Бе-10 представляет собой летающую лодку или советский реактивный гидросамолет. Аппарат был разработан в конструкторском бюро Бериева, получил название Mallow — «Просвирник» по кодификации НАТО. Это единственная в мире летающая лодка с турбореактивными двигателями, выпускавшаяся серийно.
Главное назначение самолета заключалось в разведке в открытом море, высотном торпедометании и бомбометании по вражеским кораблям. К дополнительным задачам относилось:
- постановка минных заграждений;
- бомбометание с горизонтального полета по военным базам и береговым сооружениям.
Любая из боевых задач должна была выполняться в любое время дня и ночи в сложных метеоусловиях в открытом море.
История создания
С началом эры реактивной авиации встал вопрос о создании отечественной боевой реактивной летающей лодки. В 1947 году ОКБ Г. М. Бериева приступило к разработке реактивного гидросамолета — морского разведчика Р-1. Р-1 после длительных доработок стал успешно летать только к 1953 году, но к этому времени самолет успел технически устареть и запускать его серийно не имело смысла.
8 октября 1953 года вышло постановление Совмина о разработке реактивной летающей лодки Бе-10.
Заданием предусматривалось, что самолет должен иметь максимальную скорость 950-1000 км/ч, дальность полета 3000 км, потолок 14000-15000 м, взлетать и садиться на водную поверхность при высоте волны до 1,5 м, при скорости ветра до 20 м/с. На государственные испытания самолет необходимо было предъявить к ноябрю 1955 г. Второй экземпляр самолета предписывалось изготовить в варианте амфибии.
К июлю 1954 года проектирование самолета было закончено и макет планера был передан на статические испытания. Строительство первого летного экземпляра самолета проходила на Таганрогском авиационном заводе им. Димитрова. Опытный экземпляр Бе-10 (изделие М) был построен в октябре 1955 года. В декабре 1955 года гидросамолет, в специальном плавучем доке, отбуксировали в бухту г. Геленджик, где была возможность проводить испытания круглый год. В воздух первый опытный Бе-10 поднялся 20 июня 1956 года. Полет длился 20 минут и прошел нормально.
При проектировании Бе-10 большое внимание уделили технологичности конструкции. Были внедрены новые технологические процессы: химическое фрезерование, ультразвуковая пайка, гибка трубопроводов с гидронаполнением, изготовление обшивки методом обтяжки с растяжением и др. Для обеспечения водонепроницаемости лодки, впервые, сборка велась с применением герметика. Началось внедрение крупногабаритных элементов , что позволило снизить вес самолета.
По результатам государственных испытаний гидросамолет Бе-10 рекомендовался к принятию на вооружение авиации ВМФ. Онако отмечалось, что самолет не в полной мере соответствует требованиям заказчика. В ходе испытаний были выявлены несколько проблем в конструкции и в условиях технического обслуживания самолета. Со временем морская авиация фактически прекратила эксплуатацию Бе-10, и самолеты простаивали на берегу.
Несмотря на непродолжительную эксплуатацию гидросамолет Бе-10 занимает важное место в истории авиации. Он стал первой серийной летающей лодкой с турбореактивными двигателями.
Особенности конструкции Бе-10
Конструкция гидросамолета цельнометаллическая из алюминиевых сплавов. Для обеспечения непотопляемости корпус летающей разделен на отсеки водонепроницаемыми перегородками.
В передней части корпуса размещены кабины летчика и штурмана, в задней части корпуса размещена кабина стрелка — радиста. В корпусе размещены бомбовый отсек, радиоэлектронное и фотооборудование, а также морское и аварийно — спасательное снаряжение и часть топливных баков.
В состав бортового радиоэлектронного оборудования входил прицельно — навигационный комплекс, радиолокационная станция а также прицелы для бомбометания и сброса торпед. В хвосте установлен руль для маневрирования на воде.
Гидросамолет Бе-10 представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом. Угол стреловидности крыла 35 градусов. Крыло имеет два аэродинамических гребня и поплавки на концах консолей для обеспечения поперечной устойчивости лодки.
В крыле располагаются топливные баки. Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двигателей АЛ-7ПБ конструкции Архипа Михайловича Люлька тягой 7500 кг каждый, которые крепились к нижней части центроплана, а их воздухозаборники во избежание попадания в них воды защищались отражателями, расположенными на бортах лодки. Для исключения попадания газовых струй на корпус летающей лодки оси выхлопных труб отклонены в сторону от бортов.
Длина самолета 33,1 метра, высота 11,03 метра, размах крыла 22,3 метра. Максимальный взлетный вес гидросамолета составляет 48,5 тонн. При этом максимальная скорость составляет 912 км/час, практический потолок 12500 метров, дальность полета 2950 км. Вооружение самолета состоит из двух авиационных пушек калибра 23 мм вперед и двухпушечной кормовой установки для защиты задней полусферы. Летающая лодка может нести авиационные бомбы, морские мины и авиационные торпеды общим весом до 3300 кг.
Кабина летчика с приборами и органами управления летающей лодкой находится сверху и имеет катапультируемое кресло, при этом фонарь кабины сбрасывается. Кабина штурмана с навигационными приборами находится в остекленном носу летающей лодки. Кресло также катапультируемое. Кабина стрелка — радиста находится за килем корпуса лодки, имеет блистер для наблюдения, кресло катапультируемое вниз. Все три кабины герметичные.
Испытания летающей лодки вначале проводились на воде в районе Геленджика, а 20 июня 1956 года экипаж впервые поднял гидросамолет в воздух с поверхности моря.
Для взлета с поверхности воды предельной являлась скорость ветра более 12 метров в секунду, что примерно соответствует высоте волны около 0,8 метра. При более сильном ветре и волнении моря было возможно попадание воды в воздухозаборники двигателей. Взлет с поверхности земли не имел ограничений.
Серийное производство гидросамолета — летающей лодки Бе-10 было развернуто на авиационном заводе в Таганроге. Всего в период до 1960 года было построено около 60 машин.
Оборудование Бе-10
- Высотное оборудование обеспечивало нормальную жизнедеятельность членов экипажа, поддерживало нужный микроклимат в кабинах экипажа. Воздух для кондиционирования отбирался от компрессора двигателя. Рабочие места были оборудованы кислородной системой.
- Противообледенительная система защищала от обледенения передние кромки крыла и хвостового оперения, передние кромки воздухозаборников двигателей и остекление кабин экипажей.
- Электросистема: источники электроэнергии — два генератора постоянного тока. Аварийная система питалась от аккумуляторной батареи. Для питания отдельных систем самолета имелись системы однофазного и трехфазного переменного тока. Напряжение постоянного тока на борту — 27 В.
- Аварийно-спасательное оборудование — катапультные кресла, спасательные жилеты, парашюты с индивидуальными спасательными лодками и пятиместная надувная лодка.
- Гидравлическая система состоит из двух независимых гидросистем: основная с насосами на двигателях и запасная с электроприводным насосом. Давление в гидросистеме — 150 атм.
- Пневмосистема: источник сжатого воздуха — два компрессора, установленные на двигателях и пневматические баллоны. Давление в пневмосистеме — 150 атм.
- Радиоэлектронное оборудование — радиоэлектронная станция поиска надводных целей, радиовысотомеры больших и малых высот, радиоаппаратура слепой посадки, радиокомпас, радиостанция дальней связи и аварийная радиостанция, самолетное переговорное устройство, аппаратура опознавания, радиоэлектронная аппаратура защиты, система выброса дипольных отражателей, аппаратура предупреждения об облучении и др.
- Пилотажно-навигационное оборудование — полный комплект современного для того времени оборудования, включая автопилот.
- Фотооборудование — аэрофотоаппараты для плановой, перспективной и ночной фотосъемок. Управление фотоаппаратами — дистанционное из кабины штурмана.
- Морское оборудование — донный якорь с бортовой лебедкой и запасным тросом, два плавучих якоря, водооткачивающие насосы и др.
Технические характеристики Бе-10
Модификация | Бе-10 |
Размах крыла, м | 22.3 |
Длина самолета, м | 33.1 |
Высота самолета, м | 11.03 |
Площадь крыла,м2 | 111.8 |
Угол стреловидности крыла, град | 35 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 24100 |
нормальная взлетная | 45000 |
максимальная взлетная | 48500 |
Тип двигателя | 2 ТРД Люльки АЛ-7ПБ |
Тяга, кгс. | 2 х 7500 |
Максимальная скорость, км/ч | 880 |
Крейсерская скорость, км/ч | 800 |
Перегоночная дальность, км | 4810 |
Практическая дальность, км | 2960 |
Практический потолок, м | 12500 |
Экипаж, чел | 3 |
Вооружение: | четыре 23-мм пушки НС-23 Боевая нагрузка — до 3300 кг в отсеке боевой нагрузки: Торпеды, бомбы |
Интересные факты
- Уже после того, как последние Бе-10 списали, в 1965 году в СССР была выпущена почтовая марка с Бе-10 в аэрофлотовской ливрее, которую самолет в ходе эксплуатации никогда не носил. Это до сих пор служит поводом появления версий о существовании гражданского варианта летающей лодки, которого в реальности не было.
- В 1990 году в Анапе был установлен памятник авиаконструктору А.С. Корытину, на стеле которого расположена модель Бе-10.