Разработки Советского союза в области авиационных технологий в течение длительного периода давали стране статус лидера. Помимо высокотехнологичных дредноутов военной авиации конструкторы поставляли массу нетривиальных разработок, используемых в мирных целях. Одним из примеров является советский самолет-амфибия Бе-200. Он все еще используется российской авиацией.
Рассмотрим более подробно советский самолет-амфибия Бе-200, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и эксплуатацию.
История создания
Вся история БЕ-200 началась 17 июля 1992 года. Стоявший на вооружении самолет-амфибия А-40 советского образца к тому времени устарел и нуждался в замене, ввиду чего Минобороны России произвело подписание контракта на разработку новой модели. Основными параметрами будущей амфибии были выделены более высокая производительность, возможность многоцелевого использования.
В противопожарном варианте — возможность заправки баков водой на ходу.
Первые два тестовых экземпляра производства Иркутского авиационного завода были представлены министерству обороны в 1994 и 1995 годах соответственно, и испытания самолета БЕ-200 показали удовлетворительные результаты.
Еще несколько месяцев у конструкторов ушло на доводку и исправление выявленных конструкционных недостатков, после чего, в 1996 году, модель БЕ-200 под кодовым названием «Альтаир» прошла процедуру сертификации.
К этому времени все мировые аналоги БЕ-200 имели меньшие характеристики в плане функциональности, мощности и грузоподъемности.
В течение сравнительно длительного промежутка времени информация о данной разработке не распространялась и не разглашалась – ввиду использования модификации БЕ-200П российской пограничной разведкой. Тем не менее, в 2008 году стало известно, что производство описываемой модели самолета-амфибии в Иркутске прекращено. Все выпущенные впоследствии экземпляры относятся к производству ТАНТК им. Бериева в Таганроге, в то время как Иркутский авиационный завод поставляет некоторые отдельные комплектующие.
Особенности конструкции Бе-200
Самолет-амфибия БЕ-200 относится к семейству реактивных гидропланов. Таким образом, он оснащается двумя газотурбинными двигателями конструкции Д-436ПП. Моторы и компрессоры двигателей размещаются над основаниями крыльев ради их защиты от случайного попадания воды при движении по воде, взлетах и приземлениях.
Конструкция крыла самолета – стреловидная, крылья сходятся под тупым углом, вершина которого направлена вперед. Иркутский авиастроительный завод продолжает изготавливать крылья для описываемого самолета даже после перевода производства на ТАНТК имени Бериева. Элементы хвостового оперения делают его похожим на букву Т (при взгляде спереди или сзади).
Стандартное шасси самолета включает в себя три комплекта парных колес с амортизаторами. Одно шасси располагается в передней нижней части фюзеляжа, еще два – симметрично друг другу в нижней задней части.
Благодаря наличию шасси взлет и посадка могут производиться как посредством водной поверхности, так и на стандартных летных аэродромах.
Основным отличительным конструкционным моментом можно назвать наличие восьми водозаборных баков, размещенных в нижней части фюзеляжа. С их помощью самолет может производить набор воды в полете над водной поверхностью для последующего сброса в нужном месте.
Каждый бак оборудован независимой системой набора и сброса воды, благодаря чему объем набора и сброса варьируется от 1.5 до 12 кубометров.
Учитывая то, что БЕ-200 изначально производились с учетом водозабора воды самолетом, произвести загрузку баков в полете не составляет труда.
При этом самолет может использоваться не только по прямому назначению, но и в качестве грузового или пассажирского. Так как фюзеляж герметичен, для превращения БЕ-200 в средство грузовых или пассажирских перевозок можно сразу после внесения изменений в комплектацию салона. Максимальная вместимость салона, оборудованного для перевозки людей, составляет 43 пассажира при двух членах экипажа.
Технические характеристики Бе-200
Модификация | Бе-200 |
Размах крыла, м | 32.70 |
Длина самолета,м | 32.05 |
Высота самолета,м | 8.90 |
Площадь крыла,м2 | 117.44 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 25340 |
максимальная взлетная | 37900 |
Тип двигателя | 2 ТРДД Прогресс Д-436ТП |
Тяга, кгс | |
максимальная | 2 х 7500 |
крейсерская | 2 х 1500 |
Максимальная крейсерская скорость, км/ч | 710 |
Экономическая скорость, км/ч | 600 |
Практическая дальность, км | 3600 |
Дальность с максимальной нагрузкой, км | 1400 |
Практический потолок, м | 8000 |
Экипаж, чел | 2 |
Полезная нагрузка: | В грузовом варианте: 8000 кг груза или 9 контейнеров LD-1 и -2, АКС. Грузо-пассажирский вариант: 3000 кг груза и до 19 пассажиров Поисково-спасательный вариант: до 50 человек спасательной команды или до 30 пострадавших на носилках. Противопожарный вариант: 12000 кг воды |
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия |
Бе-200 | Противопожарный самолет-амфибия, построен 1 экземпляр (первый полет 24 сентября 1998 года). |
Бе-200П | Самолет-амфибия патрульный, с оборудованием для длительного нахождения самолета в воздухе и наблюдения, с увеличенным экипажем до 9 человек, из них 2 летчика. |
Бе-200ПС | Патрульный поисково-спасательный самолет-амфибия, дальнейшая модернизация Бе-200П, предназначенный для проведения поисково-спасательных операций на суше и на воде. Оснащен специальным поисковым и спасательным оборудованием. Экипаж состоит из 2 летчиков, 2 наблюдателей, бортмеханика и 2 спасателей. |
Бе-200ЧС (он же Be-200ES-E) | Многоцелевой самолет-амфибия, строится серийно (первый полет 27 августа 2002 года). |
Бе-300 (проект) | Многоцелевой самолет. Сухопутный вариант Бе-200. |
Эксплуатация самолета Бе-200
Основное предназначение БЕ-200 находит в тушении лесных пожаров. Возможность набора воды на ходу позволяет амфибии выполнять налеты на очаги возгорания без возвращения на аэродром.
Польза амфибии для тушения пожаров не может быть переоценена – МЧС России регулярно применяет его в устранении природных катастроф.
Следует отметить, что серийный для МЧС России самолет-амфибия используется также в министерстве чрезвычайных ситуаций Азербайджана.
В РФ наличествует одиннадцать таких гидропланов (девять из них находятся на балансе МЧС России, два – на балансе ТАНТК имени Бериева), в Азербайджане применяется модификация БЕ-200ЧС всего в одном экземпляре.
По мнению экспертов оборонной промышленности, БЕ-200 ожидает большое будущее.
Многоцелевой, способный перемещаться и по суше, и по воздуху, и по воде, обладающий вполне пристойными ТТХ самолет – это именно то, чего хотят пилоты.
Учитывая интерес к данной разработке за рубежом, описанный агрегат вполне можно считать самолетом мирового класса.