколько раз переносились, в мае 2006 года было принято решение о полном прекращении работ.

БТР-90 был официально принят на вооружение в 2008 году. Эта машина стала первым колесным бронетранспортером, созданным отечественной промышленностью. В 2009 году в войска поступила опытная партия БТР-90, однако статус его оставался неопределенным. Дело в том, что в государственном оборонном заказе шла речь только о производстве БТР-82А, никакого другого колесного бронетранспортера в документе не было. В это же время шла разработка новой концепции вооружений сухопутных войск ВС РФ, и места в ней для БТР-90, увы, нашлось – в 2011 году Министерство обороны официально отказалось от бронетранспортера, и не включила его в государственную программу закупок до 2020 года.

Вероятно, предполагая такой исход событий заранее, в 2010 году на том же Арзамасском заводе началась разработка нового БТР на базе «Ростка». Он получил название «Гильза». В этой машине конструкторы попытались выполнить главное требование военных – изменить саму компоновку боевой машины. Планировалось перенести моторно-трансмиссионное отделение в переднюю часть бронетранспортера, а отсек для десантников разместить в корме. Однако и этот проект был отвергнут военными.

Вид спереди

В настоящее время на финальной стадии находятся работы над «Бумерангом» – унифицированной колесной платформой, на базе которой планируется создать целое семейство боевой техники. Впервые она была показана широкой публике во время парада Победы в 2015 году. Поставки в войска этой боевой машины должны начаться в 2020 году.

Особенности конструкции БТР-90 «Росток»

Размещение узлов и агрегатов у нового бронетранспортера осталось традиционным. В дальнейшем это сыграет отрицательную роль, но об этом позже. Итак, моторно-трансмиссионное отделение БТР-90 находится в корме, там же расположены и топливные баки. Это обеспечивает пониженную уязвимость двигателя. При этом, однако, становится невозможной посада и высадка стрелков через корму. А этот способ в настоящее время считается самым безопасным.

О бронировании подробно не сообщалось, за исключением заявлений о применении бронелистов увеличенной толщины. При этом наибольшая толщина брони предшествующего БТР-80 достигала 10 мм. А современные бронебойные пули типа М993 калибра 7.62мм имеют заявленную пробиваемость до 18мм брони.

Вероятно, заявления о надежной защите от огня крупнокалиберных пулеметов следует считать преувеличением или речь в этом случае шла не о бронебойных пулях. Есть сведения о том, что толщина лба башни у БТР-90 «Росток» составляет 23мм. А пули NM173 калибра 12.7мм должны пробивать броню толщиной 22мм на дистанции до 900м.

Вид сбоку

Для повышения живучести при подрыве на минах днище бронетранспортера изменили, сделав V-образным. Учитывая то, насколько популярными в начале 21-го века стали «миноустойчивые» бронеавтомобили – это было очень удачное и своевременное решение. Заслуживает внимания и то, что лобовой лист БТР-90 состоял из одной детали, а лобовые люки и ветровые стекла были упразднены.

Как и на прежних машинах, десант попадает в броневик через бортовые люки между вторым и третьим колесами.

Дополнительно имеются два люка в крыше, позади башни. Сохранены бортовые амбразуры, через которые бойцы могут вести огонь из стрелкового оружия. Они закрываются герметично заслонками.

Традиционно советские и российские бронетранспортеры выпускались оснащенными крупнокалиберным пулеметом КПВТ и спаренным с ним ПКТ. Вооружение БТР-90 стало гораздо мощнее. «Базовая комплектация», известная под именем БТР-90 «Росток» имеет автоматическую пушку калибра 30мм и 7.62мм пулемет, автоматический гранатомет АГС-17 и противотанковые ракеты «Конкурс». Такое количество средств поражения несет не всякая БМП. А двухплоскостной стабилизатор позволяет БТР эффективно вести огонь в движении.

Еще сильнее вооружен БТР-90 «Бережок». Автоматический гранатомет у этой модификации заменен более современным и легким АГС-30, а ракетное вооружение усилено за счет установки ПТРК «Корнет» с наведением по лучу лазера. Помимо этого, наводчик «Бережка» получил в свое распоряжение тепловизор и систему управления огнем с автоматическим баллистическим вычислителем.

Наконец, БТР-90М оснащенный боевым модулем «Бахча», по вооружению аналогичен БМП-3. Автоматическая пушка и 7.62мм пулемет дополнены орудием калибра 100мм. Оно ведет огонь осколочно-фугасными снарядами, а для поражения бронетехники запускает через ствол управляемые ракеты «Аркан». В состав дополнительного вооружения БТР-90 входят дымовые гранатометы калибра 81мм — шесть установок размещены на бортах башни.

Экипаж бронетранспортера БТР-90 разместился иначе, чем на предыдущих БТР. Ранее командир машины сидел на правом переднем сиденье, рядом с механиком-водителем, а башня была одноместной. Теперь командир и наводчик сидят в двухместной башне, слева и справа. Сиденье рядом с водителем отвели старшему стрелку.

Водитель, лишившись лобового стекла, в небоевых условиях наблюдает за обстановкой дороге из люка, подняв сиденье.

В бою он пользуется пятью перископами. За боевым модулем – отсек для десанта, в нем установлены травмозащитные сиденья для семи стрелков. Для защиты солдат при подрыве на минах сиденья подвешены к бортам.

Эксплуатация БТР

БТР-80 оснащался обычным «Камазовским» восьмицилиндровым дизелем, мощностью 210 л.с. А вот «сердцем» БТР-90 стал шестицилиндровый оппозитный двигатель 2В-06, впервые примененный на БМД-3. Его мощность довели до 510 л.с. – это вдвое больше, чем у предшественника. Ничего удивительного в том, что при возросшей массе «девяностый» стал даже подвижнее. Хотя расход топлива возрос до ста литров на сто километров движения по трассе, однако, общий запас хода тоже стал выше.

Традиционная коробка передач с ручным переключением уступила место гидромеханической. А главным новшеством стало введение в трансмиссию гидрообъемной передачи. Она дает возможность вращать колеса с разной скоростью, разворачивая бронетранспортер буквально на месте.

Изменилась конструкция водометного движителя. Вместо одного водомета, установленного по центру корпуса в корме, у БТР-90 их стало два – снаружи бортов. Винты у водометов трехлопастные. Подвеска осталась независимой торсионной, с гидравлическими амортизаторами и системой регулировки давления в шинах.

БТР-90 стал первой российской колесной боевой машиной, на которую установили бортовую информационно-управляющую систему.

Помимо этого, бронетранспортер имеет усовершенствованную защиту от оружия массового поражения.

Технические характеристики БТР-90 «Росток»

Масса, т 22
Длина, мм 8300
Ширина, мм 3125
Высота, мм 3025
Клиренс, мм 525
Мощность двигателя, л. с. 510
Расход топлива, гр/л. с.·ч 155
Макс. скорость, км/ч:
по шоссе 100
на плаву 9
Запас хода, км 700
Экипаж, чел 3
Десант, чел 7

Модификации

  • БТР-90 «Росток» — модификация с 30-мм автоматической пушкой 2А42, 7,62-мм пулеметом ПКТМ, автоматическим гранатометом АГ-17 и противотанковыми комплексом 9К111-1М «Конкурс-М», не оснащенная СУО и тепловизором.
  • БТР-90 «Бережок» — модификация с боевым отделением «Бережок», включающего 30-мм автоматическую пушку 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТМ, автоматический гранатомет АГС-30М и противотанковый комплекс 9К135 «Корнет», оснащенный СУО и тепловизором.
  • БТР-90М — модификация с боевым отделением «Бахча-У», в состав которого входит 100-мм пушка-пусковая установка 2А70, 30-мм пушка 2А72, 7,62-мм пулемет ПКТМ, противотанковый комплекс 9К116-3 «Басня»; оснащена СУО и тепловизором.

Краткая история службы БТР-90 «Росток»

Публике бронемашину представили на выставке еще в 1994 году. Через десять лет, в 2004, испытания БТР-90 официально завершились. В 2008 вышел приказ министра обороны о принятии бронетранспортера на вооружение.

В 2011 Горьковский Автомобильный завод должен был начать крупносерийное производство новой бронемашины.

Казалось, что мотострелковые войска вот-вот получат современную технику, а зарубежные производители встретят серьезного соперника в борьбе за экспортные рынки.
Вместо этого в 2011 году производство БТР-90 не только не началось – Министерство Обороны вообще отказалось от закупок «Ростка». И от экспортных продаж БТР-90 тоже решили отказаться. Вместо него на вооружение в итоге встал БТР-82.

Это довольно глубокая модернизация «восьмидесятого», оснащенная, в частности, стабилизатором вооружения, противоосколочным подбоем и кондиционером. А вот само вооружение осталось прежним – пулемет КПВ либо автоматическая пушка (на БТР-82А). Ни автоматические гранатометы, ни противотанковые ракеты не предусматриваются.

Как и БТР-90, «восемьдесят второй» оснащен амортизирующими сиденьями, подвешенными на бортах. Но с учетом того, что конструкция днища осталась прежней, это выглядит полумерой.

Боевое применение

Почему же не приняли на вооружение БТР-90? Считается, что за время его доводки радикально изменилась концепция вооружений, возникли новые требования. И опыт, накопленный при создании бронетранспортера, не пропадет впустую. Еще в 2009 на заводе в Арзамасе начали работы по теме «Гильза».

БТР-90 должен быть перекомпонован, унифицирован с прочими боевыми машинами. Бронезащиту предполагается усилить. Однако в то же время Горьковский Автозавод уже занялся глубокой модернизацией своего БТР-82. Хотя будущая машина и предназначается в основном для экспорта, весьма вероятно, что БТР-87 мог внутренним конкурентом «Гильзы».

А в 2015 году на параде 9 мая была представлена платформа боевых машин «Бумеранг». Предполагается, что на этой базе создадут и БТР, и колесную БМП. Это делает перспективы проекта «Гильза» совсем сомнительными.

БТР-90 доказал, что российские конструкторы способны создать колесный бронетранспортер, не уступающий по возможностям лучшим зарубежным образцам, и превосходящий предшественников.

К большому сожалению, его карьера закончилась, в прямом смысле не успев начаться. Даже если машина требовала серьезной доработки – в итоге в строй встал, и с запозданием, уступающий «Ростку» БТР-82.

А ведь он страдает тем же самым недостатком и его тоже пытаются модернизировать, перенеся моторное отделение в нос. Оставалось надеяться, что работы по теме «Гильза» завершатся успешно, и российские войска получат достойный бронетранспортер. Но, скорее всего, им станет «Бумеранг», а «Росток» так и останется мертворожденным.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Комментарии: 1
  1. владимир

    А почему для пушки не сделать принудительное водяное охлаждение ствола,
    путем установки небольшого насоса?
    Это продлит срок службы ствола.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: