Легкий самолет-амфибия Бе-103 «Бекас», характеристики и особенности

Самолет Бе-103 «Бекас»

Бе-103 «Бекас» представляет собой легкий самолет-амфибия. Он был разработан авиастроительным предприятием «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М.Бериева» в середине 90-х годов прошлого века. Самолет Бе-103 «Бекас» предназначен для перевозки пассажиров и для транспортировки небольших грузов.

Рассмотрим более подробно легкий самолет-амфибия Бе-103 «Бекас», его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и боевое применение.

История создания

Первые разработки над созданием летательного аппарата Бериев Бе-103 Бекас начались в первой половине 90-х годов прошлого столетия, при этом, российские авиаконструкторы создали принципиально новую конструкцию, отличающуюся от других моделей собственного производства.

Главным и принципиальным отличием данного летательного аппарат является технология, согласно которой разрабатываются тяжелые самолеты-амфибии, что в свою очередь позволило обеспечить данному воздушному судну максимально эффективные летно-эксплуатационные характеристики, в том числе и многоцелевое назначение.

Легкий самолет-амфибия Бе-103 «Бекас»

Свой первый полет самолет-амфибия Бериев Бе-103 Бекас осуществил в середине 1997 года, при этом, модель далеко не сразу продемонстрировала успешные тестовые показатели, что привело к необходимости улучшения конструкции воздушного судна в целях повышения надежности.

В серийное же производство самолет Бериев Бе-103 Бекас поступил лишь в 2003 году, при этом, летательным аппаратом заинтересовались не только российские компании, но и международные, в частности, несколько партий данной модели было отправлено в Канаду.

Особенности конструкции Бе-103

Самолет-амфибия Бе-103 — моноплан с низкорасположенным, водоизмещающим трапециевидным крылом. Экипаж — один пилот. В пассажирской кабине могут размещаться пять пассажиров.

  • Фюзеляж — клепаная лодка из алюминиевых сплавов с применением специальных мер антикоррозионной защиты и из композиционных материалов основе стеклонаполнителей. Лодка разделена водонепроницаемыми перегородками на пять отсеков: носовой, передний технический, кабина и багажный отсек, задний технический и хвостовой отсеки.
  • Носовой отсек — в нем размещена передняя опора шасси и механизм ее уборки и выпуска. На верхней поверхности отсека установлена рамочная антенна радиокомпаса. В передней части отсека возможна установка РЛС.
  • Передний технический отсек — здесь находится аккумулятор и распределительное устройство электроснабжения, блоки радиосвязного и радионавигационного оборудования. Для доступа к оборудованию в бортах лодки предусмотрены эксплуатационные люки.
  • Кабина самолета — рабочее место пилота и кресла для пассажиров, шесть кресел, расположенных в два ряда с центральным проходом. Для входа и выхода из кабины предусмотрен встроенный трап. Под каждым креслом находится надувной спасательный жилет. В передней части кабины размещено морское оборудование. Кабина имеет большую площадь остекления. Багажный отсек отделен от кабины перегородкой. В задней части багажного отсека размещены блоки системы электроснабжения и узел регулирования температуры системы обогрева кабины. Под полом кабины расположены тяги и качалки системы управления самолетом, проводка управления двигателями, электрожгуты и трубопроводы системы обогрева и вентиляции кабины, а также трубопроводы гидросистемы.
  • Задний технический отсек — здесь расположены проводки управления стабилизатором и рулем направления, а также проводка управления двигателями, трубопроводы топливной системы, блоки систем контроля и фильтры топливной системы. В верхней части отсека закреплен кессон пилонов двигателей. Внутри кессона размещены расходные баки и трубопроводы топливной системы.
  • Хвостовой отсек — здесь находится проводка управления стабилизатором и рулем направления, электрожгуты и задний силовой узел, предназначенный для швартовки и буксировки самолета.
  • Крыло — состоит из центроплана и двух отъемных консолей. Крыло цельнометаллическое, трапециевидное в плане с корневыми наплывами. Кессон крыла разделен на отсеки водонепроницаемыми перегородками, что обеспечивает непотопляемость самолета. На отъемных частях крыла установлены посадочно-рулежные фары, а на законцовках размещены аэронавигационные огни. На нижней поверхности отъемных частей крыла закреплены кронштейны для швартовки самолета на земле.
  • Хвостовое оперение — Вертикальное оперение — свободнонесущее, однокилевое. Горизонтальное оперение — в средней части киля установлен цельноповоротный, управляемый стабилизатор. В верхней части киля размещена антенна связной радиостанции, а также якорный и хвостовые огни.
  • Шасси — трехстоечное, с передней стойкой. Шасси убирающееся в полете, управление уборкой и выпуском гидравлическое.
  • Силовая установка — два поршневых шестицилиндровых двигателя воздушного охлаждения мощностью по 210 л.с. каждый. Воздушные винты реверсивные тянущие, трехлопастные с изменяемым шагом. Диаметр винта 1,83 м. Двигатели установлены в обтекаемых гондолах на пилонах по обеим сторонам лодки над задней частью центроплана. Топливо расположено в двух баках в центроплане и в расходных баках в пилонах двигателей.
  • Система управления — механическая. Проводка управления стабилизатором и элеронами — жесткая, рулем направления — тросовая. Управление триммерами стабилизатора и руля направления — электромеханическое. Проводка управления выполнена для одного пилота. Автопилот устанавливается по требованию заказчика, также по требованию заказчика предусмотрена возможность установки двойных органов управления.
  • Электрооборудование — источники энергии на борту — два генератора постоянного тока, установленные на двигателях и одна аккумуляторная батарея. Аккумуляторная батарея применяется на земле для автономного запуска двигателей и в полете при отказе генераторов. Для электропитания потребителей от наземных источников при обслуживании самолета предусмотрен разъем аэродромного питания.
  • Пилотажно-навигационное оборудование — обеспечивает выполнение полетов в любое время дня и ночи в простых и сложных метеорологических условиях. Комплектация оборудования для российских и зарубежных заказчиков отличается.
  • Противообледенительная система — передние стекла фонаря кабины обдуваются в полете изнутри горячим воздухом. Лопасти воздушных винтов оборудованы электротермической противообледенительной системой. Противообледенительная система устанавливается на самолете по требованию заказчика.
  • Гидравлическая система — состоит из двух независимых систем уборки-выпуска шасси и системы торможения колес шасси. Насосная станция, бак, фильтры, датчики давления находятся в техническом отсеке. Трубопроводы гидросистемы расположены под полом кабины. Органы управления гидравлической станцией и шасси находятся на приборной доске летчика.

Самолет на воде

Технические характеристики Бе-103

Модификация   Бе-103
Размах крыла, м   12.72
Длина самолета, м   10.65
Высота самолета, м   3.76
Площадь крыла, м2   25.10
Масса, кг
  пустого   1824
  нормальная взлетная   2270
  топлива   245
Тип двигателя   2 ПД Teledyne Continental Motors TCM-IO-360ES
Мощность, л.с.   2 х 210
Максимальная скорость, км/ч   285
Крейсерская скорость, км/ч   240
Перегоночная дальность, км   1350
Практическая дальность, км   1070
Радиус действия, км   500
Практический потолок, м   5020
Экипаж, чел   1
Полезная нагрузка:   5 пассажиров или 2 раненых или 3 патрульных и 368 кг груза

Эксплуатация Бе-103

Мореходные качества самолета достаточны для его эксплуатации при волнении до двух баллов (при высоте волны до полуметра. Для обеспечения непотопляемости, при затоплении части корпуса водой лодка и крыло самолета разделены водонепроницаемыми перегородками на отсеки. Ниши шасси так же герметично отделены от внутреннего корпуса лодки.

Бе-103 может эксплуатироваться как на оборудованных причалом акваториях, так и на необорудованных; как автономно, так и с помощью имеющихся подручных плавсредств.

Самолет может выходить из воды самостоятельно на пологий берег и спускаться в воду по отлогому спуску. На стационарном, оборудованном лебедками гидроспуске с помощью тяговой лебедки производится подъем или спуск самолета за носовые буксировочные утки или за кормовой узел.

Памятник Бе-103

Самолет Бе-103 на воде буксируется катером с помощью специального капронового каната, на якорной стоянке швартуется с помощью специального якорного уса, подсоединяемого к буксировочным уткам.

В кабине размещены предметы морского оборудования: якорь-кошка, линь с бросательным концом, багор и водозащитные рукавицы. Для удаления воды из отсеков фюзеляжа имеется специальный шприц.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: