Американский бомбардировщик Boeing B-52 представляет собой второе поколение ракетоносцев Boeing. Он был создан в начале 50-х годов прошлого века. Бомбардировщик до сих пор остается в строю американских ВВС.
Главной целью американского бомбардировщика Boeing B-52 являлась территория СССР. Он мог вместо ракет доставить пару термоядерных бомб до любой точки. За полвека службы своей стране Boeing B-52 прошла несколько программ усиления конструкции, которые позволили сохранить прочность планера на требуемом уровне. Также менялся состав вооружение радиолокационное и прицельное оборудование.
История создания
Компания Boeing начала работу над перспективным стратегическим бомбардировщиком в начале 1946 года. Полученное задание предусматривало создание машины с боевым радиусом до 8000 км и максимальной скоростью не менее 724 км/ч. В качестве начального варианта силовой установки рассматривались турбовинтовые двигатели, установленные на крыло с прямолинейной передней кромкой.
Машина под обозначением Model 462 имела внешний облик, сходный с поршневыми самолетами B-50. Из-за неудовлетворительной дальности полета идею отклонили. Не получили дальнейшего развития варианты Model 462-16/17с уменьшенным взлетным весом.
В конце лета 1947 года появилась концепция стреловидного крыла с установкой турбовинтовых двигателей.
Проект получил обозначение Model 462-29 и практически полностью соответствовал требованиям заказчика, и в конце года они были скорректированы. Продолжение финансирования проекта позволило создать очередную версию Model 462-35 с соосными винтами. Параллельно был разработан самолет Model 462-40, имевший восемь турбореактивных двигателей. Оба варианта бомбардировщика заказчик забраковал.
Компания Boeing, затратившая много сил и средств на создание проектов, не сдавалась. На основе Model 462-40 ударными темпами была создана Model 462-49. Особенностью проекта была двухэтажная кабина и отдельный отсек для бортового стрелка, расположенный в хвостовой части машины.
Проект был одобрен заказчиком, но с замечаниями, которые устранялись до начала 1950 года. В результате родился очередной вариант Model 462-67, которому и суждено было стать будущим B-52. Два опытных самолета под обозначением XB-52 и YB-52 собрали в 1951-52 гг.
Особенности конструкции Boeing B-52 Stratofortress
Машина изготовлена в нормальной аэродинамической схеме, на которой крылья расположены высоко. Для обеспечения отрыва от взлетной полосы и достаточно высокой горизонтальной скорости аппарат был оснащен 8 двигателями, которые крепились к спаренным гондолам, установленным на крыльях. Самолет был оснащен мощной системой шасси велосипедного типа. Разные модификации бомбардировщика имели разный ресурс эксплуатации. Так, модель B-52D была рассчитана на 6 тысяч часов полета, а модель В-52 G/H могла эксплуатироваться на протяжении 12,5 тысяч часов.
Что касается крыльев, то они были изготовлены в кессонной схеме с использованием двух балочных лонжеронов из металла. Они имели стреловидную форму, причем угол стреловидности достигал 37 градусов по переднему краю. К фюзеляжу машины крылья крепились под углом в 8°.
Фюзеляж машины построен как полумонокок и имеет овальную структуру сечения, при этом боковые стенки плоские. В носовом отсеке аппарата установлена кабина пилотов. Нужно отметить, что управлять данным агрегатом должно 6 членов экипажа. Кабина была низкой, что не позволяло пилотам передвигаться в полный рост. Как говорилось ранее, корпус был усилен за счет установки носовой перегородки, которая соединяла хвостовой и центральный отсек бомбардировщика. Была продумана новая, более мощная обшивка.
Несмотря на то, что конструкторами было разработано множество модификаций этой машины, во всех случаях геометрические размеры оставались неизменными, за исключением длины киля. Для снижения заметности В-52 с земли его нижнюю часть окрашивали в белый цвет, который защищал самолет и от мощного излучения при взрыве ядерной бомбы.
Для более эффективной работы самолета установлено множество систем, среди которых были:
- система кондиционирования, которая работала от компрессоров, установленных на моторах;
- система, отвечающая за управление механической проводкой;
- система поддержания нормального микроклимата в кабине пилотов для полетов на больших высотах, кислородные баллоны емкостью 8 литров;
- система аварийного электроснабжения с регуляторами и преобразователями тока, что позволяло продолжать эффективный полет;
- система обогрева крыльев и корпуса, что предотвращало их обледенение в полете.
Что касается навигационного оборудования, то оно было аналогично во всех моделях В-52. Все машины данного типа имели мощные установки РЛС, которые были активны, то есть могли создавать радиопомехи и дезинформирующее действие. Для защиты от атак противника на самолете установлены ИК-ловушки и отражатели дипольного типа.
В данное время проект самолета В-52 продолжает развиваться и модернизироваться, поскольку он является достаточно актуальным и востребованным в ВВС США. Для получения нужных характеристик конструкторы прорабатывают множество программ. В основном машину готовят для военных действий с неядерным вооружением на борту. Так, за счет усовершенствования в 80-х годах на крыльях были установлены держатели для ракет нового поколения. Это значительно повысило боевую мощь самолета Boeing B-52 Stratofortress.
Технические характеристики Boeing B-52 Stratofortress
Модификация | B-52H |
Размах крыла, м | 56,39 м |
Длина, м | 49,05 м |
Высота, м | 12,4 м |
Площадь крыла, м2 | 371,60 м2 |
Взлетная масса | 221500 кг |
Двигатель | ТРДД TF33-P-3 |
Максимальная тяга | 8 х 7710 кгс |
Максимальная скорость | 1013 км/ч |
Боевой радиус действия | 7730 км |
Длина разбега | 2900 м |
Вооружение | |
Пушечное вооружение | 20-мм пушка M61 Вулкан |
Бомбовая нагрузка | до 27200 кг |
Модификации
ХВ-52 | первый опытный самолет с тандемной кабиной летчиков и двигателями Пратт — Уитни J57-PW-1 (первый испытательный полет состоялся в 1954 г.). |
YB-52 | второй (по времени постройки) опытный самолет, совершивший первый испытательный полет в 1952 г. |
В-52А | первая серийная модель. Использовался для войсковых испытаний, отличался от прототипов измененной компоновкой кабины экипажа, фюзеляжем, удлиненным на 120 см, и новыми, более мощными двигателями J57-PW-9W. Построено три самолета на заводе фирмы Боинг в Сиэттле. Выкатка состоялась 18 марта 1954 г., первый полет — 5 августа 1954 г. |
В-52В | стратегический бомбардировщик и разведчик. При переоборудовании в разведчик в бомбоотсеке устанавливался герметизированный контейнер с АФА. Двигатели J57-PW-19W. Построено 27 машин. |
В-52C | развитие самолета В-52В с увеличенной емкостью топливных баков и возможностью подвески под крылом двух ПТБ по 11000 л. Построено 35 машин. Первый полет — 9 марта 1956 г. |
В-52D | самолет, отличающийся от В-52С лишь небольшими дополнениями в составе БРЭО. Серийно выпускался с 1956 по 1958 г.г. Построено 170 самолетов на заводах в Сиэттле и Вичите. |
В-52E | стратегический бомбардировщик с улучшенной прицельно — навигационной аппаратурой. Первый в семействе В-52 носитель крылатых ракет «Хаунд Дог». Оборудован системой дозаправки топливом в полете. Вы-У пускался в 1957-1958 гг. Построено 100 самолетов. |
В-52F | развитие самолета В-52Е с новыми двигателями J57-PW-43. Построено 89 самолетов на заводах в Сиэттле и Вичите. |
В-52G | бомбардировщик, существенно отличающийся от самолетов предыдущих серий: в крыле имеются дополнительные баки — отсеки, площадь вертикального оперения уменьшена на 20%, изменены очертания носовой части. Рабочее место стрелка перенесено из хвостовой части в носовую гермокабину. Дальность полета по сравнению с предыдущими моделями увеличена на 25%. Серийно выпускался в 1958-1959 г. г. На заводе в Вичите построено 193 самолета. |
В-52H | последняя серийная модификация. Отличается от предшественников установкой ТРДД Пратт-Уитни TF33-PW-1, которые при значительно большей тяге имеют на 20% меньший расход топлива. Четыре 12,7-мм пулемета в кормовой стрелковой установке заменены шестиствольной 20-мм пушкой «Вулкан». Серийно выпускался в 1960-1962 г. г. На заводе в Вичите построено 102 самолета. |
Боевое применение Boeing B-52 Stratofortress
Боевым крещением для В-52 стала война во Вьетнаме. Этот самолет активно использовался в течение всей кампании в Индокитае. В-52 сделали 126 тыс. вылетов, всего было потеряно 30 самолетов: 16 машин сбили вьетнамские зенитчики, 2 – истребители МиГ-21, остальные были потеряны в результате отказов техники или ошибок пилотов. В-52 сумели сбить 2 МиГ-21.
Война в Персидском заливе (1991 год). В этой войне участвовало 70 В-52. Один самолет был сбит, еще шесть повреждены зенитным огнем.
В-52 принимали участие в бомбардировках бывшей Югославии, их использовали (и продолжают использовать) для нанесения ударов по афганским моджахедам. В 2003 году во время второй войны в Персидском заливе с В-52 было выпущено около ста крылатых ракет.
Американцы использовали этот бомбардировщик для нанесения ударов по боевикам ИГИЛ в Ираке и Сирии.