Пассажирский самолет Boeing 757, характеристики и модификации

Самолет Боинг 757

Боинг 757 представляет собой американский пассажирский двухмоторный узкофюзеляжный самолет для маршрутов средней дальности. Он производился компанией Boeing с 1981 по 2004 год. Последний самолет этого типа был передан 28 ноября 2005 года авиакомпании Shanghai Airlines.

Сначала пассажирский самолет Boeing 757 должен был заменить Boeing 727 для авиакомпаний British Airways и Eastern Air Lines, но позже самолет стал популярным на более загруженных рейсах между городами США, а также трансатлантических полетах между восточным побережьем Северной Америки и Западной Европой.

История создания

В середине 70-х годов прошлого века авиастроительная корпорация «Боинг» производила два типа узкофюзеляжных среднемагистральных лайнеров. Это были модели Boeing 727 и 737. Оба самолета не были безупречными, и заказчики относились к ним неоднозначно.

Следует учитывать, что первое поколение «семьсот тридцать седьмых» было довольно шумным и «прожорливым», что воспринималось крайне негативно на фоне последствий «нефтяного кризиса» тех лет. Boeing 727 и вовсе устарел: его конструкция выглядела архаичной.

Учитывая все это, руководство корпорации приняло решение о разработке нескольких новых самолетов, получивших предварительное обозначение Model 757, 767 и 777. Официальное сообщение об этом было опубликовано в начале 1978 года. Через несколько месяцев после этого, в августе, концерн получил два первых заказа от компаний Eastern AirLines и British Airways, пожелавших приобрести в общей сложности сорок единиц Boeing 757.

Пассажирский самолет Boeing 757

19 февраля 1982 года новый авиалайнер впервые поднялся в воздух. Программа испытаний успешно завершилась в декабре того же года. Самолет был сертифицирован сначала в США, а спустя месяц — в Англии. В этот же период времени начались поставки машины заказчикам.

В 1984 году успешно прошел сертификацию Boeing 757 с двигателями «Pratt & Witney» PW2037. Первым покупателем этой модификации стала компания Delta Air Lines. В дальнейшем авиалайнеры «Боинг 757-200» получили более мощные моторы — PW2040.

Строительство самолета продолжалось вплоть до 2004 года, причем последние несколько лет выпускалась модификация с удлиненным фюзеляжем и увеличенной вместимостью салона. Всего же было выпущено 1050 машин. С коммерческой точки зрения самолет себя полностью оправдал, его эксплуатируют и сегодня.

Особенности конструкции Boeing 757

Лайнер Boeing 757 представляет собой моноплан с расположенным в нижней части фюзеляжа стреловидным крылом. Силовая конструкция крыла построена на двух лонжеронах, проходящих через фюзеляж.

Крыло имеет специальный профиль, разработанный в аэродинамическом центре Boeing под данный тип самолета.

На крыле расположена механизация, состоявшая из элеронов, закрылков и тормозных щитков. В конструкции панелей управления широко применяется пластик и композитные материалы, что было новинкой в момент создания лайнера.

Вид сбоку

Фюзеляж самолета имеет сечение в форме цифры 8, состоящей из двух окружностей близкого диаметра. Внутри установлена палуба, предназначенная для размещения пассажирских кресел. Подпалубное пространство имеет максимальную высоту 1369 мм, используется для размещения багажа. Конструкция фюзеляжа обеспечивает повышенную безопасность при авариях за счет введения зон программируемой деформации.

Запас топлива расположен в кессоных баках, размещенных между лонжеронами крыла. Баки вмещают до 4259л л топлива. Дальность полета лайнера Boeing 757-200 с двигателями Rolls-RoyceRB211, отличающимися повышенной экономичностью, достигает 7080 км.

На самолете Boeing 757-200 применено трехстоечное шасси с поворотной носовой опорой. На носовой стойке с двумя колесами размещена прожекторная установка, применяемая для подсветки полосы при взлете и посадке. Основные стойки оборудованы двумя парами колес. Все колеса имеют тормозные дисковые механизмы. Для изготовления дисков применяется углепластик, который позволил повысить температурную устойчивость тормозов.

Двигатели

Лайнер Boeing 757-200 может оснащаться двумя турбовентиляторными двигателями Rolls-RoyceRB211 или Pratt&WhitneyPW2037/2040. Двигатели расположены в обтекателях, установленных на пилонах под крылом. Основная часть машин оснащена двигателями Pratt&Whitney, но первые заказчики получили самолеты с силовой установкой Rolls-Royce.

Стоит отметить, что Boeing 757 стал первым самолетом корпорации, оснащавшимся двигателями иностранного производства.

Основные характеристики двигателей приведены в таблице.

Параметр Rolls-RoyceRB211 Pratt&WhitneyPW2037
Тяга, кН 191,7 164,7-191,3
Диаметр, мм 1892 2154
Длина, мм 2990 3729
Вес, кг 3261 3311
Расход воздуха, кг/сек. 522 608

Кабина

Экипаж самолета Boeing 757-200 состоит из двух человек, размещенных в носовой кабине. Кабина отделена от пассажирского отсека переборкой с дверью. Между креслами командира и второго пилота имеется пространство, предназначенное для установки сидения инспектора или наблюдателя.

В полете

Для упрощения управления применяется автопилот и электронная навигационная система. Антенны навигационных систем и радаров расположены перед кабиной и закрыты обтекателем. Электронное оборудование позволяет вести автоматический полет, начиная с момента набора высоты и заканчивая посадкой.

Салон

Для лайнеров Boeing 757 разработаны три варианта компоновки, отличающиеся расположением мест в салоне:

  1. Туристического типа, рассчитанный только на эконом-класс. Кресла установлены в два ряда в трех группах по длине салона – 60, 111 и 60 мест. Все сидения одинаковые, рассчитаны на трех человек. Санузлы размещены в начале салона и между второй и третьей группой сидений.
  2. Вариант на два класса. В передней части салона смонтированы 6 двухместных кресел бизнес-класса. Сразу за ними размещены места эконом-класса. В зависимости от плотности установки число мест составляет 162…182. Сидения трехместные, однако, при компоновке на 182 пассажира, имеется одно двухместное, установленное ближе к санузлу.
  3. Трехклассный вариант. В носовой части установлены 7 двухместных кресел первого класса с увеличенным шагом. За ними следуют 28 мест для пассажиров бизнес-класса. Пассажиры эконом-класса расположены далее, для них имеется 113 посадочных мест. Салон оснащен дополнительным санузлом, размещенным в хвостовой части.

Салон самолета

Всего компания Boeing предлагала девять вариантов размещения пассажиров в салоне с числом мест от 178 до 239. Большинство вариантов представляло собой установку двух рядов трехместных сидений и центральный проход для посадки. Для посадки предполагались три двери, расположенные в каждом борту. Над плоскостью крыла располагались четыре аварийных выхода. Существовал вариант, оснащенный четырьмя дверями в каждом борту, которые использовались и для эвакуации.

Багаж пассажиров располагается на полках в салоне и в отсеке, расположенном в нижней части фюзеляжа. Салонные багажные ящики изготовлены из высокопрочного пластика из расчета объема 54 л на одного пассажира.

Технические характеристики Boeing 757

Модификация   Boeing 757
Размах крыла, м   37.95
Длина самолета, м   47.32
Высота самолета, м   13.56
Площадь крыла,м2   181.25
Масса, кг
  пустого снаряженного самолета   59430
  максимальная взлетная   104326
Тип двигателя   2 ТРДД Rolls-Royce RB211-535C
Тяга, кгс   2 х 16964
Максимальная скорость, км/ч   920
Крейсерская скорость, км/ч   872
Практическая дальность, км   3985
Практический потолок, м
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка   178 пассажиров в салоне смешанного класса или 196 пассажиров в салоне туристического класса, либо 224 пассажира при максимальной плотности размещения.

Модификации

  • Boeing 757-100 — изначально предложенный базовый вариант, рассчитанный как замена Boeing 727, вмещающему 150 человек. В реальности предложение не оказалось востребованным, и ни одного самолета этого варианта не было произведено.
  • Boeing 757-200 — Самый распространенный вариант 757. Вмещает от 200 до 235 пассажиров, в зависимости от индивидуальной конфигурации.
  • Boeing 757-200F — грузовой вариант 757-200.
  • Boeing 757-300 — удлиненный вариант 757-200, который производился с 1998 года. Вмещает от 243 до 280 пассажиров. Отличается увеличенной взлетной массой до 122 тонн и дальностью полета до 6500 километров. Самолеты этого варианта также оснащены новым пассажирским салоном такого же типа, что и Boeing 737 Next Generation (-600/700/800/900).

Эксплуатация Boeing 757

  • Исландия. 25 ноября 2015 года авиакомпания Loftleiðir выполнила первый в мире коммерческий перелет в Антарктиду на Boeing 757-200ЕR. Рейс был выполнен из чилийского Пунта-Аренаса на ледовую взлетно-посадочную полосу ледника Юнион Глейшер.
  • Россия. Самолеты Boeing 757 входят в парк четырех российских авиакомпаний (2021 год):
  1. Azur Air — 9 самолетов (вместимость 238 пассажиров).
  2. Royal Flight — 5 самолетов (вместимость 235 пассажиров).
  3. Авиастар-ТУ — 4 самолета (3 конвертированы в грузовой вариант).
  4. Ерофей (E-cargo) — 1 самолет (конвертированный в грузовой вариант).

Нос самолета

Плюсы и минусы Боинга 757

Для своего времени Boeing 757 являлся очень передовым самолетом. В частности, он обладает следующими преимуществами:

  1. Низкий расход топлива. Этот плюс был наиболее заметен при сравнении с более ранними моделями, но и впоследствии Boeing 757 сохранил за собой репутацию экономичного самолета;
  2. Высокий уровень безопасности полетов. Несмотря на несколько катастроф, в целом самолет показал себя очень надежным. Аварийность снизилась по сравнению с «Боингом-727» почти в десять раз;
  3. Большая вместимость салона.

Вид снизу

Из недостатков самолета можно отметить несколько странный подход к внутренней компоновке. Схема салона «Боинг 757 200» неоправданно многообразна. Она зачастую несимметрична, что вносит лишнюю путаницу при покупке билетов. Места без иллюминаторов тоже вызывают вопросы, особенно с учетом их выгодного в целом расположения.

Еще одним минусом, но уже с точки зрения авиакомпаний, является неопределенность «ниши» этого лайнера. Он, особенно в варианте 757-300, несколько великоват для среднемагистрального самолета. Отсюда возникают проблемы с заполняемостью. Возможно, именно по этой причине некоторые перевозчики предпочитали покупать узкофюзеляжные «Эйрбасы».

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: