БМП М2 Bradley – друг американской пехоты

БМП М2 Bradley

Во время Второй Мировой Войны генерал Омар Брэдли прославился, как военачальник, старающийся избежать излишних потерь среди бойцов. После окончания войны Омар Брэдли активно помогал ветеранам устроиться в мирной жизни. Именно поэтому его именем было решено назвать первую американскую боевую машину пехоты — БМП М2 Bradley.

В Америке к производству БМП приступили довольно поздно, только в 70-е годы, когда, к примеру, БМП-1 уже успели протестировать в бою. Но это помогло использовать в создании техники не только американский опыт применения бронетранспортеров, но и проанализировать результаты боевого дебюта советских БМП.

История создания

В 1959 году Армия США приняла на вооружение бронетранспортер М113 – простую и дешевую машину. Он прошел полномасштабное «крещение огнем» во Вьетнаме, и оно показало – даже если ядерное оружие применяться не будет — идея боевой машины, позволяющей пехоте воевать, не покидая ее, имеет смысл. Солдат, которые пытались спешиться с БТРа, немедленно накрывали огнем.

Пулеметная турель бронетранспортера была открыта – стрелок тоже легко поражался. В полевых условиях проблему решали установкой на крышу машины дополнительных пулеметов за бронещитками, но это было временное решение.

В рамках работ над улучшенной боевой машиной фирма FMC предложила XM734 – М113 с бортовыми амбразурами и защищенной турелью со спаренными пулеметами. Его успели испытать в полевых условиях, но к этому моменту стало ясно, что такие доработки – тоже полумеры.

Самостоятельно вести бой М113 не мог, а десанту было трудно долгое время находиться в этой машине.

История создания

Следующим шагом, предпринятым фирмой FMC, стал XM765 – переделанный M113, вооруженный 20мм пушкой и защищенный разнесенной комбинированной броней. В США на вооружение его не приняли, однако некоторое количество машин удалось продать на экспорт.

Тем временем, в конце 60-х годов, первые БМП получили воплощение. В СССР, кроме того, приняли на вооружение новые БТР-60ПБ с 14,5мм пулеметами, способными легко уничтожать М113. Опасаясь отстать безнадежно, американцы начали новый этап исследовательских работ. К фирме FMC обратились с просьбой создать машину, схожую с XM765, но с лучшими проходимостью и подвижностью (чтобы БМП могла эффективно взаимодействовать с будущими танками), а так же лучше защищенную.

В итоге, на шасси тяжелого БТР морской пехоты LVT-7 построили опытную БМП XM723. Она и станет будущим «Брэдли». Однако разработки машины задерживались из-за желания сменить 20мм пушку М139 на орудие с внешним приводом автоматики, а так же из-за отмены программы по разработке перспективной БРМ.

Теперь в качестве разведывательной машины предполагалось использовать модификацию БМП, и для XM723 стали конструировать новую двухместную башню.

Последним препятствием стала попытка оценить целесообразность производства БМП, основываясь на опыте использования советских машин, и найти более дешевые альтернативы.

Немецкие «Мардеры» и французские AMX-10P были сочтены неподходящими, а переделка в тяжелые БМП корпусов устаревших танков М48 оказалась не более дешевой, а вдвое дороже, чем производство новой техники. Наконец, вопрос о броне решили так – она может либо надежно защищать от огня стрелкового оружия, вплоть до крупнокалиберного, либо от противотанковых ракет, а все варианты «посередине» нецелесообразны.

БМП назвали в честь генерала

В 1977 году проект БМП получил индекс ХМ2, а БРМ – ХМ3. В начале 1980 года они были официально одобрены, а в производство попали в 1981 году. Тогда же БМП и назвали в честь недавно умершего генерала.

Конструкция

Корпус боевой машины пехоты «Брэдли» сваривается из алюминиевых сплавов. Такое решение преследовало две цели – во-первых, снижение массы. Во-вторых, плита алюминиевой брони, обеспечивающая требуемую защиту, будет толще стальной – но все равно легче, а толщина будет обеспечивать общую прочность конструкции.

Алюминиевая броня сверху закрывается стальными экранами, промежуток между корпусом и экраном заполнен полиуретаном. Точная толщина брони «Брэдли» не оглашалась, но по техзаданию она должна была обеспечивать защиту от 14,5мм пуль, а значит, эквивалентная толщина составляет примерно 50-60мм.

Компоновка «Брэдли» – классическая для БМП: двигатель в носовой части, смещенный вправо; за ним боевое отделение с башней, и десантное – в корме.

При этом отсек для десанта отделятся переборкой. Двигатель машины – восьмицилиндровый турбодизель Cummins VTA 903 объемом 14,8 литров, развивающий мощность 500 л.с. Коробка передач HMTP-500 – гидромеханическая, трехступенчатая.

Поскольку башня «Брэдли» смещена к правому борту, за сиденьем механика-водителя находится «туннель» между левым бортом и перегородкой боевого отделения. В нем сидят, лицом к борту, два десантника. Основная часть десантного отделения «Брэдли» – за башней, в ней размещены еще четыре солдата – два лицом к правому борту, а двое – к кормовой двери. Бойцы сидят на амортизирующих сиденьях с возможностью регулировки, имеют смотровые перископы и амбразуры.

Конструкция

Для выхода из машины используется либо кормовая рампа с гидравлическим приводом, либо предусмотренная в рампе дверь. Есть и люк в крыше БМП. Командир машины (отделения) и наводчик сидят в башне. «Брэдли» имеет ограниченную плавучесть, для преодоления водных преград требуется установка специального кожуха.

Тактико-технические характеристики БМП М2 Брэдли

Экипаж: 3 человека
Десант, чел.: 6 (M2, M2A1, M2A2); 7 (М2А3)
Производитель: M2, M2A1 — FMC Corporation; M2A2, M2A3 — United Defense (ныне — BAE Systems Land & Armaments)
Годы эксплуатации: с 1981 (M2); c 1987 (M2A1); c 2000 (M2A3)
Количество выпущенных, шт.: 9 753

Вес БМП М2 Брэдли

22,797 тонн (M2); 22,798 (M2, M2A1); 27 (М2А2); 30 (М2А3)/34,250 (M2A3 SSS rev. D)

Размеры БМП М2 Брэдли

Длина корпуса, мм: 6 452 (M2, M2A1); 6 550 (M2A2, M2A3)
Ширина корпуса, мм: 3 200 (M2, M2A1); 3 280 (M2A2, M2A3)
Высота, мм: 2 972
Клиренс, мм: 460/380 M2A2/A3

Броня БМП М2 Брэдли

M2A1: «многослойная разнесенная броня»: стальные экраны + алюминиевая броня корпуса. Лоб защита от 25-мм APDS c Д 300 м; борт от 14,5-мм Б-32 с Д 300 м
Динамическая защита: На M2A2/A3

Вооружение БМП М2 Брэдли

Калибр и марка пушки: 25-мм M242
Тип пушки: нарезная автоматическая
Длина ствола, калибров: 2 032 мм
Боекомплект пушки: 75 APFDS-T + 225 HEI-T первой очереди + 600 в БК башни
Дальность стрельбы, км: 2
Прицелы: дневной / пассивный ночной
Пулеметы: 1 × 7,62-мм M240С (2 200 патронов)
Другое вооружение: 2 × ПУ TOW

Вооружение

Двигатель БМП М2 Брэдли

VTA-903T500
Мощность двигателя, л. с.: 500/600/660

Скорость БМП М2 Брэдли

Скорость по шоссе, км/ч: 66 (M2, M2A1); 56 (M2A2, M2A3)
Скорость по пересеченной местности, км/ч: 7,2 на плаву (M2, M2A1); 6,4 (M2A2, M2A3)
Запас хода по шоссе, км: 480 (M2, M2A1); 400 (M2A2, M2A3)
Удельная мощность, л. с./т: 19,9

Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,55 (M2, M2A1); 0,65 (M2A2); 0,66 (M2A3)

Преодолеваемый подъем, град.: 30°
Преодолеваемая стенка, м: 0,91 (M2, M2A1): 0,76 (M2A2, M2A3)
Преодолеваемый ров, м: 2,50 (M2, M2A1): 2,10 (M2A2, M2A3)
Преодолеваемый брод, м: плавает

Модификации

  • М3 (боевая разведывательная машина. Серия с 1981 г .).
  • М2А1/М3А1 (модерниз.ПТРК, новый снаряд, ФВУ и др. Серия с 1986 г .).
  • М2А2/М3А2 (доп.бронирование, динамич.защита, форсир.двигатель. 1988-89 гг.).
  • М2А2 ODS (изм. укладка, новая СУО и др. Начало 1990-х гг.).
  • М2А3/М3А3 (доп.бронирование, БИУС «Ивис». 1995-96 гг.).

Вооружение

БМП и БРМ «Брэдли» вооружены 25мм стабилизированной автоматической пушкой «Бушмастер» с цепным приводом автоматики и системой двойного питания. Изначально для нее были разработаны два типа снарядов. Осколочно-фугасный М792 имеет массу 185 грамм и снаряжен 34 граммами «Композиции B», его начальная скорость – 1100 м/с.

Для поражения легкой бронетехники предназначался подкалиберный снаряд М791, представляющий собой вольфрамовый сердечник массой 102 грамма с отделяемым поддоном.

Он пробивал броню толщиной около 60мм. Уже в конце 80-х годов в опытную эксплуатацию поступил оперенный бронебойный снаряд М919 с урановым сердечником – его бронепробиваемость превысила 100 мм. С пушкой спарен пулемет М240С калибра 7,62мм.

Для борьбы с бронетехникой служат управляемые ракеты TOW, начиная с серий А1 – TOW-2. Масса их кумулятивной боевой части – около 6 кг, они позволяют пробивать броню толщиной 900мм. Пусковой контейнер на две ракеты размещен на левом борту башни БМП, дополнительные ПТУР находятся в боевом отделении «Брэдли».

Оригинально на «Брэдли» был решен вопрос ведения огня десантниками изнутри машины. Рассудив, что прицельный огонь из амбразур вести будет невозможно, в них установили оружие, приспособленное для ведения огня на подавление – автоматы М231.

Боевое применение

От стандартных М16 они отличались отсутствием приклада, очень высоким темпом стрельбы, а огонь вели с открытого затвора. Для стрельбы применялись только трассирующие пули. После появления «Брэдли» с усиленной броней от М231, как и от амбразур вообще, пришлось отказаться. Они иногда сохраняются, как оружие самозащиты экипажа.

Боевое применение

БМП «Брэдли» активно применялись во время обеих американских кампаний в Ираке. Машина показала высокую надежность и эффективность. Большая часть иракских танков в первую кампанию была подбита именно при помощи «Бредли». 25-мм автоматическая пушка показала себя весьма эффективным и универсальным оружием. Она прекрасно уничтожала легкобронированную технику и живую силу противника. Известны несколько случаев, когда эта пушка выводила из строя иракские танки.

Во время второй кампании в Ираке американцам пришлось использовать «Брэдли» в городских боях, что привело к значительным потерям от ручного противотанкового оружия. Также большой проблемой были фугасы, которые закладывали повстанцы.

Армия Саудовской Аравии использовала «Брэдли» во время вторжения в Йемен. В ходе боевых действий было потеряно 17 машин.

Источники

  • https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/m2-bradley/
  • https://militaryarms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/m2-bradley/
  • http://oruzhie.info/bronetekhnika/411-bmp-m2-bredli
  • http://btvt.narod.ru/4/bmp_m2.htm
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
764
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: