БРЭМ-80У представляет собой бронированную ремонтно-эвакуационную машину. Она была создана в омском конструкторском бюро ОАО КБТМ. Главной задачей ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-80У является вытаскивать технику с поля боя и под огнем противника.
Рассмотрим более подробно бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-80У, ее историю создания, особенности конструкции и технические характеристики.
История создания
До настоящего времени бронетанковые подразделения российских вооруженных сил располагают только одним типом ремонтно-эвакуационных машин. В середине восьмидесятых годов начались поставки серийных машин БРЭМ-1, которые пока остаются основным представителем своего класса, а неоднократные попытки создать другие машины для эвакуации и ремонта танков еще не завершались успехом. К примеру, в девяностых годах был начат проект создания БРЭМ на базе основного танка Т-80У, однако получившаяся бронемашина не дошла до войск.
Проект перспективной ремонтно-эвакуационной машины с повышенными характеристиками стартовал в самом начале 1997 года. Омское Конструкторское бюро транспортного машиностроения получило задание разработать перспективную БРЭМ на базе одного из существующих танков. В качестве основы для машины был предложен танк Т-80У, в результате чего проект получил обозначение БРЭМ-80У. От конструкторов требовалось разработать БРЭМ с максимально возможными характеристиками, превосходящую существующую технику этого класса. При этом требовалось сохранить максимально возможную унификацию с базовым танком, что должно было упростить изготовление и эксплуатацию новых БРЭМ.
Омским инженерам пришлось столкнуться с рядом проблем, одной из которых являлись сроки. На разработку проекта и строительство опытной машины отводилось около полугода. Предполагалось, что первый прототип будет готов к выставке ВТТВ-97, на которой его продемонстрируют потенциальным заказчикам. Также работы осложнялись несколькими заметными изменениями технического задания, произошедшими во время разработки, а также техническими особенностями отечественной бронетехники. В частности, некоторые затруднения были связаны с малым объемом заброневого пространства, свойственного танкам советской и российской разработки.
Тем не менее, несмотря на все проблемы, специалисты КБТМ успешно справились с поставленной задачей в кратчайшие сроки. Для этого, однако, приходилось форсировать работы. На проведение отдельных этапов проекта, такие как эскизное проектирование и т.д. уходило всего несколько недель. В результате всех работ предприятию-разработчику удалось выполнить требования заказчика и построить опытный образец перспективной БРЭМ-80У. Как позже показали испытания, по некоторым параметрам машина не только выполнила, но и превзошла требования технического задания.
Главной задачей проекта БРЭМ-80У было обеспечение превосходства новой машины над существующей техникой. Таким образом, перспективная ремонтно-эвакуационная машина должна была представлять собой прямой аналог существующей БРЭМ-1 со схожим составом оборудования, но отличаться от нее увеличенными характеристиками. Эта задача была решена за счет применения новых концептуальных и технических решений.
Особенности конструкции БРЭМ-80У
Важнейшим ее элементом являются машины комплексного ремонта и эвакуации БТВТ в передовых эшелонах войск при отсутствии производственных помещений и стационарного оборудования. В большинстве танкопроизводящих государств для этих целей разработаны и выпускаются многофункциональные бронированные ремонтно-эвакуационные машины (БРЭМ).
До последнего времени такой машиной в российской армии была БРЭМ-1, созданная на базе танков семейства Т-72. С поступлением на вооружение танков Т-80 при их эксплуатации возникают трудности из-за усложнения материально-технического снабжения танковых подразделений.
Кроме того, технические характеристики БРЭМ-1, разработанной Конструкторским бюро транспортного машиностроения более двадцати лет назад, не в полной мере удовлетворяют современным требованиям. Выход на международный рынок танка Т-80У выявил естественное желание покупателей иметь и соответствующую ему БРЭМ. Учитывая потребности внутреннего и внешнего рынков, ГП «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» разработало, а ПО «Завод транспортного машиностроения» освоило на базе танка Т-80У производство новой бронированной ремонтно-эвакуационной машины БРЭМ-80У. Сохраняя общие технические характеристики танка Т-80У по удельной мощности, скоростям движения, преодолеваемым препятствиям и т. п., этой машине приданы повышенные возможности использования специального оборудования.
Главная лебедка развивает непосредственное тяговое усилие 35 тс, а с использованием полиспаста оно максимально достигает 140 тс, что превышает характеристики лебедки БРЭМ-1 (25 тс и 100 тс соответственно). Кроме того лебедка БРЭМ-80У имеет лучшие показатели как по скорости выдачи троса — 50 м/мин. вместо 20 м/мин. у БРЭМ-1, так и по скорости намотки — 17 и 50 м/мин. вместо 13 м/мин.
Наличие двух скоростей намотки, одна из которых в три раза больше другой, сокращает время, экономит ресурс и топливо при вытаскивании легкозастрявших и легких машин. Тяговое усилие вспомогательной лебедки БРЭМ-80У также увеличено до 1 тс, что в два раза превышает усилие лебедки БРЭМ-1 и позволяет проводить более широкую номенклатуру работ.
Грузоподъемность крана повышена с 12 до 18 т. Это, а также новая конфигурация стрелы крана позволяют при ремонтных работах поднимать башню танка с боекомплектом.
Экипаж машины состоит из четырех человек: механика-водителя, командира, слесаря-специалиста по системам и сварщика-такелажника. Кроме того установлено сиденье для пятого человека, что позволяет, при необходимости, иметь на БРЭМ еще одного специалиста либо вывозить раненых с поля боя.
Для войскового ремонта танков Т-80У машина комплектуется запасными частями и инструментом, которые размещаются в двух контейнерах на грузовой платформе.
Вооружение БРЭМ состоит из зенитной пулеметной установки калибра 12,7 мм открытого типа, четырех автоматов АКС-74, ручного гранатомета РПГ-7 и сигнального пистолета. Маскировка на поле боя осуществляется пуском дымовых гранат.
Питание электросварочного оборудования обеспечивается независимым электроагрегатом с приводом от вспомогательного газотурбинного двигателя мощностью 24,5 л. с. Благодаря этому экономятся топливо и ресурс основного двигателя.
Для улучшения условий работы экипажа в различных климатических зонах на машине установлен кондиционер.
Для сохранности дорожных покрытий на БРЭМ возможна установка асфальтоходной гусеницы.
Технические характеристики БРЭМ-80У
Боевая масса, т | 46 |
Экипаж / Десант, чел. | 4 / 1 |
Вооружение | 1 х 12,7-мм НСВТ один х РПГ-7, четыре х АКС 74У |
Скорость по шоссе, км/ч | 70 |
Скорость по пересеченной местности, км/ч | 45 |
Грузоподъемность/грузоподъемность с полиспасом, т | 18/25 |
Тяговое усилие лебедки основной/с полиспасом, т | 35/140 |
Рабочее оборудование | грузоподъемный кран, тяговая и вспомогательная лебедки, сварочное оборудование, буксирное представление, бульдозер, гидросистема |
Экспортный вариант машины БРЭМ-80У
Экспортный вариант БРЭМ-80У отличается от варианта, поставляемого в российскую армию, рядом конструктивных особенностей. Основная из них заключается в том, что на корпусе экспортной машины отсутствуют металлополимерные блоки и встроенная динамическая защита.
Кроме этого, машина имеет конструктивно измененный кормовой лист, позволяющий дополнительно монтировать насосный агрегат и механизм отбора мощности.
Устанавливается основной двигатель другой модели, ГТД-1250, имеющий меньшую мощность и дополнительный вал для отбора мощности. Машина комплектуется вспомогательным газотурбинным агрегатом с автономным питанием.