Бронеавтомобиль БА-10, описание и характеристика

БА-10

БА-10 представляет собой шестиколесную броневую машину среднего класса, которая была разработана в 1938 году и сразу же принята на вооружение. БА-10 использовалась в каждом военном конфликте, который вел СССР в период с 1939 по 1945 год.

Отличительной особенностью было наличие танкового орудия, позволявшего противодействовать таким танкам противника, как Т-2 и Т-3.

Рассмотрим более подробно бронеавтомобиль БА-10, его историю создания, особенности конструкции и применение в бою.

История создания БА-10

Советский Союз в период индустриализации большое значение уделял восстановлению оборонной промышленности. Танкостроительная отрасль находилась в приоритете, однако темпы строительства танков и технические характеристики машин в недостаточной степени отвечали поставленным целям и задачам перед новым видом войск. Красная Армия в срочном порядке нуждалась в техническом оснащении новыми образцами колесно-гусеничной техники с пушечно-пулеметным вооружением.

Советское высшее военное руководство понимая, что быстро создать боеспособный танк собственными силами достаточно проблематично. Тяжелым бременем для молодой страны стали попытки организовать и наладить производство танков в достаточных количествах. К тому же выпуск танковой техники был связан с большими финансовыми затратами. Выходом из сложившейся ситуации стало решение строить колесные пушечные бронеавтомобили. Идея поставить на шасси автомобиля бронированный корпус, установить стрелковое вооружение не была новинкой. Подобная схема впервые появилась в годы Первой Мировой войны и показала на практике свою жизнеспособность. Первые броневики в массовом порядке стали поступать на вооружение французской и британской армии.

Бронеавтомобиль БА-10

В последствие – этот вид военной техники получил широкое распространение в мире, став грозной боевой единицей. Единственным существенным недостатком первых броневиков являлись слабые ходовые характеристики и недостаточно мощная колесная база. Советские конструкторы не стали копировать иностранные образцы, а решили пойти собственным путем, пытаясь создать свой колесный бронеавтомобиль. В 1927 году высшее руководство РККА получило для ознакомления проект бронеавтомобиля, разработанного на Московском заводе АМО. Итогом тщательного ознакомления с новой разработкой стала постройка бронеавтомобиля БА 27, принятого в 1928 году на вооружение Красной Армии. Машина имела трехколесную формулу, оснащалась модернизированной танковой башней от танка «Русский Рено» с 37-мм орудием.

Первый советский броневик указал на правильность выбранного пути, дав старт последующей работе в этом направлении. Следом за БА 27 на вооружении Красной Армии появились новые машины, большие и малые, с пулеметным и со смешанным вооружением. Такое оснащение значительно увеличило огневую мощь кавалерийских подразделений. Стрелковые части Красной Армии в виде броневиков получили мощное огневое средство усиления. Советские бронеавтомобили стали одним из самых многочисленных видов бронированной техники в Красной Армии и сумели на определенном этапе компенсировать нехватку гусеничных машин. К тому же технический прогресс не стоял на месте. Недостаточно сильное вооружение советские конструкторы решили усилить путем установки на бронированный корпус танковой башни от танка Т-26, оснащенной 45-мм пушкой.

Увеличить броневую защиту не представлялось возможным ввиду слабости автомобильного шасси. Только в 1934 году, когда на Горьковском автозаводе выпустили трехосный грузовик ГАЗ-ААА, у конструкторов бронеавтомобилей появились новые возможности. Уже на базе нового шасси советские конструкторы создали броневик БА 10, машину, которая вобрала в себя все самое лучшее от предыдущих моделей. Методом проб и ошибок, используя опыт в создании машин БА 3, БА 5 и БА 9 в СССР удалось создать вполне современный, мощный и хорошо защищенный бронеавтомобиль.

Конструкция БА-10

Бронеавтомобиль БА-10 выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя и задними ведущими мостами, усилие на мосты передается через карданный вал, расположенный под днищем БА.

Моторное отделение находится в передней части автомобиля, полностью закрыто броневой сталью, для охлаждения впереди имеются две подвижные броневые створки, которые могли быть закрыты изнутри кабины БА во время боя.

На площади

Доступ для обслуживания осуществлялся через съемные боковые панели. Двигатель 4-х цилиндровый, карбюраторный, мощность 50 л.с. Коробка передач механическая, пятиступенчатая.

Ходовая часть заимствована от бронеавтомобиля БА-6 с внесением технологических и прочностных изменений. Фактически это укороченная рама автомобиля ГАЗ ААА, с усиленными мостами и подкрепленными передними балками.

Для улучшения проходимости на задние колеса автомобиля могли навешиваться цепные гусеницы, состоявшие из замкнутых цепей в два ряда и расположенных между ними редких грунтозацепов, они известны как тип «оверолл».

Стоит отметить интересное решение инженеров, на бронекузове автомобиля, перед отделением управления установлено два свободно вращающихся запасных колеса. Они могли помочь перебраться БА-10 через гряду или помочь выбраться из канавы. Сегодня это решение, пусть и эволюционировавшее в техническом плане, применяется на БРДМ-2.

Экипаж БА-10 состоял из 4-х человек: механика, стрелка-радиста, командира и наводчика.

В отсеке управления предусмотрены посадочные места для водителя и стрелка-радиста. Место стрелка радиста оборудовано шаровой установкой пулемета ДТ. Для посадки и обзора при движении в бортах кабины расположены двери, с бронешторками и смотровыми щелями.

За отделением управления располагается боевое(БО).

Эксплуатация БА-10

В нем оборудованы стеллажи и ящики для снарядов 45 мм пушки и укладки для дисков пулеметов ДТ. Сверху БО установлена башня округлой формы, в которой установлена 45 мм пушка 20К и спаренный 7,62 мм пулемет ДТ.

Прицеливание происходило при помощи телескопического и перископического прицела.

В башне находились места командира (он же заряжающий орудие), и наводчика. Ближе к днищу машины оборудованы протектированные топливные баки по 50 литров каждый.

Связь между членами экипажа осуществлялась через танковое переговорное устройство. На части машин устанавливали радиостанции, антенна только штыревого типа.

Технические характеристики БА-10

Основные характеристики:

Характеристики БА-10 БА-10М
Длина, мм 4450 4450
Ширина, мм 2100 2100
Высота, мм 2470 2510
Клиренс, мм 230 240
экипаж 4 4
вооружение 1х45 мм 20К, 2х7,62 мм ДТ 1х45 мм 20К, 2х7,62 мм ДТ
Скорость, км/ч 52/20 по бездорожью 52/20
Дальность, км 200 280
Бронирование корпуса, мм 10/10/8 10/10/10

Модификации

Существовало две массовые модификации:

  • БА-10А — базовая модификация. Серийное производство велось с января 1938 до декабря 1939 года. Выпущено около 1350 машин.
  • БА-10М — бензобаки перенесены из боевого отделения на надколесные полки, на корме расположена специальная полка для гусениц. С декабря 1939 по сентябрь 1941 года выпущено около 1950 штук. Кроме того, весной 1940 года, после завершения модернизации БАИ и БА-3, было решено начать производство «100 комплектов запчастей для перестановки бензобаков БА-10 по типу БА-10М». Но поскольку Ижорский завод был перегружен другими заказами, то выполнение этой программы началось только в 1941 году. Сколько БА-10А прошло модернизацию — не известно, но с уверенностью можно сказать, что их было совсем немного.
  • В сентябре — ноябре 1941 на заводе № 189 в Ленинграде из имеющегося задела собрали 81 машину, из них 6 получили двухосное шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5.

Также на базе бронеавтомобиля создавались разведывательные бронедрезины БА-10 ж-д; выпущено 37 машин, из них 7 получил НКВД и 30 — РККА.

Боевое применение БА-10

Первое практическое применение пришлось на 1939 году в сражении у реки Халкин-Гол. В последующие годы технику использовали для освобождения Польши и на войне с Финляндией. Основная часть экземпляров использовалась до 1944 года. В некоторых отрядах броневики среднего класса применяли до окончания ВОВ. В некоторых случаях бронеавтомобиль БА-10 использовали не только для разведки и охраны, но и для борьбы с вражескими танковыми отрядами.

Боевое применение

В 1940 году финны захватили несколько экземпляров, которые впоследствии использовали для решения собственных боевых задач. Финские инженеры заменили советские силовые установки восьмицилиндровыми двигателями «Форд». Они развивали до 85 лошадиных сил. Три автомобиля продали шведской армии. Немецкие солдаты также захватили несколько моделей, которые в будущем использовались некоторыми пехотными отрядами, военной полицией и образовательными учреждениями.

Бронемашина БА-10 оказалось полезной для советской армии во время Великой отечественной войны. Транспорт послужил основой для разработки будущих поколений бронированных авто среднего и легкого классов.

Из 3,5 тысяч собранных машин, по официальным данным, уцелело четыре. Их можно найти в танковом музее в Финляндии, на Украине в Полтавской области на месте гибели М. П. Кирпоноса, в частной коллекции в Московской области и в музее «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1311
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: