Разведывательная машина БРДМ-1, подробный обзор

Машина БРДМ-1

БРДМ-1 (бронированная разведывательно-дозорная машина) представляет собой советскую боевую разведывательную машину 50-х годов прошлого века. Она была создана для ведения войсковой разведки. БРДМ-1 может классифицироваться как бронеавтомобиль.

Рассмотрим более подробно разведывательную машину БРДМ-1, ее историю создания особенности конструкции, технические характеристики и модификации.

История создания

К 1954 году, исходя из опыта эксплуатации БТР-40, у руководства ВС Союза ССР возник список уточненных требований к многоцелевой БМ для разведывательных формирований, в виде повышении проходимости БМ по бездорожью, преодоление узких рвов и водных преград, и Главное бронетанковое управление МО СССР выдало Тактико-технические требования на разработку новой разведывательной машины.

Разведывательная машина БРДМ-1

Бронированная разведывательно-дозорная машина ГАЗ-40П (БРДМ) была разработана конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова (руководил проектом Всеволод Рубцов) и после испытаний в 1957 году, принята на вооружение приказом Министра обороны СССР, от 10 января 1958 года, под названием Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ). БМ находилась в серийном производстве на ГАЗ с 1957 года по 1966 год.

Особенности конструкции БРДМ-1

Разработчики смогли создать колесную боевую машину с уникальным шасси. Шасси эти состояли из четырех ведущих колес, между основными располагалось четыре дополнительных колеса.

Дополнительные колеса крепились между основными в центральной части корпуса, с каждого борта по два. Когда машина была вынуждена преодолевать препятствия, дополнительные колеса опускались гидравлическим механизмом и с помощью цепной передачи вращались. Также повышению проходимости машины способствовало использование шин большого размера с четко выраженным рисунком протектора.

Схема машины

Для БРДМ-1 был сконструирован герметичный корпус из бронелистов толщиной 4—11 мм. Броня обеспечивала защиту от пуль. Форма корпуса была тщательно продумана с позиций гидродинамики, благодаря чему обеспечивала незначительное сопротивление при движении на плаву. За счет применения реактивного водометного движителя осуществлялось форсирование водных преград.

Передний и задний мосты ходовой части были подвешены на рессорах. Параллельно с рессорами в конструкцию добавили гидравлические амортизаторы, позволявшие уменьшать колебания машины. Ведущие колеса были оснащены системой автоматического регулирования давления в шинах.

Отделение десанта и управления первоначально размещалось в бронированной рубке, открытой сверху. Впоследствии рубка была прикрыта бронированной крышей с двумя люками. Силовое отделение разместилось в передней части корпуса. В кормовой части рубки также имелся люк. В лобовом листе рубки были вмонтированы смотровые люки со встроенными пуленепробиваемыми приборами, которые использовались для наблюдения.

На вооружение Советской Армии БРДМ была принята в 1958 г. Годом ранее Горьковский автозавод выпустил опытную серию разработанных машин. БРДМ-1 находилась в серийном производстве до 1966 г. Основной вариант вооружения машины — один 7,62-мм пулемет СГМБ (или ПКТ), который монтировался на лобовом бронелисте рубки. Также машина оборудовалась приборами ночного видения, радиостанцией. Помимо стандартного вооружения, члены экипажа могли вести стрельбу из личного оружия через устроенные в бортах и корме бойницы.

Вид сбоку

На БРДМ-1 использовался форсированный карбюраторный шестицилиндровый двигатель, мощность которого была усилена, а также во избежание перегрева во время работы была смонтирована система жидкостного охлаждения.

При максимальной скорости движения БРДМ по проходимости может быть сопоставлена с гусеничными машинами, она может преодолевать подъемы до 31°, вертикальные стены высотой 0,4 м и рвы шириной более 1 м. Благодаря водометному движителю машина обладает достаточно высокой (до 9 км/ч) скоростью на плаву и высокой маневренностью. На базе БРДМ был разработан ряд бронированных машин.

Вооружение

Основное вооружение БМ, до 1962 года, 7,62-мм пулемет СГМБ, после июня 1962 года 7,62-мм пулемет ПКТ. Кронштейн под шкворневую установку для пулемета был перенесен из боевого отделения на лобовой верхний лист корпуса БМ.

Вид спереди

Боекомплект к пулемету составлял 1 250 патронов. Для стрельбы из личного оружия отделения разведки было предназначено семь амбразур: одна в передней части боевого отделения, по две в каждом борту машины и две в кормовых дверках БРДМ.

Технические характеристики БРДМ-1

  • БОЕВАЯ МАССА, т: 5,6.
  • ЭКИПАЖ, чел.: 2.
  • ДЕСАНТ, чел.: 3.
  • ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет СГМБ обр.1949 г. калибра 7,62 мм.
  • БОЕКОМПЛЕКТ: 1250 патронов.
  • БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 7…11, лоб рубки – 11, борт, корма – 7, крыша – 5, днище – 4.
  • ДВИГАТЕЛЬ: ГАЗ-40П, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 85 – 90 л.с. при 3400 об/мин, рабочий объем 3480 см3.
  • ТРАНСМИССИЯ: однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач, коробка отбора мощности на водометный движитель и насос гидросистемы дополнительных колес, двухступенчатая раздаточная коробка с редуктором Отбора мощности на дополнительные колеса, редукторы привода дополнительных колес, цепные передачи, карданные передачи, главные передачи переднего и заднего мостов.
  • ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 4х4, размер шин 12.00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 3 до 0,5 кг/см2, подвеска на четырех продольных полуэллиптических рессорах, гидравлические рычажно-поршневые амортизаторы по четыре на каждом мосту, четыре дополнительных пневматических колеса (по два на борт) размером 750х250 мм.
  • СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 80, на плаву – 9.
  • ЗАПАС ХОДА, км: на суше – 500, на плаву – 85.
  • СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:

  • длина – 5700,
  • ширина – 2250,
  • высота по крыше – 1900,
  • высота по пулемету – 2295,
  • база – 2800,
  • колея – 1660,
  • дорожный просвет- 315.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:

  • угол подъема, град. – 30;
  • ширина рва, м – 1,22;
  • высота стенки, м – 0,4.

Модификации БРДМ-1

  • БРДМ (с 1957 года) — модель с не броневым сверху корпусом (съемный брезентовый тент от непогоды).
  • БРДМ-1 (с 1958 (1959) года) — с герметичным (закрытым сверху броней) корпусом. Серия в 1958 — 1965 годов.
  • БРДМ-1У и БРДМ-РУ — машина управления.

Эксплуатация БРДМ-1

Машины на базе БРДМ:

  • 2П27 — боевая машина с противотанковым ракетным комплексом 2К16 «Шмель»;
  • 2П32 — боевая машина с противотанковым ракетным комплексом 2К8 «Фаланга»;
  • 2П32М — боевая машина с противотанковым ракетным комплексом 2К8 «Фаланга-М»;
  • 9П110 — боевая машина с противотанковым ракетным комплексом 9К14 «Малютка»;
  • БРДМ-РХ — машина химической разведки. Машина химической разведки БРДМ-РХ была создана в 1966 году на базе БРДМ, находилась на вооружении и в серийном производстве. Экипаж машины состоял из командира, двух химиков-разведчиков и водителя. Машина была оснащена приборами химической и радиационной разведки: войсковым прибором химической разведки ВПХР, автоматическим газоанализатором, радиометром-рентгенметром ДП-5А, рентгенметром ДП-3Б, а также приспособлением для установки знаков ограждения и артиллерийским дегазационным комплектом АДК. Для определения направления ветра предназначались 9 ручных дымовых гранат РДГ-2. В комплект специального оборудования также входили шесть 40-мм реактивных сигналов химической тревоги СХТ. С принятием на вооружение БРДМ-2 это же специальное химическое оборудование было установлено на машине химической разведки, получившей наименование БРДМ-2РХБ.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: