Советская гаубица Б-4, особенности и характеристика

Гаубица Б-4

Советское государство получило от царской армии по наследству устаревшее вооружение во всех смыслах. Поэтому в конце осени 1920 года было создано новое конструкторское бюро, которое возглавил Ф.Ф. Лендер. Организационно бюро входило в состав Артиллерийского комитета, поэтому получило короткое обозначение КБ Арткома.

Разработкой тяжелой гаубицы Б-4 стало заниматься данное бюро. Данное орудие использовалось во времена Зимней войны и Великой Отечественной.

Надежность и прочность конструкции позволили сохранить орудие в штатном расписании Советской Армии вплоть до 80-х годов, а затем передать материальную часть на базы долговременного хранения.

История создания

В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете (Арткоме), который возглавлял Р. А. Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Ф. Ф. Лендера. Ему-то в январе 1926 года и поручили разработку проекта «203-мм гаубицы большой досягаемости». После смерти Ф. Ф. Лендера проект передали на завод «Большевик».

11 декабря 1926 года на заседании Арткома вынесено решение: «Поручить КБ Арткома в 46 месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости…» Письмом № 51225/12Я5 от 22 марта 1927 г. АК предписал КБ «Арткома» составить общие проекты 122-мм корпусной пушки, 203-мм гаубицы АРГК и 152-мм пушки АРГК. Проект гаубицы был закончен 16 января 1928 г. в двух вариантах: с дульным тормозом и без него. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Предпочтение было отдано стволу без дульного тормоза.

Советская гаубица Б-4

Рабочие чертежи качающейся части гаубицы были разработаны КБ «Арткома», а рабочие чертежи станка лафета на гусеничном ходу КБ завода «Большевик». Первый опытный образец 203-мм гаубицы Б-4 был изготовлен на заводе «Большевик» в начале 1931 г. В июле — августе 1931 г. на НИАПе проведены стрельбы с целью подбора зарядов к Б-4. После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 г. гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением 203-мм гаубица обр. 1931 г.

Производство

Производство было организовано одновременно на двух заводах («Большевик» и «Баррикады»). Если первый, начав выпуск гаубиц в 1932 году (к 6 марта 1933 года в войска было передано 7 орудий), то наибольшие сложности возникли на заводе «Баррикады». В 1933 году этот завод предъявил к сдаче лишь одну гаубицу, но и ее не смогли сдать до конца года. Первые две гаубицы Б-4 завод «Баррикады» сдал в 1-м полугодии 1934 года. В 1940 году к производству был привлечен Новокраматорский завод, которому установили годовой план в 25 гаубиц, в то время как для завода в Сталинграде он был в 10 раз большим.

Рабочие чертежи гаубицы изменяли на каждом заводе, приспосабливаясь к технологическим возможностям. В результате на вооружение стали поступать практически две различные гаубицы. В 1937 году отработали единые чертежи не изменением конструкции, а компоновкой отдельных деталей и узлов, уже проверенных в производстве и эксплуатации. Единственное новшество состояло в постановке на гусеничный ход, допускавший стрельбу непосредственно с грунта без специальных платформ. Но полной унификации гаубиц производства заводов «Большевик» и «Баррикады» добиться не удалось.

Серийное производство гаубиц Б-4
Производитель 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 Всего
Большевик/№ 232 (Ленинград) 7 20 50* 12 15 42 49 48 243
Баррикады/№ 221 (Сталинград) 15 75 181 165 300 3 739
НКЗ (Краматорск) 3 26 29
Всего 7 20 65 12 15 42 124 229 168 326 3 1011

*Кроме того была изготовлена одна качающаяся часть орудия для установки в СУ-14.

Производство гаубиц Б-4 в 1941 году
Производитель 1-е полугодие июль август сентябрь октябрь Всего
Баррикады/№ 221 (Сталинград) 210 30 30 21 9 300
НКЗ (Краматорск) 11 5 5 5 26
Всего 221 35 35 26 9 326

Всего с 1933 по 1942 выпустили 1011 гаубиц Б-4, из них 31 — малой мощности.

Особенности конструкции гаубицы Б-4

Для комплектации гаубиц Б-4 использовались стволы нескольких типов. Применялись конструкции, составленные из нескольких частей и монолитные. При этом скрепленные стволы первых выпусков не оснащались лейнером. Устройство, разработанное заводом «Большевик», появилось только в 1934 году на стволах гаубиц малой мощности.

В конструкцию ствола входит отдельная труба, в которой выполнена нарезная часть и имеется камора. Нарезы (64 шт.), имеющие постоянную крутизну и длину хода 20 калибров.

Памятник гаубице

Ширина и глубина нарезки на стволах, выпущенных до 1936 года, отличается от более поздних образцов. Причиной модернизации стали случаи среза нарезки в момент прохождения снаряда. После доработки появилась новая проблема – омеднение канала ствола, но Артиллерийское управление РККА признало дефект допустимым и не влияющим на характеристики гаубицы Б-4.

Существовал опытный образец ствола Б-4, оснащенный 48 нарезами, которые имели постоянную крутизну и длину хода 12 калибров. Подобное орудие было изготовлено в конце 1936 года и предназначалось для опытных стрельб снарядами весом около 175 кг. Полученные результаты не устроили Артиллерийское управление, прототип гаубицы был возвращен на завод «Большевик» для устранения дефектов и доработки. На повторные испытания образец не предъявлялся.

Камора Б-4 построена из нескольких чередующихся поверхностей с конической и цилиндрической конфигурацией. Сверху труба закрыта кожухом, который имеет посадку с натягом. Для соединения ствола с противооткатными приспособлениями и установки элементов затвора используется казенник, который накручен на корпус кожуха и зафиксирован 2 штифтами.

Применение быстросменного лейнера позволило обеспечить ускоренную замену изношенной рабочей части.Лейнер крепится при помощи гаек, замена осуществляется при помощи домкратов. Моноблочные стволы гаубицы Б-4 изготовлялись только с лейнером. Также отличаются и затворы, которые могут быть 2-х или 3-х тактными. В зависимости от конструкции затворов различаются и лейнеры.

Поршневой затвор схемы Шнейдера 2-тактного типа отпирается двумя отдельными движениями рукоятки, в 3-тактном добавлен еще одна манипуляция рукояткой. Заряд расположен в отдельном картузе, в котором размещается ударная трубка.

Разрушение воспламенителя производится бойком, который получает импульс при ударе молотком, связанным со спусковым шнуром.

Корпус трубки выбрасывается после выстрела из каморы. В конструкции затвора используется предохранитель, не позволяющий открыть узел при затяжном выстреле. Дополнительный элемент не позволяет произвести выстрел из гаубицы Б-4 при неплотно закрытом затворе.

В гаубице Б-4 использован гидравлический замедлитель отката, обеспечивающий плавный возврат ствола в исходное положение. Внутри устройств имеются регулируемые каналы, которые обеспечивают переменную длину отката, зависящую от угла возвышения. В качестве рабочей жидкости используется веретенное масло, объем заправки составляет 41 л. Накатник оборудован воздушно-гидравлическими рабочими элементами. В полости закачивается сжатый воздух (или азот), рабочее давление составляет 38-42 атм. Также имеются полости, заполненные веретенным маслом, объем 63 л.

Ствольная часть гаубицы Б-4 размещается на верхней секции станка, изготовленной из отдельных элементов, соединенных заклепками. На нижней части станка установлен боевой стержень, который обеспечивает подвижное соединение частей. Поворот и фиксация при помощи механического привода. Для ускоренного приведения ствола Б-4 в требуемое положение имеется отдельный механизм. Нижняя часть станка оснащена специальными башмаками, к которым крепится ходовая часть.

Вид сбоку

Гусеничная ходовая часть построена на основе клепаной балки, которая используется для натяжения ленты. Балка позволяет передавать часть энергии отката через опорные катки на грунт. На каждой стороне ходовой части гаубицы Б-4 установлено по 2 каретки, на каждой из которых по балансирной тележке со сдвоенными опорными цельнометаллическими катками.

Заднее колесо, оснащенное зубчатым венцом, обеспечивает замедление гаубицы при движении.

Управление тормозами осуществляют 2 человека, которые находятся на специальных площадках. Для снижения прогиба верхней ветви гусеницы используются 2 дополнительных сдвоенных ролика.

Корректировка натяжения гусеницы производится ленивцем фронтального расположения. Ось колеса расположена на подвижной опоре, которая перемещается по направляющим пазам. Гусеница гаубицы Б-4 состоит из 39 траков, которые имеют сворную конструкцию. Для снижения веса внутренняя часть трака выполнена пустотелой. На внешней части звеньев приварены шпоры. Подвеска обеспечивает мягкость хода, отключается во время ведения огня. Разворот гаубицы на большие углы производится с помощью отдельной лебедки, установленной на балке гусеницы.

Характеристики и свойства боеприпасов

  • Заряжание: раздельное картузное, предусматривалось использовать полный и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0—15,5 кг пороха, а одного переменного — 3,24 кг.
  • Номенклатура боеприпасов:
    • Фугасный снаряд Ф-625Д
    • Фугасный снаряд Ф-625 (с привинтной головкой)
    • Бетонобойный снаряд Г-620
    • Бетонобойный снаряд Г-620Т
    • Снаряд с ядерным зарядом. Вес 150 кг. Дальность стрельбы 18 км. До сих пор на вооружении.
  • Дульная скорость снаряда, м/с:
    • Фугасного Ф-625(Д): от 288 до 607
    • Бетонобойного: 607
  • Масса фугасного снаряда Ф-625(Т), кг: 100
  • Масса бетонобойного снаряда Г-625(Т), кг: 100—146

Технические характеристики гаубицы Б-4

Ближайшим аналогом является немецкая 210 мм мортира Mrs 18, оснащенная двойным тормозом отката. За счет этого устройства удалось обеспечить повышенную устойчивость при выстреле. Всего было выпущено 711 экземпляров, трофейные орудия использовались Красной Армией наравне с Б-4.

  Б-4 21 cm Mrs 18
Длина ствола, калибров 25 29
Масса в боевом положении, кг 17700 16700
Скорострельность, в/мин 0,5 0,5
Дальность стрельбы, м 17890 16700

Недостатком германского орудия стали большие габариты. Из-за этого требовалось разделение конструкции на составные элементы. Перед началом стрельбы требовалось отделение кормовой колесной тележки, что позволяло опустить станину на грунт. При этом конструкция орудия обеспечивала поворот конструкции на 360⁰ усилием всего 1 человека.

Гаубицы Б-4 стали одним из символов наступления Красной Армии, приняв участие во всех операциях, начиная с конца 1942 года. Несколько экземпляров орудия установлены на постаментах в Краснодаре, Санкт-Петербурге и Верхней Пышме. Причем в последнем сразу две гаубицы, собранные заводами «Баррикады» и «Большевик».

Гаубица на параде

Для любителей масштабных моделей выпускаются копии гаубицы Б-4, уменьшенные в 35 раз.

Первая модель производится на пресс-формах, созданных для российской фирмы «Алан». Более детальную копию выпускает китайская компания Trumpeter.

Боевое применение гаубицы Б-4

Гаубицы Б-4 принимали участие в Финской войне. На 1 марта 1940 года на финском фронте имелось 142 гаубицы Б-4. Потеряно или вышло из строя 4 гаубицы Б-4. Советские солдаты окрестили ее «карельским скульптором» (при стрельбе по финским ДОТам снаряды Б-4 превращали эти сооружения в причудливую мешанину кусков бетона и железной арматуры). А финские солдаты назвали ее «кувалда Сталина» за ее разрушительность.

К началу Великой Отечественной войны гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК.

Вечером 25 июня 1941 года 11-я танковая дивизия немецкой армии ворвалась в Дубно, где захватила 23 203-мм гаубицы Б-4 формирующегося 529-го артиллерийского полка РГК.

Боевое применение гаубицы Б-4

С 22 июня по 1 декабря 1941 года было потеряно 75 гаубиц Б-4, в то же время от промышленности поступило 105 гаубиц. В 1942 году было потеряно 42 гаубица и еще одна в 1943. После начала Великой Отечественной войны часть гаубичных артиллерийских полков большой мощности РВГК были отведены в тыл. С марта 1942 года на базе существующих полков начали формироваться новые полки. Фактически происходило разделение 24-х орудийного полка на две части. По новой организации полк состоял из 6 батарей по 2 орудия. Достаточно активно применялись в течение 1942 года на всех фронтах. В апреле 1943 года начался процесс формирования бригад БМ, которые объединяли два полка. В какой-то степени происходило возвращение к довоенной организации: 12 батарей по 2 орудия.

Некоторое количество гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Часть из них поступила на вооружение германской армии под названием 20,3-см Н.503(r). К марту 1944 года на Восточном фронте у немцев имелось 8 гаубиц 20,3-см Н.(r), выстрелы к которым комплектовались из советских 203-мм бетонобойных снарядов Г-620 и немецких зарядов. Так же гаубицы были использованы в береговой обороне.

Снаряды Б-4 представляли собой значительную угрозу не только для укреплений противника, но и для его бронетехники, включая тяжелую. В ходе Курской битвы один из действовавших в районе станции Поныри «Фердинандов» был уничтожен огнем Б-4. Прямое попадание 100-килограммового фугасного снаряда в верхний броневой лист рубки привело к полному разрушению тяжелобронированной машины.

Стрельба прямой наводкой из гаубиц Б-4 никакими правилами стрельбы не предусмотрена. Но именно за такую стрельбу, в результате которой был сильно поврежден но не уничтожен мощный советский, захваченный финнами дот, командиру батареи 203-мм гаубиц гвардии капитану И. Ведмеденко присвоили звание Героя Советского Союза.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: