Американский вертолет Boeing Sikorsky RAH-66 «Comanche» (Команч), особенности модели

Вертолет RAH-66 «Comanche»

Опытные образцы военной техники обычно не становятся известными широкой публике. Все просто: они интересны только заказчикам, а позже исследователям и историкам. Но с легким ударным вертолетом Boeing Sikorsky RAH-66 «Comanche» (Команч) совсем другая история – летательный аппарат стал известен и популярен до того, как был построен.

В 80-е годы прошлого века в США начали разрабатывать амбициозный проект, им стал RAH-66 «Comanche» (Команч). Рассмотрим более подробно американский вертолет RAH-66 «Comanche» (Команч), его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.

История создания

В 1991 году объединенная команда фирм Boeing и Sikorsky, представившая проект разведывательно-боевого вертолета RAH-66, была признана победителем конкурса LHX (Light Helicopter Experimental). Вертолеты LHX предназначались для замены боевых вертолетов Bell AH-1, многоцелевых вертолетов Bell UH-1 и разведывательных вертолетов Bell OH-58 и Hughes OH-6.

Предполагалось построить в 1990—1994 годах 4000-6000 вертолетов в разведывательном (LHX-SCAT) и многоцелевом (LHX-UTIL) вариантах. Общая стоимость разработки вертолетов оценивалась в 2,8 млрд долларов, а стоимость производства 24-36 млрд долларов, что делало программу LHX самой масштабной из всех вертолетных программ.

Американский вертолет Boeing Sikorsky RAH-66 «Comanche»

Первый полет опытного вертолета RAH-66 «Comanche» состоялся 4 января 1996 года, летные испытания второго опытного вертолета планировалось начать в 1998 году, на 2001 год планировались летные испытания для оценки тактических возможностей вертолетов, предназначенных для войсковых испытаний.

Всего предполагалось построить шесть вертолетов для таких испытаний. Начало серийного производства планировалось на 2006 год, предполагалось, что Армии США будет поставлено 1292 вертолета общей стоимостью более 34 млрд долларов.

23 февраля 2004 года Армия США приняла решение закрыть программу вертолета «Команч». Опыт войны в Ираке и Афганистане показал, что гораздо дешевле и эффективнее использовать беспилотные самолеты-разведчики, чем вкладывать средства в производство разведывательных вертолетов и обучение пилотов с последующим риском для машин и экипажей.

На тот момент в программу было уже вложено более 8 млрд долларов США, в дополнение, объединение Боинг-Сикорский получили 450–680 млн долл. в качестве вознаграждения за отказ Армии США от программы.

Технологии, разработанные для «Команча», будут использованы для модернизации вертолетов AH-64 Apache компании McDonnell Douglas и других американских военных вертолетов.

Команч спереди

В настоящее время корпус прототипа 95-0001 «The DUKE» (Герцог) находится в Авиационном Музее Армии США в Форт Ракере, штат Алабама, прототип 94-0327 поступил в музей в 2008 году.

Особенности конструкции RAH-66 «Comanche»

Фюзеляж «Команча» собирался из композитных панелей, а главным несущим элементом была балка коробчатой формы, тоже композитная. Плоские поверхности панелей и радиопогощающее покрытие повышали незаметность вертолета. Уровень производимого «Команчем» шума снижался за счет пятилопастного винта (тоже композитного) и хвостового винта типа «фенестрон». Шасси, конечно, выполнили убирающимся.

Кабина RAH-66 двухместная, причем, если традиционно на переднем сиденье размещался оператор вооружения – теперь там усадили пилота.

Основным элементом каждой приборной доски были два многофункциональных дисплея, кроме того, информация отображалась на нашлемных дисплеях. Система управления вертолетом – электродистанционная.

Команч в полете

Новых комплексов вооружения для «Команча» не разрабатывалось, и по этому параметру он не отличался от других американских вертолетов. В закрывающихся отсеках RAH-66 мог нести противотанковые ракеты «Хеллфайр», НУР “Гидра» либо ракеты «Стингер» для защиты от воздушных целей.

Дополнительные ракеты могли подвешиваться на быстросъемных пилонах.

А вот автоматическая пушка калибра 20мм несколько отличалась от существующих. В основе это было примененное на «Кобре» орудие М197, но для «Команча» его сильно облегчили, а гильзы патронов заменили алюминиевыми.

Хотя прямого аналога «Команч» не имел, напрашивается его сравнение со знаменитой «Черной акулой». Хотя Ка-50 создавался, в первую очередь, как штурмовик, вертолеты схожи по высокотехнологичности, срокам разработки и известности в медиа.

Конечно, Ка-50 был сильнее вооружен и лучше бронирован. «Команч» выигрывал в незаметности и маневренности. Но судьба «Черной акулы» оказалась удачнее – она проложила дорогу двухместным модификациям.

Хотя «Команч» так и не вышел из стадии разработки, а серьезным инструментом пропаганды не являлся – он успел приобрести массовую известность. Дело в том, что еще до первых полетов RAH-66 фирма Nova Logic выпустила компьютерную игру, в которой игроку предлагалось полетать именно на «Команче».

Эксплуатация вертолета

На протяжении десятилетия вышло четыре поколения игры и еще до выхода последней части продажи превысили два миллиона копий.

Когда в продажу пошла заключительная игра, вертолет все еще считался перспективным и готовящимся к серийному производству.

Технические характеристики RAH-66 «Comanche»

Модификация   RAH-66
Диаметр несущего винта, м   11.89
Диаметр рулевого винта, м   1.37
Длина,м   14.43
Высота (с надвутлочной РЛС) ,м   3.39
Ширина, м   2.04
Масса, кг
  пустого   4218
  нормальная взлетная   5799
  максимальная взлетная   7896
Тип двигателя   2 ГТД LHTec T800-LHT-801
Мощность, э.л.с   2 х 1563
Максимальная скорость, км/ч
  с надвтулочной РЛС   317
  без надвтулочной РЛС   324
Крейсерская скорость, км/ч
  с надвтулочной РЛС   275
  без надвтулочной РЛС   296
Перегоночная дальность, км   2335
Практическая дальнсоть, км   900
Продолжительность полета, ч.мин   2.30
Скороподъемность, м/мин   273
Практический потолок, м   5000
Статический потолок, м   3500
Экипаж, чел   2
Вооружение:  20-мм трехствольная пушка XM301 c 500 патронами
14 ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire или HOT II или TOW II,
28 УР воздух-воздух AIM-92 Stinger или Matra Mistral или Starstreak
56 70-мм НУР Hydra 70 или 80-мм НУР Sura D или Oerlikon Snora
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: