Бронетранспортеры на сегодняшний день являются одним из самых распространенных видов боевой техники во всех армиях мира. Но, конечно же, так было далеко не всегда. Стремительное развитие БТР началось после окончания Второй мировой войны. Военные поняли, как важно повысить мобильность пехоты и увеличить ее защищенность.
Сегодня БТР-80 является основным бронетранспортером российской армии. Он был создан в середине 80-х годов прошлого века. Рассмотрим более подробно его технические характеристики, особенности конструкции и вооружение.
История создания
Боевые действия в демократической республике Афганистан выявили множество недостатков БТР-70. Одним из главных была ненадежная силовая система, два карбюраторных двигателя, спаренные и находящиеся в корме бронетранспортера.
Кроме традиционных недостатков бензиновых двигателей в армии, добавлялась прожорливость даже по армейским меркам. Боевые действия в высокогорье, кроме того, показали проблемы с потерей мощности. Проблемы доставляли люки на корпусе бронетранспортера, экипажу и находящимся внутри мотострелкам, было сложно быстро покинуть машину.
Огневая поддержка на поле боя так же была невелика. Опыт боев показал, что угол подъема стволов оружия БТР недостаточен для ведения огня в горах. Недостаточной была и броневая защита «семидесятки». Не эффективно действовала водометная система, при пересечении водоемов забивавшаяся илом, торфом и водорослями.
Конструкторской группе Горьковского автозавода под командой И. Мухина и Е. Мурашкина было поручено модернизировать машину в соответствии с требованиями военных.
Модернизация получилось настолько глубокая, что можно говорить о принципиально новом бронетранспортере отечественной конструкции.
Сдвоенный двигатель был заменен на один мощный, КамАЗ-740.3, дизель с турбокомпрессором. Корпус был увеличен в сравнении с БТР-70 на 115 мм в высоту и длину, на 100 мм в ширину. Однако, за счет уменьшения клиренса, общая высота машины увеличилась только на 30 мм.
Было усиленно бронирование корпуса, все изменения привели к увеличению массы машины на 18 %. Если БТР-70 весил 11,5 тонн, то «восьмидесятка» поправилась до 13,6 тонн. После испытаний на полигонах, в 1986 году новый бронетранспортер был официально принят на вооружение.
Описание БТР-80
Бронетранспортер БТР-80 предназначен для транспортировки личного состава и поддержке его огнем на поле боя. Хотя, функция огневой поддержки больше относится к боевой машине пехоты.
Корпус машины создан из броневых катаных листов. Корпус машины имеет обтекаемую форму, это необходимо для придания ей плавучести и для повышения ее защиты. Толщина брони не превышает 10 миллиметров.
БТР-80 разделен на несколько отделений. Впереди находится отделение управления, в котором расположено место водителя-механика и командира машины. Также здесь установлены приборы наблюдения (включая ночные), контрольно-измерительные приборы, радиостанция и переговорное устройство.
За отделением управления находится боевой отсек. В нем расположено место оператора-наводчика и места для десантников (семь человек). Один пехотинец сидит рядом с наводчиком лицом по ходу движения, а остальные расположены лицом к бортам машины, по три человека на каждой стороне. В отделении есть амбразуры для использования личного оружия. Для ведения огня из пулемета, наводчик занимает специальное подвесное кресло.
Также в боевом отделении расположен большой люк для десантирования. Он состоял из двух створок: верхняя часть открывалась вбок, а нижняя опускалась и служила удобной подножкой при выходе из машины.
Силовое отделение находится в корме машины. Там установлен дизельный двигатель с трансмиссией, радиаторы, топливные баки и резервуары для масла, генераторы и другое оборудование.
Вооружение БТР-80 состоит из пулемета КПВТ и пулемета ПКТ, которые размещены в башне машины. Пулемет КПВТ имеет калибр 14,5 мм и может бороться с живой силой противника, с легкой бронетехникой и низколетящими воздушными целями. В башне также расположен прицел 1П3-2 и приборы наблюдения.
БТР-80 выполнен по колесной формуле 8×8, управляемыми являются две передние пары колес. Подвеска машины независимая, торсионная. Колеса – бескамерные, пулестойкие. Есть система, которая обеспечивает контроль давления в колесах. БТР-80 будет продолжать двигаться, даже если из строя выйдут два колеса.
Вооружение БТР-80
Боевое отделение бронетранспортера находится в середине корпуса и башне. Вооружение БТР-80 состоит из двух спаренных пулеметов:
- Пулемет КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова), калибра 14,5 мм. Данный пулемет является одним из самых мощных пулеметов, которые когда-либо использовались в армиях мира. Он сочетает в себе бронебойность противотанкового ружья и скорострельность обычного пулемета. Способен пробивать легкобронированные цели;
- 7,62-мм пулемет ПКТ (пулемет Калашникова танковый), который спарен с основным пулеметом.
Кроме пулеметов, в башне располагаются:
- Прицел дневной;
- Смотровые приборы;
- Ручные приборы наведения.
Сам наводчик сидит на специальном подвесном сиденье, которое расположено под башней. Наводчик может прицельно бить из крупнокалиберного пулемета на расстояние около 2 000 метров. Из пулемета Калашникова прицельная дальность в два раза меньше и составляет 1 000 метров. Также крупнокалиберный пулемет способен вести огонь по низколетящим малоскоростным целям, например по вертолетам. Скорострельность крупнокалиберного пулемета Владимирова достигает 600 выстрелов в минуту, а пулемет Калашникова стреляет со скоростью до 800 выстрелов в минуту. Боекомплект в лентах уложен в патронные коробки и составляет 500 патронов к КПВТ и 2 000 патронов к ПКТ.
Десант, размещенный в бронетранспортере, может вести огонь, не выходя из него, так как БТР-80 оборудован амбразурами. Всего в корпусе имеется 7 амбразур, 2 из которых позволяют вести пулеметный огонь. Люки, расположенные на крыше, приспособлены для метания гранат, стрельбы ракетных ручных комплексов и гранатометов. Имеются специальные приспособления, для запуска дымовых гранат, которые позволяют создать плотную дымовую завесу.
Корпус БТР-80 легко выдерживает попадание пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Лобовая броня, традиционно более крепкая, способна выдержать попадание пуль из крупнокалиберного пулемета.
Система вентилирования воздуха обеспечивает экипаж и десант БТР-80 надежную защиту от отравляющих и радиоактивных веществ. Благодаря 4 люкам и двум двустворчатым дверям, десант способен производить посадку и высадку в считанные секунды. При открывании нижней створки дверей образуется удобная ступенька, позволяющая производить посадку и высадку в движении.
ТТХ БТР-80 имеют следующие характеристики:
- Боевой вес бронетранспортера – 13 600 килограммов;
- Экипаж составляет 10 человек;
- Максимальная скорость БТР-80 на суше составляет 80 километров;
- Предельная скорость на воде ограничена 9 километрами;
- На полных баках бронетранспортер способен проехать 600 километров или проплыть 12.
БТР-80 способны решать любые боевые задачи как в условиях крайнего севера, так и в песках пустынь.
Характеристики ТТХ БТР-80
Масса, т | 13,6 |
Длина, мм | 7650 |
Ширина, мм | 2900 |
Высота, мм | 2520 |
Колея, мм | 2410 |
База, мм | 4400 |
Клиренс, мм | 475 |
Скорость, км/ч | |
по шоссе | ≥80 |
на плаву | ≥9 |
по грунтовой дороге | 20-40 |
Запас хода | |
по шоссе, км | 600 |
по грунтовой дороге, км | 200-500 |
Преодолеваемые препятствия | |
угол подъема | 30 |
угол крена | 25 |
ширина рва, м | 2 |
высота стенки, м | 0,5 |
Вооружение | КПВТ; ПКТ |
Боекомплект, патронов | 500; 2000 |
Экипаж, чел | 3 |
Десант, чел | 7 |
Модернизация и сравнение с зарубежными аналогами
За многолетнюю службу БТР-80 неоднократно подвергался модернизации. В российской армии встречаются следующие разновидности машины:
- командно-штабная машина, дополнительно оборудованная средствами радиосвязи и позиционирования на местности, кроме этого часть БТР-80К выпущена в качестве передвижных пунктов управления ракетными пусками;
- БТР-80А, модернизированный вариант с необитаемым боевым модулем с 30-мм пушкой 2А72. Вместо башни со спаркой пулеметов;
- БТР-80М, с усиленным двигателем ЯМЗ-238, а так же шинами повышенной пулестойкости и большей длиной корпуса;
- БТР-80АМ, двигатель ЯМЗ-238 и необитаемый боевой модуль.
Кроме России эти транспортеры, находятся на вооружении 26 стран мира. Улучшать любят не только русские, поэтому известны варианты, подогнанные даже под стандарты НАТО. Наибольших успехов на этом поприще достигли венгерские разработчики:
- BTR-80 SKJ – специализированная медицинская машина;
- BTR-80 VSF – для войск РХБЗ;
- BTR-80 MVJ – эвакуатор для поврежденной на поле боя техники с возможностью простейшего ремонта на месте;
- BTR-80 MPAEJ – аппарат для ремонта и технического обслуживания;
- BTR-80 MPFJ – инженерно-техническая модификация.
Кроме Венгрии над «восьмидесяткой» много трудились в Польше и Украине. Внимание, с которым инженеры относятся к этой машине, говорит о ее огромном потенциале для модернизации и важности в военном деле.
Применение БТР-80 в Афганистане и других конфликтах не сильно заинтересовало американских военных, привыкших к гусеничным транспортерам. Ситуацию изменил знаменитый Бросок на Приштину, показавший преимущество колесной техники перед гусеничной в подобных операциях.
В итоге армия США получила M1126 Stryker, за основу которого взята швейцарская «Пиранья» БТР и наша «восьмидесятка». Сравнительные испытания, между тем, показали наличие серьезных проблем у американцев. Из-за большого веса машины и особенностей трансмиссии Stryker чаще застревает в грязи.
Если у отечественного БТР оторвет миной пару колес, он вполне в состоянии добраться до своих.
Американец же, несмотря на наличие тех же 8 колес, встает после потери хотя бы одного из них.
Боевое применение БТР-80
С момента поступления первых машин в войска они тут же заняли положенную им нишу. Ни одно боевое столкновение, произошедшее с 1986 года на территории в ведении СССР, России и стран-союзников, не обходилось без хотя бы косвенного участия БТР-80.
БТР, рабочая лошадка любого конфликта, обеспечивала быструю и относительно безопасную доставку живой силы на место столкновения. Она же поддерживала пехоту огнем своих пулеметов, а при необходимости, эвакуировала раненых бойцов.
Показательный случай грамотного использования качеств БТР-80 можно увидеть в событиях августа 1996 года.
В Грозном части внутренних войск оказались блокированы на площади Минутка. Возможности для эвакуации тяжелораненых солдат не было. Один из офицеров, майор Ларин, решил пробиваться с раненными на БТР.
Разогнавшись, с экипажем Ларин пробивается через первое кольцо окружения, но необходимо было проехать через весь город. Командир приказывает разжечь фальш-дымы на башне БТР перед очередным заслоном боевиков. Одновременно с нескольких сторон машину атакуют гранатометчики.
Одна из гранат, сорвав прикрепленные для усиления брони ящики на борту, взрывается у корпуса, не повреждая при этом двигатель. Командир приказывает механику-водителю сбросить скорость, не выключая двигателя, и медленно остановить машину. Одновременно с этим разгораются дымовые шашки, и создается полное впечатление поражения машины.
По воспоминаниям Ларина, боевики поднялись в полный рост, ожидая, что через люки полезут оглушенные и обожженные бойцы. Вместо этого экипаж разворачивает КПВТ в сторону нападающих. Очередь из пулемета сопровождается приказом снова набирать скорость. Эта хитрость позволила вырваться из кольца окружения и доставить раненных в госпиталь.
В прочих войнах умелые руки и ясная голова позволяли со всей эффективностью использовать маневренность и мощь БТРов.
След в культуре
БТР-80, одна из самых массовых машин последних десятилетий внесла громадный вклад в кино и видео. Все, что, так или иначе, связано с боевыми действиями, обязательно рано или поздно покажет БТР-80. Благодаря характерному силуэту перепутать эту машину невозможно.
Интересно, что увидеть аппарат можно не только в кино, но и многочисленных клипах музыкальных исполнителей.
С высокой долей вероятности если они хотят изобразить «что-то военное» в своих творениях, то там появится трудяга БТР-80. Часто эти машины используют в небольших городах на День Победы.
Если сильно захотеть, можно не только полететь в космос, но и самостоятельно построить БТР-80 и поставить у себя дома на полочке. Российская компания «Звезда», а так же китайская «Trumpeter» и итальянская «ITALERY» и многие другие занимаются выпуском сборных моделей БТР-80.
Продукция пользуется большим спросом в Китае. Восточные соседи, увлеченные реконструкцией советской и российской армий в Афганской и Чеченской войне, интересуются этой техникой не меньше россиян.