БМО-Т или Объект 564 представляет собой российскую тяжелую боевую машину огнеметчиков. Она создана для транспортировки вооружения и личного состава огнеметного отделения при контакте с противником.
Тяжелая машина огнеметчиков БМО-Т является довольно редким видом бронетехники, так как это тяжелый бронетранспортер на шасси боевого танка без башни, близким аналогом могут считаться израильские «Ахзарит» и «Намер», а также разрабатываемый Т-15.
История создания БМО-Т
БМО-Т принята на вооружение в 2001 году.
В 2009 году Государственный Оборонный заказ предусматривал поставку как минимум двух единиц БМО-Т в в/ч 91416. Стоимость одной единицы БМО-Т на 2009 год составляла 12 322 050 рублей 00 копеек.
Состоит на вооружении 1-й мобильной бригады РХБЗ (п. Шиханы), 6-й отдельной танковой бригады (п. Мулино, Нижегородская область) и 39-го полка РХБЗ (п. Октябрьский).
Особенности конструкции БМО-Т
БМО-Т – это российская тяжелая боевая машина огнеметчиков, основное предназначение которой – это транспортировка личного состава огнеметного отделения при непосредственном боевом контакте с противником.
БМО-Т производится на базе танкового шасси, без существенной переделки корпуса, кроме боевого отделения и крыши. В районе отделения управления и боевого отделения смонтирована специальная броневая надстройка коробчатой формы, стенки которой вместе с отделением управления образуют обитаемый отсек, в котором расположены места для экипажа: механика-водителя и командира, а также отделения гранатометчиков в составе 7 человек. Боекомплект пусковых труб РПО «Шмель» составляет 32 единицы, которые хранятся в обитаемом отсеке и дополнительной укладке на левой надгусеничной полке. РПО занимают значительный объем и при транспортировке хранятся в специальных стеллажах, имеющих быстроразъемное крепление.
Броневая защита лобовой части корпуса БМО-Т выполнена на уровне ОБТ Т-72, боковые надстройки изготовлены разнесенными с установкой в них динамической защиты, топливных баков и вспомогательного оборудования. Боковые стенки продлены от кормы до перегородки МТО и имеют внутренние секции под различное перевозимое оборудование. На борта корпуса могут устанавливаться дополнительные силовые экраны, оснащенные динамической защитой. Тяжелая боевая машина огнеметчиков обладает бронезащитой на уровне современных ОБТ, низким силуэтом и незначительной сложностью переделки базового танкового шасси. Масса машины составляет 43,9 тонн.
БМО-Т обеспечивает для огнеметчиков более высокий уровень защиты, комфорта, а также эргономичности условий работы по сравнению с машинами, которые создавались на базе БМП-1/2. БМО-Т может применяться в составе танковых соединений и мотопехотных бригад при борьбе с хорошо укрепленными огневыми точками противника, включая ДОТы. При этом машина может использоваться автономно, выполняя задачи по уничтожению отдельных групп противника и их временных оборонительных сооружений. БМО-Т обеспечивает десанту возможность безопасной высадки в условиях боя, через десантные люки, находящиеся в кормовой части броневой надстройки, одновременно с этим десант спереди и с бортов прикрыт бронированной надстройкой, боковыми стенками и поднятыми дверцами.
В качестве базового гусеничного шасси выступает шасси танка Т-72 с его моторно-трансмиссионным отделением, ходовой частью и бронекорпусом, имеющим динамическую защиту и отделением управления. Люк механика-водителя имеет осевое расположение. Корпус БМО-Т вместо крыши боевого отделения танка имеет охватывающую его борта броневую надстройку, которая вместе с передним лобовым листом, бортами, днищем и моторной перегородкой образует совмещенное отделение управления с отсеком десанта, в котором размещаются командир машины и огнеметчики. На крыше надстройки со смещением влево находится проем с ОПУ – опорно-поворотным устройством, на котором смонтирована вращающаяся командирская башенка с люком и установленной зенитно-пулеметной установкой, имеющей дистанционное управление.
На неподвижном погоне опорно-поворотного устройства через кронштейны внутри отсека крепится сиденье командира машины. К бортам корпуса шасси крепятся сиденья огнеметчиков. Боекомплект огнеметов размещен по-походному в разнесенных стеллажах, имеющих быстроразъемное крепление. Один стеллаж находится справа от командирского сидения в поперечной плоскости БМО-Т, второй находится слева от командирского сидения вдоль борта со смещением в сторону отделения управления. Третий стеллаж находится в продольном сечении машины между сидениями десанта.
Люки для выхода десанта расположены на крыше надстройки и в задней ее части. На кормовом листе корпуса БМО-Т установлены подпружиненные подножки, которые обеспечивают более удобное десантирование и посадку огнеметчиков. Для того чтобы десантники могли наблюдать за происходящим на поле боя, в крыше надстройки установлены приборы наблюдения.
Наибольшая защита обеспечивается во фронтальной проекции, где лобовой лист корпуса базового танка переходит в переднюю стенку надстройки с разнесенной броней, встроенной динамической защитой и пакетами комбинированной брони. В лобовой проекции БМО-Т имеет противоснарядное бронирование. Если же говорить о защите с бортов, то она обеспечивается бортовыми плитами, имеющими динамическую защиту, а также полостями, которые заполнены топливными баками, аккумуляторными батареями, фильтровентиляционной установкой и пускорегулирующей аппаратурой. На внутренней стороне отделения десанта установлен противоосколочный подбой. По мнению разработчиков БМО-Т бортовое бронирование надежно защищает экипаж и десант от большинства современных противотанковых средств, используемых пехотинцами в ближнем бою.
Вооружение
В качестве основного вооружения используется зенитный 12,7-мм пулемет НСВ. Возимый боекомплект составляет 1000 патронов. Кроме пулемета в машине имеется 30 единиц 93-мм огнеметов РПО-А «Шмель».
Для постановки дымовых завес на БМО-Т установлены 12 81-мм гранатометов системы 902А из состава комплекса электрооптической активной защиты от высокоточного оружия «Штора».
Средства наблюдения и связи
Для наблюдения за обстановкой у командира установлены следующие приборы наблюдения:
- Прибор наблюдения командира ТКН-3;
- Прибор наблюдения электрообогревный ТНПО-160;
- Осветитель ОУ-3ГК (или ОУ-3ГКМ) с инфракрасным светофильтром.
В состав приборов наблюдения механика-водителя входят:
- Прибор наблюдения механика-водителя электрообогревный ТНПО-168В;
- Прибор наблюдения ТНПА-65;
- Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВНЕ-4Б;
- Инфракрасная фара ФГ-125.
Для десанта в машине установлены: 2 прибора наблюдения ТНП-165А, 3 прибора наблюдения заднего вида ТНПТ-3, а также два прибора наблюдения ТНПА-65.
Для связи используется радиостанция Р-174.
Двигатель и ходовая часть
В качестве силовой установки на боевой машине огнеметчиков установлен многотопливный двигатель В-84-1 или В-84М, который развивает мощность до 840 л.с. и способен разогнать машину до 60 км/ч при движении по шоссе и до 30-40 км/ч при движении по пересеченной местности. БМО-Т имеет несколько топливных баков. Объем носовых составляет – 347 литров, объем бортовых – 961 литр. Запас хода по шоссе составляет 712 км. Для удаления пыли из пылесборника применяется 2-ступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением. В нем в роли 1-й ступени выступает циклонный аппарат, а в роли 2-й специальные кассеты.
В качестве основной выступает воздушная система пуска, которая дублируется электрической. Помимо этого, для облегчения впрыска применяются системы подогрева впускного воздуха и форсуночный подогреватель масла и охлаждающей жидкости. В качестве воздушной системы силовой установки используется двухцилиндровый поршневой компрессор АК-150СВ, рабочее давление которого составляет 120-160 кгс/см.
Силовая передача выполнена механической с повышающим редуктором, соосными передачами и бортовыми коробками передач. Повышающий редуктор обладает приводами на стартер, компрессор и вентилятор системы охлаждения. Коробка передач механическая с гидравлическим включением фрикционов. БМО-Т имеет 8 передач – 7 передних и 1 заднюю.
В БМО-Т используется гусеничный движитель танка Т-72. Ведущие колеса находятся сзади. Гусеничная лента выполняется металлической с двумя типами шарниров: металлическими или резинометаллическими. Каждая гусеничная лента состоит из 97 звеньев. В качестве опорных катков выступают двухдисковые катки с наружной амортизацией, на каждый борт имеется по 6 катков. В качестве поддерживающих используются однобандажные катки с внутренней амортизацией – по 3 катка на каждый борт.
Подвеска выполнена индивидуальной торсионной, на 1, 2 и 5 опорных катках есть лопастные гидравлические амортизаторы.
Специальное оборудование
Для защиты экипажа и десанта от средств массового поражения в БМО-Т имеется коллективная система вентиляции и защиты, обеспечивающая надежную защиту от поражающих факторов ядерного взрыва, химического оружия и бактериологического оружия.
В случае возникновения пожара в БМО-Т имеется автоматическая система пожаротушения трехкратного действия.
Для самоокапывания боевая машина огнеметчиков БМО-Т имеет встроенное оборудование для самоокапывания бульдозерного типа.
Технические характеристики БМО-Т
Боевая масса, т | 43,9 |
Экипаж, чел. | 2 |
Десант, чел. | 7 |
Габаритные размеры БМО-Т | Длина корпуса, мм: 7220 Ширина корпуса, мм: 3787 Высота, мм: 2240 |
Вооружение | Пулеметы: один х 12,7-мм Корд 30 х РПО-А «Шмель» |
Движки | В-84-1, В-84М |
Мощность мотора, л. с. | 840 |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Скорость по пересеч. местности, км/ч | 30 — 40 по грунтовой дороге |
Припас хода по шоссе, км | 712 |
Припас хода по пересеч местности, км | 427 — 600 50 семь по грунтовой дороге |