БРДМ-3 представляет собой российскую бронированную разведывательно-дозорную машину на базе бронетранспортера БТР-80А. Машины была разработана конструкторским бюро ОАО «ГАЗ». Машина БРДМ-3 предназначена для обеспечения действий разведывательных подразделений в глубине обороны противника на удалении до 120 км.
Рассмотрим более подробно разведывательную машину БРДМ-3, ее историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию машины.
История создания
Разведывательные машины, как отдельный вид техники, развивается в РФ (СССР) с 1954 года, в 1956-м появилась первая четырехколесная БРДМ-1, всего выпущено до 1966-го 10 тыс. единиц этой техники.
Следующее поколение БРДМ-2, выпускалось с 1962-го, в серию вошли в 1963-м и по 1989-й поставлено на службу почти 7,5 тыс. специальных машин для 50-ти стран мира. Предшественником же БРДМ-3 с колесной формулой 8х8, вместо 4х4 с дополнительными маленькими колесами как у БРДМ-1 и БРДМ-2, стал БТР-80А разработки 1994 года. Все эти бронетранспортеры конструировались в ОКБ Горьковского автозавода, выпускались «Арзамасским машиностроительным заводом». БРДМ-3 на проектном этапе называлась ГАЗ-59034 «Буйность», разработанная в 1994 году в КБ ОАО «ГАЗ».
Разведывательно-дозорная машина для боевых операций за линией фронта, с продвижением вглубь вражеской территории на 120 км. Выпуск для армии РФ начался вместе с БТР-80А в том же 1994-м. Группа из 6-ти человек в этом бронетранспортере стала боеспособнее, т.к. вместо основного пулемета КПВТ с калибром пуль 14,5 мм на вооружение стала пушка 2А72 калибра 30 мм с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами – это главное достоинство нового БРДМ, достигнутое КБ «ГАЗ» под руководством главного конструктора проекта БРДМ-3 А. Масягина. Улучшились и другие характеристики этого класса бронетехники.
На БТР-80 выпуска 1984-го года изначально повторялась конструкция конусной башни, схожей с БТР-60 и БТР-70, а в модификации 80А 1994-го (ГАЗ-У9034) уже появился бронированный лафет, смонтированный на башне. Благодаря этому конструкторскому решению удалось увеличить объем подбашенного пространства, удобнее стало работать наводчику. Важно, разработчики избавили экипаж от шума и загазованности – это второе основное преимущество от базы БТР-80. БРДМ 1 и 2 не могли на то время, и в перспективе, вооружиться чем-то более мощным, нежели пулемет Владимирова 14,5 мм, что тоже склоняло к простому решению – взять за основу БТР-80.
Особенности конструкции БРДМ-3
Броневой корпус и башня
Боевая машина разделена на три отделения:
- отделение управления;
- моторно-трансмиссионное;
- боевое.
В состав экипажа входят 6 человек:
- Командир разведывательного отделения;
- Водитель;
- Наводчик;
- Три разведчика.
Все рабочие места экипажа оснащены системой общего и индивидуального освещения с устройством автоматического переключения в режим маскировки в случае открытия люков.
В башенной установке размещаются приборы наблюдения и прицеливания, а также основное вооружение.
Вооружение
В качестве основного орудия используется 30-мм нарезная малокалиберная автоматическая пушка 2А72. Дальность стрельбы бронебойно-трассирующими снарядами днем составляет до 2 км, ночью — до 800 метров. В боекомплект входят 300 снарядов.
Дополнительно с 2А72 спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Прицельная дальность стрельбы из пулемета составляет до 1,5 км, ночью — до 800 метров. В боекомплект входят 2000 патронов.
Также на башне были установлены 6 гранатометов системы постановки дымовой завесы 902В «Туча», для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.
Средства наблюдения и связи
Для ведения прицельной стрельбы днем БРДМ-3 имеет прицел 1ПЗ-9, для стрельбы ночью имеется ночной прицел ТПН-3-42, а также инфракрасный прожектор ОУ-5М.
Связь и передача разведывательных данных производится через коротковолновую радиостанцию, четыре УКВ радиостанции (две из которых выносные). Кроме того имеется специальное телефонное оборудование, а также комплект специальной аппаратуры для засекречивания переговоров.
Двигатель и трансмиссия
В БРДМ-3 установлен 8 цилиндровый турбонаддувной дизельный двигатель КамАЗ-7403. Мощность двигателя составляет 260 л. с. Механическая трансмиссия установлена в одном блоке с силовой установкой. Благодаря такой конструкции в полевых условиях возможна оперативная замена силовой установки.
Ходовая часть
Ходовая часть БРДМ-3 аналогична бронетранспортеру БТР-80. В качестве базы используется полноприводное колесное шасси (8 × 8 / 4). Для совершения поворотов управляемыми выполнены две передние пары колес. Колеса снабжены системой контроля давления в шинах, также благодаря использованию пулестойких бескамерных шин КИ-80 и КИ-126, машина может продолжать движение даже после их прострела.
Подвеска БРДМ-3 индивидуальная торсионная. По проходимости БРДМ-3 сравнима с гусеничными машинами. Угол преодолеваемых подъемов составляет до 30°, угол бокового крена — до 25°. Для преодоления водных преград в машине имеется водометный движитель.
Технические характеристики БРДМ-3
- Экипаж, чел.: 6;
- Вес БРДМ-3: 14,5 тонн;
- Тип брони: противопульная;
Размеры БРДМ-3:
- Длина корпуса, мм: 7700;
- Ширина корпуса, мм: 2900;
- Высота, мм: 2760;
Вооружение БРДМ-3:
- Калибр и марка пушки: 30-мм 2А72;
- Тип пушки: нарезная малокалиберная автоматическая пушка;
- Длина ствола, калибров: 100,2;
- Боекомплект пушки: 300;
- Дальность стрельбы, км: до 2;
- Прицелы: 1ПЗ-9, ТПН-3-42;
- Пулеметы: 1 х 7,62-мм ПКТ;
Двигатель БРДМ-3:
- Тип двигателя: КамАЗ 7403;
- Мощность двигателя, л. с.: 260;
Скорость БРДМ-3:
- Скорость по шоссе, км/ч: 80;
- Скорость по пересеченной местности, км/ч: 40;
- Запас хода по шоссе, км: 600;
- Удельная мощность, л. с./т: 19,1;
- Колесная формула: 8 × 8 / 4;
- Тип подвески: индивидуальная торсионная;
- Преодолеваемый подъем, град.: 30;
- Преодолеваемая стенка, м: 0,5;
- Преодолеваемый ров, м: 2,0;
- Преодолеваемый брод, м: плавает со скоростью до 9 км/ч.