Турецкий БПЛА Bayraktar TB2, описание и характеристика

БПЛА «Байрактар»

В самом начале карьеры беспилотных летательных аппаратов их возможности оставались ограниченными. Но позже ситуация изменилась, так как появились новые и более усовершенствованные дроны. Их активное использование быстро сделало прежнюю тактику боевых действий сухопутных войск устаревшей.

Одним из самых популярных дронов по сей день остается БПЛА, созданный в Турции – Bayraktar TB2. Он участвовал в целом ряде конфликтов, так смертоносный аппарат стал самой настоящей звездой Интернета и телевидения.

История создания

Разработкой беспилотных летательных аппаратов турецкая компания Baykar Makina занялась в 2000 году. Парадоксально, до данный производитель с 1984 года занимался исключительно производством автомобильного оборудования и компонентов.

Но в 2000 году сменил профиль своей занятости и достиг солидных результатов в авиастроении. Так в 2004 году компания Baykar Makina провела первые летные испытания автономных летательных аппаратов, а в 2005 году презентовала первые турецкие беспилотники Bayraktar Mini.

Турецкий БПЛА Bayraktar TB2

Однако, на достигнутом турецкие конструкторы не остановились, и уже в 2014 году первые летные испытания прошли БПЛА Байрактар ТБ2, которые поступили на вооружение турецкой армии и вызвали особый интерес у Катара, Азербайджана и Украины.

Конструкция БПЛА «Байрактар»

БПЛА самолетного типа, интегральный двухбалочный низкоплан. Корпус БПЛА выполнен из композитных материалов и оснащен системой автоматического взлета и посадки. При необходимости аппарат может действовать в полуавтономном режиме полета, без управления с земли. Хвост в виде перевернутого V служит одновременно рулем направления и высоты.

БПЛА оснащен канадским двигателем внутреннего сгорания Rotax 912 с винтом толкающего типа мощностью 100 л. с. В октябре 2020 года, в связи с использованием БПЛА азербайджанской армией против армянских сил в Нагорном Карабахе во время Второй карабахской войны, поставки двигателей канадской компанией Bombardier Recreational Products в Турцию были временно приостановлены. Прорабатывается возможность производства двигателей для БПЛА «Байрактар ТВ2» на украинских предприятиях, которые уже выпускают двигатели для более крупного ударного высотного БПЛА «Байрактар Акынжи».

Стандартная полезная нагрузка БПЛА включает в себя:

  • модульные электронно-оптическую и инфракрасную камеры,
  • лазерный дальномер и лазерный целеуказатель для управляемых боеприпасов либо многофункциональный АФАР радар.
  • на аппарат также может устанавливаться модуль РЭБ для нейтрализации старых систем ПВО.

Bayraktar TB2

БПЛА имеет защиту от средств РЭБ противника, автономную систему навигации, не зависящую от GPS, и низкую ЭПР. Благодаря высококачественной оптико-электронной системе (используется канадская станция воздушной разведки CMX-15D Wescam) дроны Bayraktar могут поражать цели с высоты 7 км, находясь за пределами досягаемости многих устаревших или низковысотных ЗРК.

В связи с запретом Канады на поставки в Турцию оптико-электронных модулей CMX-15 D «Wescam», с ноября 2021 года Bayraktar TB2 будут оснащаться оптико-электронными системами «Aselsan CATS» турецкого производства.

Кабина управления поднимает гидравликой поворотную направленную антенну на высоту 12 метров, и защищена от оружия массового поражения по стандартам НАТО. В кабине три рабочих места.

Бортовое оборудование и вооружение БПЛА Bayraktar TB2

Под крылом дрона находятся четыре точки подвески. Их можно использовать для размещения различных видов оружия:

  1. Rocketsan MAM-L. Корректируемая планирующая бомба. Вес – 21,5 кг. Боевая часть может быть противотанковой, термобарической и противопехотной. Диаметр бомбы – 160 мм, длина – 1 м.
  2. Rocketsan MAM-С. Корректируемая планирующая бомба. Вес – 7 кг (по другим данным, 6,5 кг). Выпускается в противопехотном и «многоцелевом» вариантах. Диаметр бомбы – 70 мм, длина – 0,9 м.
  3. UMTAS. Управляемая противотанковая ракета. Дальность полета – до 8 км. Вес – 37,5 кг при диаметре в 160 мм. Боевая часть – тандемная.

Корректируемые бомбы оснащены двумя системами наведения на цель. Одна из них – по лазерному лучу, вторая – инерциальная. Круговое вероятное отклонение: три метра. Противотанковые ракеты тоже могут управляться лазерным лучом, однако, основной режим – инфракрасное самонаведение в режиме «выстрелил и забыл». Кроме того, допускается внесение коррекции после запуска.

В полете

Бортовое оборудование беспилотника включает в себя электрооптические и инфракрасные камеры, а также лазерный дальномер и целеуказатель. Кроме того, дрон оборудован компьютерами, обеспечивающими взлет, посадку и руление в автоматическом режиме, без вмешательства оператора. При полете на разведку дрон может оснащаться дополнительными средствами видеофиксации.

Система управления

Наземный «экипаж» турецкого ударного дрона состоит из трех человек: командир, пилот и оператор оружия. При выполнении боевого задания они находятся на станции управления, которая перевозится в фургоне, установленном на шасси тяжелого грузовика. Оборудование снабжается автономным источником питания.

Одна наземная станция может одновременно управлять полетами трех дронов. В комплект оборудования, кроме того, входят:

  1. Установка для заправки баков БПЛА. Резервный запас горючего – до 800 литров.
  2. Зарядное устройство для бортовых аккумуляторов дрона.
  3. Система видеоархивирования. Предназначена для записи и последующего хранения «репортажей» во время полетов.

Вид спереди

Программное обеспечение, получая информацию от БПЛА, постоянно определяет его точные координаты и рассчитывает наиболее оптимальные варианты маршрутов дрона в ходе выполнения задания.

Тактико-технические характеристики Bayraktar TB2

Длина дрона 6,5 м
Высота 2,2 м
Размах крыла 12 м
Предельная продолжительность полета 27 часов
Запас топлива в баках 300 литров
Взлетный вес 650 кг (максимальный)
Грузоподъемность 150 кг
Практический потолок 8 200 метров
Максимальная скорость 220 км/ч
Крейсерская скорость 130 км/ч

Длительность полета дана в расчете на максимальную боевую нагрузку из четырех противотанковых ракет. Связь с БПЛА обеспечивается на дальности прямой видимости. «Эксплуатационный» потолок несколько меньше практического: 5 500 метров.

Недостатки БПЛА Bayraktar TB2

У Bayraktar TB2 есть два принципиальных недостатка — ограниченная прямой радиосвязью небольшая дальность действия (до 150 км) и необходимость прямой подсветки цели. Чтобы точно поразить цель, ударный беспилотник должен подсветить ее лазерным целеуказателем, который не может светить дальше 3,5 км по наклонной. Значит сам он должен находиться на высоте 2,5 км максимум и доступен для поражения почти всеми системами ПВО, от ракетных до пушечных. Для сравнения, дальность поражения целей самоходной ЗРПК «Панцирь-С1» ракетами до 30 км, а пушками — до 4 км. Как выход — для подсветки использовать разведывательный беспилотник с лазерным целеуказателем.

На взлете

Еще одна проблема — невысокий рабочий потолок, около 5,5 километров.

В Карабахе «Байрактары» работали связками, а над ними на большой высоте летал тяжелый беспилотный ретранслятор-разведчик, который передавал данные в центр управления через спутник. Он более неуязвим для средств ПВО и позволял увеличить дальность боевого применения Bayraktar TB2.

Боевое применение «Байрактаров»

Первыми «мишенями» для турецкого ударного дрона стали курдские боевики, действовавшие в северо-западной части Сирии. В частности, 15 августа 2018 года Bayraktar TB2 точным ударом поразил джип, в котором ехал один из руководителей РПК, Исмаил Озден. Машина перевернулась, после чего боевики вытащили из нее своего раненого лидера и перенесли в другой автомобиль, который вскоре был уничтожен второй корректируемой бомбой. В результате погиб не только Озден, но и десять его товарищей по оружию.

В течение трех месяцев 2018 года «Байрактары» уничтожили не менее 449 курдских боевиков, что составило около 20% общих потерь РПК. В результате Турции удалось одержать крупную победу в провинции Африн.

К сожалению, избежать потерь среди мирных жителей во время ударов с БПЛА по курдам не удалось. Из-за этого в самой Турции возникло движение, призывающее к запрету на использование дронов, но эти протесты ни к чему не привели.

Наиболее удачным для «Байрактаров» стал 2020 год. Еще в феврале турецкая армия начала операцию в сирийской провинции Идлиб, пытаясь остановить успешное продвижение войск Башара Асада. При этом самым активным образом использовались беспилотники, однако, информация о результатах их применения противоречива. Например, сообщалось, что всего за три дня турецкая армия потеряла не менее десяти «Байрактаров», против которых использовались, в частности, ЗРК «Бук». В то же время турецкие СМИ активно публиковали статьи о небывалых успехах дронов и чудовищных потерях армии Асада. Надо отметить, что перевес в информационной войне оказался скорее на стороне Турции.

«Байрактары» на стоянке

То же самое вскоре произошло и в Ливии, причем в этом случае говорилось, что дроны безжалостно истребили множество зенитно-ракетных комплексов «Панцирь-С» российского производства. По турецким данным, было уничтожено не менее 23 таких ЗРК без потерь со стороны «Байрактаров». Версии о том, почему произошел такой разгром, различны. Скорее всего, речь идет не о «поединках», а об охоте на «Панцири», которые не были даже приведены в боевую готовность. По крайней мере, такая картина наблюдается на большинстве опубликованных в интернете роликов.

Настоящего анализа эффективности «Байрактаров» пока никто еще не сделал, однако, турецкие СМИ поспешили объявить, что дронам удалось «бросить последнюю горсть земли» на условную могилу «Панциря». Поводом для этого стали итоги недавних боев в Нагорном Карабахе, когда БПЛА, используемые азербайджанской армией, безнаказанно истребляли армянскую боевую технику, в том числе и различные ЗРК.

Правда, никаких официальных подтверждений о том, что в этом конфликте вообще использовались «Байрактары», первоначально не было. По сути, об этом заявили только власти Армении после того, как два дрона все-таки были сбиты и найдены. Кроме того, в распоряжении армии Карабаха не имелось «Панцирей». Если же отвлечься от поспешно сделанных «рекламных» заявлений, можно обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Bayraktar TB2 не использует технологию «стелс» и не имеет на борту средств радиоэлектронной борьбы. Его отражающая поверхность довольно велика (сравнима, например, с самолетом Ан-2).
  2. Средняя высота полета, типичная для «Байрактара», вполне благоприятна для успешной радиолокации.
  3. Размеры БПЛА внушительны – такую цель нельзя назвать мелкой.

Таким образом, никаких предпосылок для того, чтобы считать турецкий беспилотник неуязвимым и недосягаемым для современных ЗРК, просто нет. Скорее всего, его успешная «охота» на «Панцири», «Осы» и «Стрелы» объясняется низкой квалификацией зенитчиков или даже их отсутствием. Тем не менее недооценивать эту угрозу нельзя, и российские военные специалисты должны сделать правильные выводы из опыта практического применения «Байрактаров».

В ангаре

После изучения обломков двух турецких дронов, сбитых над Карабахом, власти Армении заявили, что на борту беспилотников была установлена система Wescam CMX-15D канадского производства. В результате экспорт этого оборудования в Турцию был немедленно остановлен, что в дальнейшем может повлиять на перспективы производства «Байрактаров».

Ранее уже публиковалась информация о том, что при создании этих дронов использовались также британские технологии, полученные сомнительным способом. Тем не менее рассчитывать на то, что выпуск боевых БПЛА будет свернут из-за этих скандалов, не приходится.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: