Советский гидросамолет Бе-10, подробный обзор

Гидросамолет Бе-10

Бе-10 представляет собой летающую лодку или советский реактивный гидросамолет. Аппарат был разработан в конструкторском бюро Бериева, получил название Mallow — «Просвирник» по кодификации НАТО. Это единственная в мире летающая лодка с турбореактивными двигателями, выпускавшаяся серийно.

Главное назначение самолета заключалось в разведке в открытом море, высотном торпедометании и бомбометании по вражеским кораблям. К дополнительным задачам относилось:

  • постановка минных заграждений;
  • бомбометание с горизонтального полета по военным базам и береговым сооружениям.

Любая из боевых задач должна была выполняться в любое время дня и ночи в сложных метеоусловиях в открытом море.

История создания

С началом эры реактивной авиации встал вопрос о создании отечественной боевой реактивной летающей лодки. В 1947 году ОКБ Г. М. Бериева приступило к разработке реактивного гидросамолета — морского разведчика Р-1. Р-1 после длительных доработок стал успешно летать только к 1953 году, но к этому времени самолет успел технически устареть и запускать его серийно не имело смысла.

8 октября 1953 года вышло постановление Совмина о разработке реактивной летающей лодки Бе-10.

Заданием предусматривалось, что самолет должен иметь максимальную скорость 950-1000 км/ч, дальность полета 3000 км, потолок 14000-15000 м, взлетать и садиться на водную поверхность при высоте волны до 1,5 м, при скорости ветра до 20 м/с. На государственные испытания самолет необходимо было предъявить к ноябрю 1955 г. Второй экземпляр самолета предписывалось изготовить в варианте амфибии.

Советский гидросамолет Бе-10

К июлю 1954 года проектирование самолета было закончено и макет планера был передан на статические испытания. Строительство первого летного экземпляра самолета проходила на Таганрогском авиационном заводе им. Димитрова. Опытный экземпляр Бе-10 (изделие М) был построен в октябре 1955 года. В декабре 1955 года гидросамолет, в специальном плавучем доке, отбуксировали в бухту г. Геленджик, где была возможность проводить испытания круглый год. В воздух первый опытный Бе-10 поднялся 20 июня 1956 года. Полет длился 20 минут и прошел нормально.

При проектировании Бе-10 большое внимание уделили технологичности конструкции. Были внедрены новые технологические процессы: химическое фрезерование, ультразвуковая пайка, гибка трубопроводов с гидронаполнением, изготовление обшивки методом обтяжки с растяжением и др. Для обеспечения водонепроницаемости лодки, впервые, сборка велась с применением герметика. Началось внедрение крупногабаритных элементов , что позволило снизить вес самолета.

По результатам государственных испытаний гидросамолет Бе-10 рекомендовался к принятию на вооружение авиации ВМФ. Онако отмечалось, что самолет не в полной мере соответствует требованиям заказчика. В ходе испытаний были выявлены несколько проблем в конструкции и в условиях технического обслуживания самолета. Со временем морская авиация фактически прекратила эксплуатацию Бе-10, и самолеты простаивали на берегу.

Несмотря на непродолжительную эксплуатацию гидросамолет Бе-10 занимает важное место в истории авиации. Он стал первой серийной летающей лодкой с турбореактивными двигателями.

Особенности конструкции Бе-10

Конструкция гидросамолета цельнометаллическая из алюминиевых сплавов. Для обеспечения непотопляемости корпус летающей разделен на отсеки водонепроницаемыми перегородками.

В передней части корпуса размещены кабины летчика и штурмана, в задней части корпуса размещена кабина стрелка — радиста. В корпусе размещены бомбовый отсек, радиоэлектронное и фотооборудование, а также морское и аварийно — спасательное снаряжение и часть топливных баков.

В состав бортового радиоэлектронного оборудования входил прицельно — навигационный комплекс, радиолокационная станция а также прицелы для бомбометания и сброса торпед. В хвосте установлен руль для маневрирования на воде.

Особенности конструкции

Гидросамолет Бе-10 представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом. Угол стреловидности крыла 35 градусов. Крыло имеет два аэродинамических гребня и поплавки на концах консолей для обеспечения поперечной устойчивости лодки.

В крыле располагаются топливные баки. Силовая установка самолета состоит из двух турбореактивных двигателей АЛ-7ПБ конструкции Архипа Михайловича Люлька тягой 7500 кг каждый, которые крепились к нижней части центроплана, а их воздухозаборники во избежание попадания в них воды защищались отражателями, расположенными на бортах лодки. Для исключения попадания газовых струй на корпус летающей лодки оси выхлопных труб отклонены в сторону от бортов.

Длина самолета 33,1 метра, высота 11,03 метра, размах крыла 22,3 метра. Максимальный взлетный вес гидросамолета составляет 48,5 тонн. При этом максимальная скорость составляет 912 км/час, практический потолок 12500 метров, дальность полета 2950 км. Вооружение самолета состоит из двух авиационных пушек калибра 23 мм вперед и двухпушечной кормовой установки для защиты задней полусферы. Летающая лодка может нести авиационные бомбы, морские мины и авиационные торпеды общим весом до 3300 кг.

Кабина летчика с приборами и органами управления летающей лодкой находится сверху и имеет катапультируемое кресло, при этом фонарь кабины сбрасывается. Кабина штурмана с навигационными приборами находится в остекленном носу летающей лодки. Кресло также катапультируемое. Кабина стрелка — радиста находится за килем корпуса лодки, имеет блистер для наблюдения, кресло катапультируемое вниз. Все три кабины герметичные.

Испытания летающей лодки вначале проводились на воде в районе Геленджика, а 20 июня 1956 года экипаж впервые поднял гидросамолет в воздух с поверхности моря.

На аэродроме

Для взлета с поверхности воды предельной являлась скорость ветра более 12 метров в секунду, что примерно соответствует высоте волны около 0,8 метра. При более сильном ветре и волнении моря было возможно попадание воды в воздухозаборники двигателей. Взлет с поверхности земли не имел ограничений.

Серийное производство гидросамолета — летающей лодки Бе-10 было развернуто на авиационном заводе в Таганроге. Всего в период до 1960 года было построено около 60 машин.

Оборудование Бе-10

  • Высотное оборудование обеспечивало нормальную жизнедеятельность членов экипажа, поддерживало нужный микроклимат в кабинах экипажа. Воздух для кондиционирования отбирался от компрессора двигателя. Рабочие места были оборудованы кислородной системой.
  • Противообледенительная система защищала от обледенения передние кромки крыла и хвостового оперения, передние кромки воздухозаборников двигателей и остекление кабин экипажей.
  • Электросистема: источники электроэнергии — два генератора постоянного тока. Аварийная система питалась от аккумуляторной батареи. Для питания отдельных систем самолета имелись системы однофазного и трехфазного переменного тока. Напряжение постоянного тока на борту — 27 В.
  • Аварийно-спасательное оборудование — катапультные кресла, спасательные жилеты, парашюты с индивидуальными спасательными лодками и пятиместная надувная лодка.
  • Гидравлическая система состоит из двух независимых гидросистем: основная с насосами на двигателях и запасная с электроприводным насосом. Давление в гидросистеме — 150 атм.
  • Пневмосистема: источник сжатого воздуха — два компрессора, установленные на двигателях и пневматические баллоны. Давление в пневмосистеме — 150 атм.
  • Радиоэлектронное оборудование — радиоэлектронная станция поиска надводных целей, радиовысотомеры больших и малых высот, радиоаппаратура слепой посадки, радиокомпас, радиостанция дальней связи и аварийная радиостанция, самолетное переговорное устройство, аппаратура опознавания, радиоэлектронная аппаратура защиты, система выброса дипольных отражателей, аппаратура предупреждения об облучении и др.
  • Пилотажно-навигационное оборудование — полный комплект современного для того времени оборудования, включая автопилот.
  • Фотооборудование — аэрофотоаппараты для плановой, перспективной и ночной фотосъемок. Управление фотоаппаратами — дистанционное из кабины штурмана.
  • Морское оборудование — донный якорь с бортовой лебедкой и запасным тросом, два плавучих якоря, водооткачивающие насосы и др.

На воде

Технические характеристики Бе-10

Модификация   Бе-10
Размах крыла, м   22.3
Длина самолета, м   33.1
Высота самолета, м   11.03
Площадь крыла,м2   111.8
Угол стреловидности крыла, град   35
Масса, кг
  пустого самолета   24100
  нормальная взлетная   45000
  максимальная взлетная   48500
Тип двигателя   2 ТРД Люльки АЛ-7ПБ
Тяга, кгс.   2 х 7500
Максимальная скорость, км/ч   880
Крейсерская скорость, км/ч   800
Перегоночная дальность, км   4810
Практическая дальность, км   2960
Практический потолок, м   12500
Экипаж, чел   3
Вооружение:   четыре 23-мм пушки НС-23
Боевая нагрузка — до 3300 кг в отсеке боевой нагрузки:
Торпеды, бомбы

Интересные факты

  • Уже после того, как последние Бе-10 списали, в 1965 году в СССР была выпущена почтовая марка с Бе-10 в аэрофлотовской ливрее, которую самолет в ходе эксплуатации никогда не носил. Это до сих пор служит поводом появления версий о существовании гражданского варианта летающей лодки, которого в реальности не было.
  • В 1990 году в Анапе был установлен памятник авиаконструктору А.С. Корытину, на стеле которого расположена модель Бе-10.
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: