Советский бронетранспортер БТР-152, описание и характеристики

Бронетранспортер БТР-152

БТР-152 представляет собой советский бронетранспортер, созданный на базе узлов и агрегатов грузового автомобиля ЗИС-151. Боевая машина была принята на вооружение в СССР в 1950 году. Бронетранспортер находился в серийной производстве до 1955 года, а на вооружение до 1993 года. Советский бронетранспортер БТР-152 имел открытый сверху сварной несущий корпус.

Рассмотрим более подробно советский бронетранспортер БТР-152, его историю создания особенности конструкции, технические характеристики и модификации.

История создания

Летом 1946 года предприятие ЗиС получает заказ на создание бронетранспортера под обозначением «Проект 140», который при массе до 8500 кг должен был перевозить до 20 человек десанта. Для защиты использовалась противопульная броня, вооружение состояло из 1 станкового пулемета. К работам над машиной завод приступил осенью того же года, группу разработчиков возглавил тогдашний главный конструктор Б.М Фиттерман.

В качестве платформы для среднего бронетранспортера, предназначенного для перевозки 2 отделений пехоты, был предложен новый в тот момент грузовой автомобиль ЗиС-151 с приводом на все колеса. Одновременно была подана идея использования опытного полугусеничного шасси ЗиС-153, имевшего шахматное расположение опорных катков. Но проведенные испытания грузовиков показали преимущество колесной схемы, поэтому завод ЗиС сосредоточил свои усилия на развитии проекта ЗиС-151.

Советский бронетранспортер БТР-152

Новый проект получил обозначение ЗиС-152, причем шасси проходило по документам как ЗиС-123, а корпус с внутренними элементами отделки – как ЗиС-100.

Основные узлы трансмиссии и компоновочная схема были позаимствованы у ЗиС-151.

Для обеспечения динамических характеристик бронетранспортера на бездорожье конструкторы решились на форсирование двигателя путем повышения частоты вращения и «поджатия» головки блока цилиндров под высокооктановый бензин Б-70. При этом заметно снизился ресурс поршневой группы, но для армейской машины его остаток сочли достаточным.

Для соответствия техническому заданию потребовалось сократить колесную базу, что негативно сказалось на длине карданных валов, шарниры которых начинали работать под критическими углами при движении бронетранспортера по пересеченной местности. В итоге конструкторам удалось найти компромиссное решение, максимально сблизив коробку передач и раздаточный редуктор. Мосты и подвеску усилили, исходя из возросшего веса машины и специфики применения.

Изначально бронетранспортер БТР-152 оснащался шинами размерностью 9,00-20″ от гражданского грузовика ЗиС-150 с рисунком протектора типа «елка», который обеспечивал хорошее сцепление при движении по бездорожью.

При этом в конструкции закладывалась односкатная ошиновка всех мостов с единой колеей, что дополнительно улучшало проходимость.

Боевая машина на поле

Для обеспечения устойчивости к прострелу предполагалась установка двойных камер, поскольку подобное решение прошло проверку войной на американских машинах М20. Однако Ярославский шинный завод так и не сумел освоить производство изделий, поэтому бронетранспортеры БТР-152 отгружались заказчику со стандартными камерами.

На прототипах и бронетранспортерах БТР-152 установочной партии, собранной в 1950 году, применялась механическая лебедка для самовытаскивания, позаимствованная у грузовика ЗиС-151А. Из-за больших габаритов узел закрывал вентиляционные щели радиатора, поэтому от использования узла в серии временно отказались.

В серию бронетранспортер пошел летом 1950 года, а уже через 3 года машина стала легкобронированной основной техникой Советской Армии. С 1952 года малыми партиями поставлялся зенитный вариант БТР-152А с установкой из 2-х пулеметов КПВ калибром 14,5 мм. Позднее пытались смонтировать установку из 4-х аналогичных стволов с отдельным электрическим приводом, но в серию идея не попала.

Особенности конструкции БТР-152

  • Броневой корпус и башня. Броневой корпус БТР-152 открытого типа, сварен из броневых листов, состоит из трех отделений и является несущей конструкцией, на которой установлены все механизмы и агрегаты машины.
  • Силовое отделение. В передней части машины находится силовое отделение, в котором установлен двигатель, а также находится электрооборудование с радиаторами и пусковым подогревателем.
  • Отделение управления. За силовым отделением располагается отделение управления, отгороженное вертикальными перегородками. В отделении управления находятся места механика-водителя и командира. Под местом командира установлен аккумулятор. Для выхода из машины слева и справа от сидений находятся двери, открывающиеся наружу. В отделении управления также находятся контрольно-измерительные приборы и приборы наблюдения. В правой передней части отделения управления установлен кронштейн с вещевым мешком и радиостанцией.
  • Боевое отделение. В средней и кормовой частях машины за отделением управления и силовым отделением находится боевое отделение. В боевом отделении расположен пулемет, а также находятся бензиновые баки, возимый ЗИП, укладки с боекомплектом и аптечка с огнетушителем. Для размещения десанта вдоль бортов и в передней части боевого отделения находятся 17 сидений. За спинками сидений имеются зажимы для крепления автоматов.
  • Вооружение. В качестве основного вооружения используется 7,62-мм пулемет СГМБ, установленный на специальных гнездах вертлюжных кронштейнов. Наибольшая прицельная дальность стрельбы составляет до 2,3 км. Питание пулемета ленточное, в каждой ленте по 250 патронов. Возимый боекомплект составляет 1250 патронов.
  • Средства наблюдения и связи. Для обеспечения связи в БТР-152 установлена радиостанция 10РТ-12. Днем дальность действия радиостанции составляет 25..30 км на ходу и 35..38 км на стоянке, ночью — 13..15 км на ходу и 15..17 км на стоянке.
  • Двигатель и трансмиссия. В качестве силовой установки используется бензиновый двигатель ЗИЛ-123В. Максимальная мощность двигателя составляет 110 л. с.
  • Коробка передач — механическая и имеет пять передних и одну заднюю передачу. Раздаточная коробка имеет две понижающие передачи, а также механизм включения переднего моста.
  • Ходовая часть. Подвеска переднего моста БТР-152 представляет собой две полуэллиптические продольные рессоры с двумя гидравлическими амортизаторами двустороннего действия. Подвески среднего и заднего мостов — балансирные, на двух полуэллиптических продольных рессорах, которые укреплены на качающихся ступицах средней частью. На машинах выпускавшихся с 1947 по 1955 год устанавливались колеса аналогичные автомобилю ЗиС-150, но имевшие внедорожный рисунок протектора шин. На машинах выпускавшихся с 1956 по 1962 год устанавливались колеса аналогичные автомобилю ЗИЛ-157.

Технические характеристики БТР-152

  • Колесная формула: 6х6;
  • Боевая масса, кг: 8600;
  • Длина, мм: 6550;
  • Ширина, мм: 2320;
  • Высота, мм: 2360;
  • Клиренс, мм: 286;
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 75;
  • Запас хода по шоссе, км: 600;
  • Преодолеваемые препятствия: угол подъема, град. — 30; крен, град. — 20; ширина рва, м — 0,80; стенка, м — 0,60; глубина брода, м — 0,80;
  • Экипаж (десант), чел.: 2 (17).

Применение и модернизации БТР-152

Выпуск техники осуществлялся силами завода ЗиС. Изготовление корпусов вели Муромским паравозостроительный завод и Выксунский комбинат дробильно-размольного оборудования, который поставлял аналогичные узлы еще на довоенные бронемашины.

В Советской Армии БТР-152 применялся для буксировки противотанковой артиллерии калибром до 100 мм, зенитных пушек калибром до 85 мм и тяжелых 160-мм минометов.

Вид сзади

Боевой расчет и небольшой боекомплект размещались в десантном отделении машины. Серийно строился командный пункт БТР-152С, не имевший вооружения и оснащенный высокой надстройкой.

В 1959 году завод ЗиЛ свернул производство бронетехники, передав оснастку Брянскому заводу БАЗ, который применял силовые агрегаты, выпущенные в Кутаиси (заводом КАЗ). Последние машины были собраны в начале 1963 года.

Первым боевым опытом для бронетранспортера БТР-152 стало участие в подавлении Венгерского восстания в 1956 году. Именно тогда выяснилась уязвимость открытой сверху машины, которая поджигалась брошенной сверху бутылкой с зажигательной смесью.

Завод быстро отреагировал на проблему, создав закрытую версию БТР-152К, крыша которого выполнена из 8-мм броневого листа и оборудована откидной крышкой. На скосах крыши появились дополнительные бойницы. Внутренний объем обогревался при помощи системы отопления, появился нагнетающий воздух вентилятор. Доработки привели к уменьшению десанта до 13 человек.

Одновременно шли нарастающие поставки бронетранспортеров в Восточную Европу, Юго-Восточную и арабские страны. Техника арабских государств широко использовалась в ходе войн с Израилем, причем по доброй традиции евреи захватили немалое количество экземпляров БТР-152. В Израиле на базе бронетранспортера строилась зенитная установка, состоявшая из пары 20 мм пушек, установленных в башне кругового обстрела.

Машина применялись также в многочисленных междоусобных конфликтах между африканскими странами.

Памятник БТР-152

В ходе боев на территории Афганистана БТР-152 использовались правительственными войсками. Простая конструкция бронетранспортера позволяет оставаться в строю и в XXI столетии. Так, в 2006 году, БТР-152 снова воевал в Будапеште, на этот раз митингующие поставили на ход музейный экземпляр, который безуспешно использовался для прорыва кордонов полиции.

По состоянию на 2017 год бронетранспортеры остаются на вооружении не менее чем у 2-х десятков государств. К числу крупнейших владельцев парка БТР-152 относятся Куба, Ангола и Сирия.

Бронетранспортер БТР-152 обладал высокой надежностью и вместительностью, но примененное шасси грузовика не удовлетворяло командование Советской Армии, поэтому уже в начале 60-х годов началось активное вытеснение машины из частей.

Однако бронетранспортеры стали поступать в армии различных развивающихся государств социалистической ориентации, где и сохранились поныне.

Не обошли вниманием БТР-152 и кинематографисты, из-за характерного внешнего облика машина стала непременным средством транспорта для немецких военнослужащих в фильмах про Великую Отечественную войну. Производители масштабных моделей напротив, не уделили внимания бронетранспортеру. В масштабе 1:35 машину делает только украинская компания «Скиф», причем копия весьма отдаленно напоминает оригинал.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: