Бронетранспортер БТР-50П, подробный обзор

БТР-50П

БТР-50П, был назван, как объект 750, представляет собой бронетранспортер на базе шасси легкого плавающего танка ПТ-76. Он имеет высокую вместимость – 20 десантников. Бронетранспортер способен перевозит на крыше или на плаву до 2-х тонн груза. К примеру, миномет или 85-мм орудие.

Особенностью БТР-50П является то, что на плаву из него можно вести огонь. Рассмотрим более подробно бронетранспортер БТР-50П, его историю созданию создания, особенности конструкции, технические характеристики и боевое применение.

История создания

БТР-50П разработан конструкторским бюро Ж. Я. Котина в 1952 году (во время ОКР — «Объект 750», главный конструктор разработки — Н. Ф. Шашмурин).

На вооружение бронетранспортер принят в 1954 году. БТР-50П производился с 1952 по 1954 год.

С 1954 года производился бронетранспортер БТР-50ПА, который отличался установкой 14,5-мм пулемета КПВТ, из которого имелась возможность вести огонь с углом возвышения +85°, снижения −3°.

На параде

В 1955 году на шасси БТР-50П были разработаны: серийный БТР-50П2 с зенитной установкой ЗТПУ-2 и опытный БТР-50П4 с зенитной установкой ЗТПУ-4.

В 1958 году был принят на вооружение бронетранспортер БТР-50ПК, а с 1959 года БТР-50ПК серийно выпускался на Волгоградском тракторном заводе. БТР-50ПК имел броневую крышу десантного отделения и был вооружен 7,62-мм пулеметом СГМБ.

БТР-50 под названием TOPAS OT-62C производился также с 1958 года в Чехословакии на заводе «Подполянске строярне» в Детве. В большой серии в 1962—1972. Также БТР-50П под названием Тип 66 (WZ-511) производился в КНР.

Особенности конструкции БТР-50П

Первый советский гусеничный бронетранспортер представлял собой плавающую боевую машину с противопульным бронированием. Водоизмещающий корпус бронетранспортера изготавливался методом сварки из бронелистов толщиной от 4 до 10 мм. Боевая масса БТР-50 не превышала 14,2 тонны.

Отличительной особенностью боевой машины было расположение дизельного двигателя вдоль продольной оси корпуса. Для нового образца бронетехники советские конструкторы выбрали следующую компоновочную схему. В передней части БТР находилось отделение управления, в средней части – десантное отделение, в корме – моторно-трансмиссионное отделение. Экипаж бронетранспортера состоял из двух человек: механика-водителя и командира. Рабочее место командира находилось справа, мехвода – слева. Помимо этого, внутри корпуса в десантном отсеке могли разместиться 12 бойцов. Максимально БТР мог переправить через водную преграду до 20 человек личного состава или двух тонн различных военных грузов, например артиллерийское орудие вместе с расчетом. Версии бронетранспортера без крыши оснащались съемным тентом, который защищал десант от воздействия осадков.

Бронетранспортер БТР-50П

Ходовая часть, трансмиссия и силовая установка достались БТР-50П без изменений от танка ПТ-76. Сердцем боевой машины был дизельный двигатель В-6ПВГ, развивавший максимальную мощность 240 л.с. Этой мощности хватало, чтобы обеспечить гусеничной машине максимальную скорость хода до 45 км/ч при движении по шоссе и до 10,2 км/ч на плаву. Запас хода оценивался в 240-260 км (по шоссе).

Новый бронетранспортер, как и легкий танк ПТ-76, отличался высокими характеристиками подвижности и проходимости, обладал запасом плавучести, неплохой маневренностью и остойчивостью. Именно по этой причине новая техника поступала на вооружение не только мотострелковых подразделений, но и подразделений морской пехоты. Помимо водоемов, БТР-50 легко преодолевал препятствия в виде рвов и траншей шириной до 2,8 метра и вертикальных стенок высотой 1,1 метра.

В кормовой части машины на крыше моторно-трансмиссионного отделения конструкторы расположили откидные аппарели для погрузки артиллерийских орудий и минометов (БТР-50П мог перевезти 120-мм миномет, 57-мм, 76-мм или 85-мм артиллерийское орудие), а также полноприводных автомобилей ГАЗ-67 или ГАЗ-69. Для транспортировки вооружения БТР специально был оснащен погрузочным устройством, которое состояло. помимо откидных аппарелей, из мощной лебедки с тяговым усилием на уровне 1500 кгс.

Несмотря на то, что на прототипах во время испытаний был установлен крупнокалиберный пулемет ДШК, в серию бронетранспортеры пошли либо без штатного вооружения, либо со 7,62-мм пулеметом СГМБ, созданным на базе станкового пулемета СГ-43. Вторая попытка вооружить боевую машину крупнокалиберным оружием была предпринята уже в 1956 году. Опытный образец БТР-50ПА вооружили 14,5-мм пулеметом КПВТ, который, как и ранее ДШК, попробовали установить на турельной установке с бронеспинкой на люке командира БТР. Несмотря на старания конструкторов и эта версия БТР-50 с повышенной огневой мощью не дошла до стадии принятия на вооружение.

Технические характеристики БТР-50П

  • Боевая масса, т: 14,2;
  • Грузоподъемность, т: 2;
  • Экипаж, чел.: 2 + 20 десант;
  • Габаритные размеры, мм:   высота — 2030, длина — 7070, ширина – 3140, клиренс – 370;
  • Бронирование, мм:  лоб – 10, борт — 8-10, корма – 6;
  • Вооружение: один 7,62-мм пулемет ПКБ (боекомплект 1250 патронов);
  • Двигатель: В-6, 6-цилиндровый, 4-тактный, дизельный, жидкостного охлаждения, мощностью 240 л. с.;
  • Скорость, км/ч: по шоссе — 44,6; на плаву — 10,2;
  • Запас хода, км: по шоссе — 260, на плаву – 70;
  • Удельное давление на грунт, кг/кв. см: 0,5;
  • Преодолеваемые препятствия: подъем — 38°, угол входа с берега в воду — 30°, угол выхода из воды на берег — 25°, ширина рва — 2,8 м, высота стенки – 1,1 м

Вид сбоку

Модификации

  • БТР-50П (объект 750) – базовый серийный вариант. Нижняя и кормовая часть корпуса, ходовая часть, силовая установка и трансмиссия – идентичны танку ПТ-76. В передней части корпуса расположена открытая сверху бронерубка, в которой размещаются экипаж и десант. В отделении управления, кроме места механика-водителя, находятся место командира БТР и командирская башенка с тремя приборами наблюдения. Штатного вооружения нет.

БТР обеспечивает перевозку личного состава и вооружения в следующих вариантах:

  1. 20 человек десанта;
  2. одна 57-мм пушка СД-57, или 4-26, или ЗИС-2, одна 76-мм пушка ЗИС-3 или горная пушка М69 (2А2) с боекомплектом 20-25 выстрелов и 5 человек расчета;
  3. 85-мм пушки Д-44 или Д-48 и 2 человека расчета;
  4. автомобиль ГАЗ-69 и 7 человек десанта;
  5. три 82-мм безоткатных орудия 6-70, 24 выстрела к ним и 12 человек расчета;
  6. три 82-мм миномета, 120 мин к ним и 12 человек расчета;
  7. одно 107-мм безоткатное орудие Б-11 и 5 человек расчета;
  8. один 120-мм миномет, 32 мины и 6 человек расчета.

Возможна перевозка других грузов массой не более 2 т. Из любого типа орудий допускалось ведение огня в движении и на плаву. Для погрузки и выгрузки пушек, автомобиля и пр. БТР оборудован специальным погрузочным устройством, состоящим из направляющих балок, аппарелей и лебедки с приводом от двигателя. Боевая масса бронетранспортера 14,3 т.

  • БТР-50ПА (объект 750М. 1956 г.) – 14,5-мм пулемет КПВТ на турельной установке на погоне крыши командирской башенки. Боекомплект 800 патронов. Угол возвышения пулемета +85°, горизонтальный обстрел на 360°. Коллиматорный прицел ВК-4.
  • БТР-50ПК (объект 750ПК, 1958 г.) – бронированная крыша над десантным отделением с тремя люками для посадки и высадки десанта. Система ПАЗ, ночной прибор механика-водителя ТВН-2Б. Отсутствует лебедка и возможность перевозить пушки и автомобиль.
  • БТР-50ПН (объект 905, 1958 г.) – КШМ на базе БТР-50П с герметичным закрытым корпусом. Три радиостанции и зарядный агрегат.
  • БТР-50ПУ (объект 750К, 1958 г.) – КШМ на базе БТР-50П (с 1959 г.-на базе БТР-50ПК). Радиостанции Р-112, Р-113 и Р-105 и Р-105У, радиорелейная станция Р-403БМ (полукомплект), радиоприемник Р-311, полевой телефонный коммутатор П-193А на 10 номеров. Навигационная аппаратура: гидрокурсоуказатель КМ-2, курсопрокладчик КП-2М. Переносной зарядный бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Системы ПАЗ и ППО, ТДА и отопитель штабного отделения. В средней части штабного отделения установлен раздвижной стол для работы с картами. Вместимость КШМ – 9 чел.
  • БТР-50ПУМ – модернизированная КШМ на базе БТР-50ПУ.
  • БТР-50ПУМ1 (1972 г.) – модернизированная КШМ на базе БТР-50ПУ.

Боевое применение БТР-50П

Бронетранспортеры БТР-50П в начале 50-х годов поступали на вооружение мотострелковых батальонов гвардейских танковых полков. Совместно с танками ПТ-76, которыми комплектовались роты плавающих танков тех же полков, они предназначались для быстрого форсирования водных преград с хода или с короткой подготовкой в условиях неядерной войны.

Именно для этой цели в возимый ЗИП БТР-50П было включено такелажное оборудование, позволявшее ему перевозить на себе все тяжелое вооружение мотострелкового полка. С установленным на нем орудием калибра 57 – 85 мм БТР-50П превращался в легкую САУ, способную обеспечить огневую поддержку пехоте. У БТР-50ПК такой возможности не было. По западным данным, всего было изготовлено около 6500 БТР-50. Они состояли на вооружении мотострелковых частей танковых дивизий вплоть до замены их боевыми машинами пехоты БМП-1. Помимо КШМ шасси БТР-50 использовалось в качестве базового при создании машины технической помощи МТП и системы дистанционного разминирования УР-67. МТП имела закрытый корпус с более высокой, по сравнению с БТР-50ПК, крышей и служила подвижным средством технического обеспечения мотострелковых подразделений, имеющих на вооружении боевые машины пехоты БМП-1. УР-67 представляла собой обычный бронетранспортер БТР-50ПК, на крыше МТО которого размещалась ПУ с двумя направляющими. С нее могли запускаться неуправляемые реактивные снаряды со шнуровыми зарядами – при подрыве они расчищали проход в минных заграждениях, достаточный для движения техники. УР-67 состояли на вооружении инженерных войск.

Боевое применение

В конце 50-х годов лицензия на производство БТР-50П была продана Чехословакии. Готовя машину к серийному выпуску, чехословацкие конструкторы несколько модернизировали БТР: увеличили мощность двигателя, немного изменили корпус, главным образом, форму и количество посадочных люков. В 1962 году БТР был принят на вооружение Чехословацкой Народной армии под индексом ОТ-62. В Польше машина выпускалась по лицензии под названием TOPAS. Поляки вскоре ее модернизировали, установив башню собственной конструкции со спаренными пулеметами КПВТ и ПКТ, и она получила название TOPAS-2АР. “Топазы” состояли на вооружении 7-й дивизии береговой обороны Войска Польского. ОТ-62 и БТР-50 эксплуатировались, кроме того, в Национальной Народной армии ГДР и Болгарской Народной армии. Обе машины активно экспортировались. Они принимали участие в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, причем захваченные у египетских войск бронетранспортеры интенсивно использовались Армией обороны Израиля.

По состоянию на 1995 год БТР-50 разных модификаций и чехословацкие ОТ-62 имелись в армиях Албании, Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Египта, Израиля, Индии, Ирака, Ирана, КНДР, Конго, Ливии, Сирии, Словении, Судана, Финляндии, Хорватии, Югославии.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: