Бе-103 «Бекас» представляет собой легкий самолет-амфибия. Он был разработан авиастроительным предприятием «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М.Бериева» в середине 90-х годов прошлого века. Самолет Бе-103 «Бекас» предназначен для перевозки пассажиров и для транспортировки небольших грузов.
Рассмотрим более подробно легкий самолет-амфибия Бе-103 «Бекас», его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и боевое применение.
История создания
Первые разработки над созданием летательного аппарата Бериев Бе-103 Бекас начались в первой половине 90-х годов прошлого столетия, при этом, российские авиаконструкторы создали принципиально новую конструкцию, отличающуюся от других моделей собственного производства.
Главным и принципиальным отличием данного летательного аппарат является технология, согласно которой разрабатываются тяжелые самолеты-амфибии, что в свою очередь позволило обеспечить данному воздушному судну максимально эффективные летно-эксплуатационные характеристики, в том числе и многоцелевое назначение.
Свой первый полет самолет-амфибия Бериев Бе-103 Бекас осуществил в середине 1997 года, при этом, модель далеко не сразу продемонстрировала успешные тестовые показатели, что привело к необходимости улучшения конструкции воздушного судна в целях повышения надежности.
В серийное же производство самолет Бериев Бе-103 Бекас поступил лишь в 2003 году, при этом, летательным аппаратом заинтересовались не только российские компании, но и международные, в частности, несколько партий данной модели было отправлено в Канаду.
Особенности конструкции Бе-103
Самолет-амфибия Бе-103 — моноплан с низкорасположенным, водоизмещающим трапециевидным крылом. Экипаж — один пилот. В пассажирской кабине могут размещаться пять пассажиров.
- Фюзеляж — клепаная лодка из алюминиевых сплавов с применением специальных мер антикоррозионной защиты и из композиционных материалов основе стеклонаполнителей. Лодка разделена водонепроницаемыми перегородками на пять отсеков: носовой, передний технический, кабина и багажный отсек, задний технический и хвостовой отсеки.
- Носовой отсек — в нем размещена передняя опора шасси и механизм ее уборки и выпуска. На верхней поверхности отсека установлена рамочная антенна радиокомпаса. В передней части отсека возможна установка РЛС.
- Передний технический отсек — здесь находится аккумулятор и распределительное устройство электроснабжения, блоки радиосвязного и радионавигационного оборудования. Для доступа к оборудованию в бортах лодки предусмотрены эксплуатационные люки.
- Кабина самолета — рабочее место пилота и кресла для пассажиров, шесть кресел, расположенных в два ряда с центральным проходом. Для входа и выхода из кабины предусмотрен встроенный трап. Под каждым креслом находится надувной спасательный жилет. В передней части кабины размещено морское оборудование. Кабина имеет большую площадь остекления. Багажный отсек отделен от кабины перегородкой. В задней части багажного отсека размещены блоки системы электроснабжения и узел регулирования температуры системы обогрева кабины. Под полом кабины расположены тяги и качалки системы управления самолетом, проводка управления двигателями, электрожгуты и трубопроводы системы обогрева и вентиляции кабины, а также трубопроводы гидросистемы.
- Задний технический отсек — здесь расположены проводки управления стабилизатором и рулем направления, а также проводка управления двигателями, трубопроводы топливной системы, блоки систем контроля и фильтры топливной системы. В верхней части отсека закреплен кессон пилонов двигателей. Внутри кессона размещены расходные баки и трубопроводы топливной системы.
- Хвостовой отсек — здесь находится проводка управления стабилизатором и рулем направления, электрожгуты и задний силовой узел, предназначенный для швартовки и буксировки самолета.
- Крыло — состоит из центроплана и двух отъемных консолей. Крыло цельнометаллическое, трапециевидное в плане с корневыми наплывами. Кессон крыла разделен на отсеки водонепроницаемыми перегородками, что обеспечивает непотопляемость самолета. На отъемных частях крыла установлены посадочно-рулежные фары, а на законцовках размещены аэронавигационные огни. На нижней поверхности отъемных частей крыла закреплены кронштейны для швартовки самолета на земле.
- Хвостовое оперение — Вертикальное оперение — свободнонесущее, однокилевое. Горизонтальное оперение — в средней части киля установлен цельноповоротный, управляемый стабилизатор. В верхней части киля размещена антенна связной радиостанции, а также якорный и хвостовые огни.
- Шасси — трехстоечное, с передней стойкой. Шасси убирающееся в полете, управление уборкой и выпуском гидравлическое.
- Силовая установка — два поршневых шестицилиндровых двигателя воздушного охлаждения мощностью по 210 л.с. каждый. Воздушные винты реверсивные тянущие, трехлопастные с изменяемым шагом. Диаметр винта 1,83 м. Двигатели установлены в обтекаемых гондолах на пилонах по обеим сторонам лодки над задней частью центроплана. Топливо расположено в двух баках в центроплане и в расходных баках в пилонах двигателей.
- Система управления — механическая. Проводка управления стабилизатором и элеронами — жесткая, рулем направления — тросовая. Управление триммерами стабилизатора и руля направления — электромеханическое. Проводка управления выполнена для одного пилота. Автопилот устанавливается по требованию заказчика, также по требованию заказчика предусмотрена возможность установки двойных органов управления.
- Электрооборудование — источники энергии на борту — два генератора постоянного тока, установленные на двигателях и одна аккумуляторная батарея. Аккумуляторная батарея применяется на земле для автономного запуска двигателей и в полете при отказе генераторов. Для электропитания потребителей от наземных источников при обслуживании самолета предусмотрен разъем аэродромного питания.
- Пилотажно-навигационное оборудование — обеспечивает выполнение полетов в любое время дня и ночи в простых и сложных метеорологических условиях. Комплектация оборудования для российских и зарубежных заказчиков отличается.
- Противообледенительная система — передние стекла фонаря кабины обдуваются в полете изнутри горячим воздухом. Лопасти воздушных винтов оборудованы электротермической противообледенительной системой. Противообледенительная система устанавливается на самолете по требованию заказчика.
- Гидравлическая система — состоит из двух независимых систем уборки-выпуска шасси и системы торможения колес шасси. Насосная станция, бак, фильтры, датчики давления находятся в техническом отсеке. Трубопроводы гидросистемы расположены под полом кабины. Органы управления гидравлической станцией и шасси находятся на приборной доске летчика.
Технические характеристики Бе-103
Модификация | Бе-103 |
Размах крыла, м | 12.72 |
Длина самолета, м | 10.65 |
Высота самолета, м | 3.76 |
Площадь крыла, м2 | 25.10 |
Масса, кг | |
пустого | 1824 |
нормальная взлетная | 2270 |
топлива | 245 |
Тип двигателя | 2 ПД Teledyne Continental Motors TCM-IO-360ES |
Мощность, л.с. | 2 х 210 |
Максимальная скорость, км/ч | 285 |
Крейсерская скорость, км/ч | 240 |
Перегоночная дальность, км | 1350 |
Практическая дальность, км | 1070 |
Радиус действия, км | 500 |
Практический потолок, м | 5020 |
Экипаж, чел | 1 |
Полезная нагрузка: | 5 пассажиров или 2 раненых или 3 патрульных и 368 кг груза |
Эксплуатация Бе-103
Мореходные качества самолета достаточны для его эксплуатации при волнении до двух баллов (при высоте волны до полуметра. Для обеспечения непотопляемости, при затоплении части корпуса водой лодка и крыло самолета разделены водонепроницаемыми перегородками на отсеки. Ниши шасси так же герметично отделены от внутреннего корпуса лодки.
Бе-103 может эксплуатироваться как на оборудованных причалом акваториях, так и на необорудованных; как автономно, так и с помощью имеющихся подручных плавсредств.
Самолет может выходить из воды самостоятельно на пологий берег и спускаться в воду по отлогому спуску. На стационарном, оборудованном лебедками гидроспуске с помощью тяговой лебедки производится подъем или спуск самолета за носовые буксировочные утки или за кормовой узел.
Самолет Бе-103 на воде буксируется катером с помощью специального капронового каната, на якорной стоянке швартуется с помощью специального якорного уса, подсоединяемого к буксировочным уткам.
В кабине размещены предметы морского оборудования: якорь-кошка, линь с бросательным концом, багор и водозащитные рукавицы. Для удаления воды из отсеков фюзеляжа имеется специальный шприц.