БРЭМ-К представляет собой советскую и российскую колесную плавающую бронированную ремонтно-эвакуационную машину. БРЭМ-К вошла в эксплуатацию в 1993 году и до сих пор используется.
Рассмотрим более подробно бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-К, ее историю создания, особенности конструкции, технические характеристики, вооружение.
История создания
Восьмидесятые годы прошлого века стали временем бурного развития отечественных бронированных ремонтно-эвакуационных машин. Всего за несколько лет различные предприятия советской оборонной промышленности разработали ряд проектов подобной техники, базирующейся на различных серийных шасси.
Предполагалось, что такой подход к созданию новых БРЭМ позволит упростить их изготовление и эксплуатацию. Одним из результатов использования таких идей стало появление ремонтно-эвакуационной машины на базе бронетранспортера БТР-80.
Разработка проекта БРЭМ на базе бронетранспортера стартовала в середине восьмидесятых годов в рамках проекта с шифром «Соплеменник». Кроме того, было предложено дополнительное обозначение БРЭМ-К («Бронированная ремонтно-эвакуационная машина, колесная»). Разработку машины поручили Горьковскому автомобильному заводу, активно занимавшемуся тематикой колесной бронетехники.
На предприятии проект получил заводской индекс ГАЗ-59033. Проектом руководил А. Масягин. Создание проекта колесной БРЭМ не заняло много времени, чему поспособствовало использование отработанного серийного шасси. Благодаря этому строительство опытного образца БРЭМ-К началось уже в 1988 году, с 1993 года машина принята на вооружение.
В соответствии с техническим заданием машина БРЭМ-К должна была использоваться ремонтными подразделениями мотострелковых соединений, оснащенных бронетранспортерами БТР-80 или техникой на их базе. Этим был обусловлен выбор шасси. Также с типом, характеристиками и особенностями боевого применения этой техники были связаны некоторые другие требования к ремонтно-эвакуационной машине.
Требовалось обеспечить возможность вытаскивания застрявших поврежденных бронемашин с последующей их буксировкой к месту сбора или ремонта. Также следовало оснастить БРЭМ-К набором оборудования для обеспечения буксировки и мелкого ремонта.
Особенности конструкции БРЭМ-К
Машина БРЭМ-К создана на базе колесного бронетранспортера БТР-80 и служит для эвакуации поврежденных машин из-под огня противника, вытягивания застрявшей техники, оказания помощи в ремонте и обслуживании подразделениям, на вооружении которых состоят бронетранспортеры БТР-60П, БТР-70, БТР-80 и их модификации.
В состав оборудования БРЭМ-К входят:
- подъемное устройство,
- тяговая лебедка,
- сошник-упор для закрепления машины на местности при выполнении работ,
- электросварочное оборудование со сварочным генератором, работающим от базового двигателя,
- грузовая платформа грузоподъемностью 0,5 т,
- средства буксировки машин и другое ремонтное оборудование.
Крановое оборудование состоит из механического неповоротного и ручного поворотного кранов. Грузоподъемность механического неповоротного крана составляет 1,2 т, а время его развертывания 20 минут. Ручной поворотный кран имеет грузоподъемность 0,8 т.
Тяговое усилие лебедки составляет до 6 тс, с полиспастом — до 16 тс (полиспаст — система подвижных и неподвижных блоков, огибаемых тросом), длина троса — 50 м. На крыше имеется также и ручная лебедка.
БРЭМ-К вооружена башенной пулеметной установкой с 7,62-мм пулеметом ПКТ и дымовыми гранатометами 902В «Туча» для постановки дымовой завесы.
Экипаж БРЭМ-К состоит из 4 человек, кроме того в машине могут разместиться еще 8 человек. Посадка и высадка экипажа осуществляется через соответствующие люки.
БРЭМ-К снабжена радиостанцией, танковым переговорным устройством, смотровыми приборами и приборами ночного видения. Машина способна преодолевать водные препятствия на плаву, а также буксировать другой БТР на плаву.
Сварочный агрегат машины работает от генератора ГД-304 У3, который в свою очередь работает от базового дизельного двигателя ЯМЗ-238М. Ток сварки 44-100А.
Технические характеристики БРЭМ-К
Боевая масса, т | 13,6 |
Экипаж / Десант, чел. | 4 / 6 |
Габаритные размеры БРЭМ-К | Длина корпуса, мм: 7700 Ширина корпуса, мм: 2900 Высота, мм: 3000 Клиренс, мм: 475 |
Бронирование | противопульное |
Движок | ЯМЗ-238М дизельный Мощность мотора, л. с.: 260 |
Скорость по шоссе, км/ч | 80 |
Скорость по перес. местности, км/ч | 9 на плаву |
Припас хода по шоссе, км | 600 |
Вооружение | Пулеметы один × 7,62-мм ПКТ |
Особое оборудование | тяговая лебедка механическая тяговое усилие, тс: 4,4 — 6 (16 с полиспастом) длина троса, м: 50 |