Летающая лодка Бе-6, описание и особенности

Самолет Бе-6

Бе-6 представляет собой многоцелевую летающую лодку разработки Центрального конструкторского бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) при авиационном заводе № 31 (на сегодняшний день — ТАНТК имени Г. М. Бериева). По наименованию НАТО – Madge.

Бе-6 может выполнять такие задачи, как:

  • дальняя морская разведка,
  • патрулирование побережий,
  • бомбометание,
  • несение и сброс торпед,
  • сброс десанта (до 40 человек),
  • установка минных заграждений,
  • перевозка грузов.

История создания

Опыт войны показал, что авиации флота крайне нужны тяжелые гидросамолеты. Во время войны их потребность восполнялась поставками по ленд-лизу американских самолетов. Однако поставки американских самолетов проблему не решали, нужен был отечественный самолет подобного класса.

Заказчик выставил следующие требования к гидросамолету: два двигателя, взлетный вес 20-25 т, максимальная скорость — 400 км/ч, дальность полета — до 5000 км, продолжительность полета — до 20 часов, потолок — 5000-6000 м, грузоподъемность — до 4000 кг.

Эскизный проект и макет был выполнен в начале 1944 года, на заводе в Красноярске, где в то время базировалось ОКБ Г.М. Бериева. Окончательно сборку опытной машины проводили уже в Таганроге в 1945 году, куда ОКБ возвратилось из эвакуации.

Летающая лодка Бе-6

В процессе испытаний самолета заказчик неоднократно изменял тактико-технические требования. Окончательно самолет приняли на государственные контрольные испытания в 1951 году.

По своим летно-техническим данным и мореходным качествам Бе-6 значительно превосходил находящуюся на вооружении авиации ВМС американскую лодку «Каталину». Гидросамолет мог эксплуатироваться при ветровой волне высотой 1,5 м и ветре до 20 м/с, что позволяло использовать его на Северном и Тихоокеанском театре военных действий.

Летающая лодка Бе-6 была рекомендована для принятия на вооружение частей авиации ВМС. После многочисленных переделок гидросамолет Бе-6 запустили в серийное производство на заводе №86 в Таганроге.

Особенности конструкции Бе-6

Гидросамолет Бе-6 цельнометаллическая летающая лодка с высокорасположенным крылом типа «чайка», двухкилевым разнесенным вертикальным оперением и подкрыльными неубирающимися в полете поплавками поддерживающего типа.

Водонепроницаемыми перегородками лодка разделена на восемь отсеков (при затоплении двух смежных отсеков лодка оставалась на плаву):

  1. В первом отсеке располагались кабины летчика и штурмана.
  2. Во втором отсеке — рабочее место борттехника.
  3. Третий отсек — кабины оператора РЛС и радиста.
  4. Четвертый отсек дя размещения мелких грузов.
  5. Пятый отсек — для отдыха экипажа или перевозки крупногабаритных грузов.
  6. Шестой отсек — кабина палубного стрелка и устройство для выпуска антенны РЛС.
  7. Седьмой отсек — аэрофотоаппарат и пушечная установка.
  8. Восьмой отсек — хвостовая часть и отъемная корма лодки.

В корме находится рабочее место еще одного стрелка.

В полете

Крыло двухлонжеронное, кессонной конструкции состоит из центроплана и двух отъемных консолей. Закрылки состоят из шести секций — четыре на центроплане и два на консолях. Элероны щелевой конструкции имеют осевую компенсацию и весовую балансировку. На каждом крыле установлены противофлаттерные весовые компенсаторы.

Силовая установка — два 18-цилиндровых поршневых двигателя воздушного охлаждения АШ-73ТК мощностью по 2300 л.с. каждый, установленных в перегибах крыла. Запуск двигателей производился электроинерционным стартером. Стартер можно было раскручивать вручную. Винты В-3БА-5 — тянущие, четырехлопастные, автоматические, флюгерные, гидромеханические; диаметр — 5,056 м. Топливные баки (22 шт.) мягкие, установлены в крыле, общей емкостью 10200 л. В баки заливали бензин с октановым числом не менее 98,6.

Маневрирование на воде при рулении и буксировке осуществляется с помощью судового руля, установленного на заднем редане. Судовой руль управляется пневматически, синхронно с рулем направления самолета.

Поплавки подкрыльные двухреданные, опорного типа. Поплавки закреплены на консолях крыла помощью стоек в обтекателях. Каждый поплавок разделен на четыре водонепроницаемых отсека для повышения живучести при повреждениях, так как при такой конструкции самолета потеря поплавка означает потерю самолета из-за невозможности преодоления крена после ухода крыла под воду и его последующего разрушения.

Горизонтальное оперение — стабилизатор, трапециевидный в плане, и руль высоты. Руль высоты имел осевую аэродинамическую компенсацию, весовую балансировку и триммеры. На концах стабилизатора были закреплены килевые шайбы с рулями направления. Каждый руль направления, кроме весовой балансировки, был снабжен пружинным сервокомпенсатором. Хвостовые части рулей высоты и направления были обшиты полотном.

Для перемещения самолета по земле, спуска на воду и подъема из воды предусмотрена установка перекатного шасси. Оно состояло из двух главных узлов и перекатной тележки. На главных узлах крепились баки, обеспечивающие их плавучесть. При перелете на новое место базирования самолет мог взять на борт только хвостовую тележку, остальной груз транспортировали отдельно.

Управление самолетом  — основное и вспомогательное, двойное, смешанной конструкции: жесткими тягами и тросами. Основное обеспечивало перемещение рулевых поверхностей, а вспомогательное управление закрылками, триммерами и элеронами. Установлен электрический автопилот АП-5, рулевые машинки которого были включены в тросовую проводку.

На стоянке

Противообледенительная система — воздушно-тепловые противообледенители передних кромок крыла, электрообогрев передних стекол кабины, воздушно-тепловые противообледенители работают от четырех бензиновых обогревателей. Установлены спиртовые омыватели передних стекол кабины штурмана и лопастей винтов. На стекла установлены механические стеклоочистители и омыватель пресной водой (стекло штурмана).

Вооружение — оборонительное: пять пушек — в носовой части с боекомплектом 100 патронов, палубная спаренная 500 патронов и спаренная кормовая 450 патронов. Бомбы располагались только снаружи. Гидросамолет мог взять 16 бомб по 100 кг или 8 по 250 кг. Также предусматривалась подвеска двух высотных торпед.

Технические характеристики Бе-6

Модификация   Бе-6
Размах крыла, м   33.0
Длина самолета,м   23.5
Высота самолета,м   7.45
Площадь крыла,м2   120.0
Масса, кг
  пустого самолета   18827
  нормальная взлетная   23456
Тип двигателя   2 ПД АШ-73ТК
Мощность, л.с.   2 х 2300
Максимальная скорость, км/ч   415
Практическая дальность, км   4900
Практический потолок, м   6100
Экипаж, чел   8
Вооружение:   5 (позднее 4) 23-мм пушки НС-23
бомбы, мины, глубинные бомбы или торпеды.

Дополнительное оборудование

  • В электрооборудование самолета входили два генератора, аккумуляторная батарея. Морское оборудование — два плавучих и один донный якорь с лебедкой, «кошка», багры, концы, мегафон;
  • Аварийное снаряжение — две спасательные лодки, контейнеры с запасом продовольствия и воды, аварийная радиостанция;
  • Фотооборудование для аэрофотосъемки через днище или через борт;
  • Кислородное оборудование для полетов на высотах свыше 4000 м состояло из восьмилитровых кислородных баллонов с кислородными приборами для каждого члена экипажа и пяти переносных кислородных приборов.

Модификации

  • Бе-6СС (спасательная служба) — поисково-спасательный вариант. С базового варианта были сняты пушечные установки, рабочее место палубного стрелка, фотооборудование, места десанта и др. Взамен снятого оборудования установили специальные радиотехнические средства поиска и обнаружения, а также средства подбора и приема на борт пострадавших и оказания им первой помощи. Всего самолет мог принять 15 человек, из которых 12 размещались на сидячих местах и трое на подвесных койках. В состав экипажа вошел фельдшер.
  • Бе-6ПЛО — самолет противолодочной обороны. От базового варианта отличался отсутствием кормовой огневой установки, на его месте установили магниточувствительный блок авиационного магнитометра. Для обнаружения подводных лодок в подводном положении разместили систему гидроакустических буев (РГБ). На Бе-6ПЛО в поисковом варианте устанавливали РГБ на 16 узлах внешней подвески. При выполнении ударных задач на их место подвешивались кассеты с глубинными бомбами, каждая из которых вмещала по 57 бомб.
  • Бе-6 «Лайнер» — на самолете проводились работы по установке связи с погруженными подводными лодками.

Самолет на воде

Кроме авиации ВМФ, Бе-6 использовались в Полярной авиации; с самолетов снималось все вооружение и устанавливались дополнительные топливные баки.

В 1959—1960 гг. около 20 машин из ВМФ передали в КНР, где их обозначение было изменено на Цин-6, а также были заменены двигатели на турбовинтовые. В Китае самолеты патрулировали длинную береговую линию и территориальные воды у побережья.

Боевое применение Бе-6

Бе-6 довольно интенсивно использовались для поиска ПЛ. но в некоторых случаях бессмысленность подобных полетов вызывала недоумение. Так при базировании на Камчатке экипажи производили магнитометрический поиск лодок в Тихом океане. Происходило это потому, что многие начальники совершенно не знали возможностей противолодочных самолетов и ставили экипажам нереальные задачи. Тем не менее, иногда экипажам удавалось не только обнаружить иностранные субмарины, но и организовать за ними слежение, а также передать контакт кораблям.

Одно из первых обнаружений ПЛ произошло в 1958 г. на Северном флоте. Экипаж Бе-6 производил слежение за лодкой с помощью РГБ в течение 4.5 часа, а затем передал контакт надводным кораблям. В 1959 г. североморцы вновь обнаружили иностранную ПЛ. В слежении за ней приняли участие три Бе-6, которые выставили барьеры по указанию командира корабельной группы и успешно передали ей контакт.

Памятник Бе-6

С началом 60-х гг. флот уже мог проводить широкомасштабные противолодочные операции, а приказом Министра обороны СССР от 23 марта 1961 г. морские дальнеразведывательные полки на Бе-6 переименовали в противолодочные. В состав полка входили две противолодочные эскадрильи и одна поисково-спасательная. 23 марта 1963г экипаж противолодочного вертолета Ми-4ПЛ обнаружил на полигоне боевой подготовки Северного флота неизвестную подводную лодку. Бе-6 организовали слежение за ней совместно с вертолетами и надводными кораблями. Несмотря на попытки лодки оторваться от преследования, применяя гидроакустические помехи, слежение за ней продолжалось 33 часа. Израсходовав емкость аккумуляторной батареи, английская дизельная лодка S07 Sea Lion типа Porpoise была вынуждена всплыть. После этого случая разведку в Баренцевом море вели только атомные субмарины. Следить за ними было гораздо труднее, и Бе-6 с этой задачей уже не справлялись. Поэтому к 1968-1969 гг. их заменили на Бе-12 и Ил-38. В 1969 г одна из североморских летающих лодок стала памятником в бухте Грязной, а 8 мая 1974г. такой же памятник открыт в Крыму, в Донузлаве.

Несмотря на невысокие возможности и несовершенное оборудование, Бе-6 достойно проявили себя в разных качествах: вели разведку, давали надежду на спасение тем, кто попадал в беду на море, а на заключительном этапе жизненного цикла открыли эру противолодочной авиации, заложили основы тактики ее применения.

Во многих отношениях эти машины стали первопроходцами, сыграв заметную роль в развитии отечественных гидросамолетов. И большая заслуга в этом принадлежит летчикам и штурманам, людям, увлеченным и верным гидроавиации.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1131
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector