Американский вертолет Boeing CH-47 «Chinook» (Чинук), подробный обзор

Вертолет Boeing CH-47 «Chinook»

Boeing CH-47 «Chinook» (Чинук) представляет собой основной тяжелый вертолет армии США. Главной особенностью и отличием от других вертолетов является его конструкция, так как у летательного аппарата есть два винта.

Разработчик Фрэнк Пясецки стал известен благодаря своим вертолетам с двумя винтами, расположенными продольно. Самым известным из них стал герой нашей статьи — CH-47 «Chinook». Он находится до сих пор в эксплуатации и постоянно совершенствуется.

История создания

Из заявок, которые подали пять компаний по выпуску вертолетов Boeing CH-47, американские внутренние вооруженные силы отдали предпочтение варианту Boeing Vertol Model 114, как более соответствующего требованиям, предъявляемым к мобильному вертолету для фронта.

Он должен быть снабжен оборудованием для полетов в разную погоду, выносить нагрузку 1814 килограмм внутри фюзеляжа или 7250 килограмм на тросе с внешней стороны, перевозить до сорока военнослужащих, обладать возможностью непосредственной загрузки в хвосте фюзеляжа, быть приспособленным для проведения эвакуации раненых и перевозки любой составляющей ракетной системы Martin Marietta Pershing. В июне 1959 году заключили первый контракт на 5 вертолетов YCH-1B. Позднее их обозначили CH-47A Chinook.

Американский вертолет Boeing CH-47 «Chinook»

Вертолет Boeing CH-47 Chinook, подобный образцу модели 107 – СН-46 в увеличенном виде, имел неубирающееся четырехопорное шасси, а с любой стороны части снизу фюзеляжа были расположены обтекаемые гондолы, поделенные по подотсекам, имеющие герметизацию.

Первая модель YHC-1B поднялась в воздух двадцать первого сентября 1961 года, к этому моменту заключили контракт серийного выпуска вертолетов СН-47А. Сперва Boeing CH-47 имели турбовальные двигатели Lycoming Т55-L-5 мощностью 1631 киловатт (две тысячи двести литров в секунду), а потом турбовальные двигатели T55-L-7 мощностью на валу 1976 (2650 литров в секунду). Поставлять вертолеты CH-47A начали в декабре 1962 года.

Особенности конструкции CH-47 «Chinook»

Вертолет CH-47 «Чинук» построен по традиционной для аппаратов Piasecki схеме с двумя продольными несущими винтами. Схема отлично подходит транспортникам — можно получить вместительный отсек и максимально использовать его объем. Правда, за счет усложнения конструкции и худшей маневренности.

Первые серии вертолетов CH-47 летали с турбовальными двигателями Lycoming T-55L-5 мощностью в 2200 л.с.

Позже их заменили моторами T55-L-7 (2650 л.с.), а версию 47B — T55-L-7C (мощность дошла до 2850 л.с.). Мощность силовой установки позднейших моделей «Чинука» довели до 6500 л.с, причем принадлежали эти моторы к тому же семейству Т-55.

Чинук в полете

Во всех вариантах турбины устанавливаются в хвостовой части вертолета, по обе стороны от несущего винта. Вращающий момент винтам CH-47 передается через редукторы двигателей, главный редуктор, соединительные валы и редукторы винтов. Трансмиссия охлаждается воздухом, поступающим из воздухозаборника в заднем пилоне. Система смазки у вертолета дублированная, допускается 330 минут работы без масла.

Трехлопастные винты диаметром 18.3 м (у вертолета CH-47 F) вращаются в противоположных направлениях. Прямоугольные лопасти — стеклопластиковые, носок окован титановым сплавом. Может устанавливаться противообледенительная система.

Цельнометаллический фюзеляж-полумонокок CH-47 в сечении прямоугольный, углы скруглены. Двухместная кабина экипажа имеет две аварийные двери, из задней части кабины в грузовой отсек ведет проход. Внутри «Чинука» 33 сиденья вдоль бортов, дополнительный ряд из 11-ти сидений размещается в центре, вдоль прохода.

Санитарные вертолеты могли вместить до 24-х носилок с ранеными и двоих сопровождающих санитаров. Сдвижная дверь — с правого борта CH-47, в задней части — погрузочный люк с откидной рампой. Кабина вертолета имеет круглые иллюминаторы, некоторые из них являются частью аварийных эвакуационных люков. Для перевозки грузов на внешней подвеске “Чинук” оборудован тремя крюками. Центральный крюк может брать массу до 11970 кг, передний и задний — по 7140 кг.

Пилоны несущих винтов CH-47 — сверху фюзеляжа.

Шесть протектированных топливных баков находятся вдоль бортов, внутри обтекателей. При необходимости дополнительные баки (до трех штук) с горючим помещаются в отсек для груза.

Емкость основных баков «Чинука» — 3900 литров, каждого дополнительного — 3025 литров. Четыре стойки шасси вертолета сделаны неубирающимися, имеют амортизаторы и дисковые гидравлические тормоза. Колеса передних стоек сдвоенные, неуправляемые. Задние колеса управляемые, одинарные.

На посадке

Система управления «Чинука» оборудована гидравлическими сервоприводами.

От главного редуктора приводятся два генератора переменного тока, питающие две автономные цепи электросистемы. Предусмотрена вспомогательная силовая установка — газовая турбина Solar T62, на Boeing-Vertol CH-47A Chinook мощностью – 80, а на CH-47B/C Chinook – 90 л.с.

Вооружение «Чинука»

Первоначально вооружать транспортные «Чинуки» не планировалось, но уже переходную модификация CH-47 B оборудовали тремя пулеметными установками. В дверных проемах и на грузовой рампе устанавливались пулеметы M60D калибра 7.62мм. Впоследствии вооружение заменили пулеметами М240, аналогичного калибра.

Впечатляющим арсеналом обладал штурмовик ACH-47 (Armed CH-47).

Вид сверху

Он нес до пяти пулеметов калибра 7.62мм (или 12.7мм), две автоматические пушки калибра 20мм, два блока 70мм неуправляемых ракет, а также 40мм гранатомет. Пулеметы размещались в дверных проемах и иллюминаторах, гранатомет — в подвижной носовой турели, пушки и блоки НАР (неуправляемых авиационных ракет) — курсовые.

Технические характеристики CH-47 «Chinook»

Модификация   CH-47E
Диаметр главного винта, м   18.59
Диаметр хвостового винта, м   18.59
Длина,м   15.54
Высота ,м   5.77
Масса, кг
  пустого   10151
  максимальная взлетная   22680
Внутренние топливо, л   3899
Тип двигателя   2 ГТД Textron Lycoming T55-L-712 (-712SSB)
Мощность, кВт
  при взлете   2 х 2796 ( 3264 )
  при полете   2 х 2237 ( 2339 )
Максимальная скорость, км/ч   298
Крейсерская скорость, км/ч   256
Практическая дальность, км   2026
Дальность действия, км   370
Скороподъемность, м/мин   669
Практический потолок, м   6735
Статический потолок, м   3215
Экипаж, чел   2-3
Полезная нагрузка:   55 содат или 24 носилки и 2 сопровождающих или 8164 кн груза в кабине или 10341 кг на подвеске
1 или 2 7.62-мм пулемета M60D

Модификации

Военные модификации:

  • СН-47А: базовый вариант.
  • ACH-47A (Armored CH-47A): «ганшип», вариант с усиленным бронированием и вооружением.
  • СН-47В: модификация с новыми двигателями и лопастями.
  • СН-47С: модификация с новыми двигателями.
  • CH-47D: модификация с целью увеличения ресурса, грузоподъемности и иных характеристик. С 1993 года начата программа продления срока эксплуатации имеющихся CH-47D дополнительно на шесть лет.
  • СН-47D International Chinook (Model 414—100): первая экспортная модификация CH-47D.
  • НС.Мк.1 и Мк.1В: вариант СН-47 для ВВС Англии.
  • MH-47D: вариант для спецопераций с возможностью дозаправки в полете, системой десантирования путем спуска на тросе со спускового устройства роликового типа и другими обновлениями. Шесть вертолетов MH-47D преобразованы из CH-47A, шесть — из CH-47C.
  • С/МН-47Е: многоцелевой вариант с увеличенной дальностью и дозаправкой в полете, вооружением и новым оборудованием.
  • CH-47F: развитие CH-47D с новыми двигателями, авионикой и планером.
  • MH-47G: вариант для спецопераций на базе MH-47E с новой авионикой.
  • HH-47: спасательная модификация MH-47G.
  • СН-47J: вариант для Сил самообороны Японии.
  • CH-47SD (Супер D): дальнейшая модернизация CH-47D, увеличенные топливные баки, улучшенное цифровое управление.

Гражданские модификации:

  • Model 234LR (Long Range).
  • Model 234ER (Extended Range).
  • Model MLR (Multipurpose Long Range).
  • Model 234UT (Utility Transport).
  • Model 414.

Боевое применение «Чинука»

Когда началась война во Вьетнаме, “Чинуки” сразу же попали туда, как часть 1-ой «кавалерийской» (аэромобильной) дивизии. Вертолеты возили солдат, вытаскивали поврежденную технику, перебрасывали бронетранспортеры и легкие танки, доставляли артиллерийские орудия на недоступные иным способом позиции.

Другими словами — перевозили все, что только могли поднять. Применяли CH-47 как импровизированные бомбардировщики, сбрасывающие слезоточивые или зажигательные бомбы из хвостового люка.

В 70е годы, США поставляли двухвинтовые вертолеты Ирану.

Боевое применение «Чинука»

После свержения шаха поставки “Чинуков” прекратились, а американским CH-47 пришлось поучаствовать в ирано-иракской войне. В 1982 году иранские «Чинуки» сыграли ключевую роль в операции “Фатхоль-Мобин”, высадив солдат в иракском тылу.

Ливия в 1976 году приобрела 24 «Чинука» итальянской сборки. Они ограниченно применялись во время войны с Чадом, а к 2002 большинство ливийских CH-47 продали, в следствии невозможности поддерживать их рабочее состояние.

На Фолклендах “Чинукам” пришлось повоевать с обеих сторон. Аргентинцы использовали четыре вертолета — один британцы уничтожили на земле, а другой — захватили. Три британских CH-47 погибли вместе с контейнеровозом “Атлантик Конвейер”, а четвертый прославился, перевезя, в общей сложности, 1500 бойцов, 95 раненых, 650 военнопленных и 550 тонн груза.

Применялись и продолжают применяться “Чинуки” в Ираке и Афганистане.

Задачами заслуженного вертолета остаются переброска войск, эвакуация поврежденной легкой техники, снабжение отдаленных блокпостов.

Интересные факты

Уже упоминавшийся британский “Чинук“ с позывным Bravo November, задействованный на Фолклендах, знаменит не только объемом перевезенного груза. Вместе с кораблем “Атлантик Конвейер” были утрачены не только прочие тяжелые вертолеты, но и все запасные части для CH-47 вместе с инструментами.

Эксплуатация вертолета

В ходе одного вылета BravoNovember «благодаря» неисправности альтиметра и плохой видимости ударился о воду при скорости 175 км/ч. Экипаж сохранил контроль над машиной и вернулся на базу, а повреждения сочли незначительными.

Спустя 20 лет старый «Чинук» (заказанный еще в 1978) отличился в Ираке, доставляя на поле боя бойцов Королевской Морской Пехоты, а в 2006, в Афганистане, эвакуировал раненых солдат из-под огня талибов. Четверо из пилотов, летавших на Bravo November были удостоены креста «За выдающиеся летные заслуги».

Один американский “Чинук” участвовал в не столь героической, но не менее интересной истории. В 1988 ливийские силы бросили в пустыне ударный вертолет Ми-24. Чтобы завладеть образцом техники противника, CH-47 вывез его ночью, во время песчаной бури. Операция окончилась удачно.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: