Уже больше полвека основу военно-морской мощи США составляют именно авианосцы. Никакая другая морская держава не имеет в составе флота такого количества таких аэродромов, и ни один авианосец другой страны не может сравниться с ними по размерам. Самым старым авианесущим кораблем на службе сейчас является «Нимиц», большинство же других построено по аналогичному проекту.
Уже более сорока нет корабли типа авианосца «Нимиц» являются сильнейшими американскими авианосцами, а новый тип «Джеральд Форд» – по существу дальнейшее развитие предшественников. Но головной авианосец «Нимиц» из серии таких кораблей уйдет на покой еще совсем не скоро.
История создания авианосца
14 ноября 1910 года состоялось событие, которое поначалу могло показаться не более чем еще одним шагом на триумфальном пути развития недавно родившейся авиации: с палубы лёгкого американского крейсера «Бирмингем» впервые взлетел небольшой самолет. Пилотировал его Юджин Эли. В начале следующего, 1911 года этому же лётчику удалось посадить свой аэроплан на другой корабль, крейсер «Пенсильвания».
Разумеется, само по себе это достижение могло бы и не привести к последующему появлению авианосцев, однако Юджин Эли, скорее всего, совершал свои полёты не просто так – ведь сама идея использования самолетов для войны на море в то время уже не была новой. Родилась она, скорее всего, во Франции – именно из этой страны американский военно-морской атташе в 1908 году отправил в Вашингтон доклад, в котором были изложены основы самой концепции будущих кораблей.
Значительно более ясное изложение тех же мыслей содержалось в книге «Военная авиация», написанной французским инженером Клеманом Адером. Этот человек примерно за 13 лет до полетов братьев Райт построил летающий аэроплан с мотором своей собственной конструкции. Впрочем, описывая придуманный им корабль с плоской палубой «очищенной от всяческих препятствий», Адер, едва ли проявил сверхъестественную прозорливость – идея, можно сказать, витала в воздухе вместе с самими самолетами, которым в те годы еще не требовалось длинных взлетно-посадочных полос.
Альтернативным способом привлечения авиации к войне на море было использование гидропланов. Поначалу этот путь выглядел наиболее многообещающим. Незадолго до начала Первой мировой войны, в мае 1914 года, британское Адмиралтейство выкупило у компании «Blyth Shipbuilding» корпус строившегося на верфи сухогруза с целью его последующей переделки в экспериментальную плавучую авиабазу.
Судно получило ангар и плоскую палубу, которая была предназначена не для совершения взлетов и посадок, а для запуска моторов и ремонта самолетов. Кроме того, были установлены достаточно мощные по тем временам краны, с помощью которых севшие на воду гидропланы можно было поднять на борт корабля, вошедшего в состав британского флота под названием Ark Royal.
Первая попытка создания авианосца с полноценной взлётно-посадочной палубой также была предпринята англичанами. Опыт, полученный при эксплуатации Ark Royal, а также значительный «противолодочный» боевой потенциал авиации, проявившийся в ходе Первой Мировой войны, заставили британских флотоводцев и судостроителей задуматься о создании еще одного носителя самолетов. Основой для этого корабля стал линейный крейсер Furious. Первоначально предполагалось, что на нем, как и на Ark Royal, будут размещаться гидропланы.
Когда в конце июня 1917 годаFurious был передан британскому флоту, он был оборудован лишь сравнительно небольшой взлётной палубой. Между тем, еще во время эксплуатации Ark Royal стало понятно, что посадка гидропланов на воду и их последующий подъем на борт возможны лишь при сравнительно тихой погоде. Разумеется, это ограничивало возможности авианесущих кораблей.
2 августа 1917 года один из самолетов, размещенных на Furious, выполнил первую в мире посадку на палубу движущегося корабля. Несмотря на успех этого эксперимента, было понятно, что для выполнения безопасных полетов полосу следует значительно удлинить. Поэтому корабль подвергся значительной модернизации — его палубы исчезла грот-мачта, было убрано кормовое орудие, ангары оборудовали специальными лифтами для подъёма самолетов. Главным же стало появление достаточно большой по тем временам посадочной полосы протяженностью в 91 метр.
Авиагруппа Furious после модернизации составила 20 самолетов – довольно много для 1918 года.
Практически одновременно с переоборудованием линейного крейсера английские судостроители осуществляли постройку корабля Argus, который стал первым авианосцем классической компоновки. Как и Ark Royal, он представлял собой переделанное гражданское судно – итальянский пассажирский лайнер Conto Rosso, приобретенный британским Адмиралтейством в августе 2016 года.
Главным отличием «Аргуса» стала большая плоская полетная палуба, занимавшая всю верхнюю часть корабля. Это позволяло летчикам осуществлять взлёт и посадку в значительно более благоприятных условиях, чем на Furious. Кроме того, именно на «Аргусе» впервые появились тормозные тросы для сокращения пробега самолетов, плоские горизонтальные дымовые трубы и множество других новшеств, впоследствии ставших типичными для этого класса кораблей.
Следует отметить, что при всех своих достоинствах Argus всегда рассматривался скорее как экспериментальный, опытный корабль, что было связано, прежде всего, с его «гражданским» происхождением и тихоходностью. Значительным недостатком было и отсутствие каких-либо надстроек над плоской верхней палубой. Поэтому уже после окончания Первой Мировой войны было принято решение о строительстве корабля Hermes, который, в отличие от всех своих предшественников, изначально проектировался как носитель палубной авиации. В состав британского флота «Гермес» вошёл лишь в 1920 году.
Таким образом, на звание первого в мире авианосца могут претендовать сразу несколько разных кораблей – и все они британские. Первенство могло бы достаться и Соединенным Штатам, но по каким-то причинам этого не случилось.
Имелись проекты создания авианосцев и в России. Автором одного из них являлся один из первых русских авиаторов, капитан Лев Мациевич. К сожалению, этот человек погиб осенью 1910 года во время выполнения демонстрационного полета, а проект его не получил никакого развития.
История службы
«Нимиц» вошёл в строй в мае 1975 года, а уже в июле следующего года он вышел в первый поход в Средиземное море. Этот поход, как и последующие, прошли без происшествии, а во время третьего, в конце 1979 года, «Нимиц» перебросили в Индийский океан. Для освобождения американских заложников в Иране с борта авианосца должны были отправиться спецназовцы. Операция не удалась, а корабль вернулся в США.
В 1981 году америанские корабли, в том числе и «Нимиц», проводили учения в заливе Сидра, провозглашённом Муаммаром Каддафи территориальными водами Ливии. Во время учений два ливийских истребителя неожиданно выпустили ракету по приближающимся американским F-14. В ответ оба ливийца были сбиты. Американские истребители принадлежали к авиакрылу «Нимица».
В течение 1985 года корабль находился у берегов Ливана, а его самолёты бомбили Бейрут. После шестого похода в Средиземное море в 1986 году, «Нимиц», обогнув мыс Горн, присоединился к Тихоокеанскому флоту. В октябре 1988 года обеспечивал безопасность танкеров в Аравийском море.
В начале 90-х совершал боевые походы в Персидский залив, но непосредственного участия в войне с Ираком не принимал.
С 1998 по 2001 год находился на обслуживании, включающем перезарядку реакторов. С 2003 года принимал участие в операциях против Ирака и Афганистана. В 2017 году самолёты авианосца наносили удары по объектам в Сирии. С марта 2018 года «Нимиц» встал в сухой док для очередного обслуживания.
Вооружение
В дополнение к авиации, перевозимой на борту, корабли несут защитное оборудование против ракет и вражеских самолетов. Оно состоят из трех или четырех RIM-7 Sea Sparrow пусковых установок, предназначенных для защиты от авиационных ракет и ПКР. Также на USS George Washington установлена ракетная система RIM-116 Rolling Airframe Missile в количестве 2 шт, и четыре Phalanx CIWS с 20-мм автоматическими 6-ствольными пушками..
Наличие ядерного оружия на авианосцах ВМС США не было ни подтверждено, ни опровергнуто правительством США. В результате этого, а также опасения по поводу безопасности ядерной энергетики, наличие американского авианосца в иностранном порту время от времени вызвало протест со стороны местного населения.
Зенитное вооружение
Для уничтожения противокорабельных ракет на малых дальностях на авианосце установлены зенитные комплексы Mark 15 Phalanx CIWS и зенитно-ракетные комплексы RIM-7 Sea Sparrow, RIM-116A Sea RAM.
Тактико-технические характеристики
Тактико-технические характеристики артиллерийского комплекса Mark 15 Phalanx CIWS | |
Тип оружия | 6-ствольная автоматическая пушка М61А1 |
Калибр | 20×102 мм |
Длина ствола, калибров | 76 |
Принцип работы автоматики | от внешнего привода |
Скорострельность, выстрелов/мин | 3000 |
Масса снаряда, кг | 0.102 |
Начальная скорость снаряда, м/с | 1036 |
Максимальный и минимальный угол возвышения, град. | +85; −28 |
Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с | 92 |
Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с | 126 |
Время реакции, с | 2-3 |
Эффективная дальность стрельбы, км | 1,47 |
Досягаемость по высоте, м | 1470 |
Тип снаряда | ОФЗ, З-Т, БПС-Т |
Количество готовых к стрельбе выстрелов | до 1470 |
Масса артустановки, т | 5,42 |
Тактико-технические характеристики ракеты RIM-7 Sea Sparrow | |
Масса | ~230 кг |
Длина | 3,64 метра |
Диаметр | 0,203 м |
Размах крыльев | 1,02 м |
Дальность стрельбы: Минимальная | 1,5 км |
Дальность стрельбы: Максимальная | 20-30 км |
Высота поражения: Минимальная | 6 м |
Высота поражения: Максимальная | 15240 м |
Боевая часть | осколочно-фугасная WDU-27/B |
Масса БЧ | 40,5 кг |
Двигательная установка | РДТТ Hercules MK-58 |
Скорость полёта | > 3,5 М |
Пусковая установка | 8-зарядная Mk 29 Mod 1, УВП Mk 41 и Mk 48 |
Система управления стрельбой | Mk 91 |
Стоимость | $165 400 |
Тактико-технические характеристики ракеты RIM-116A Sea RAM | |
Дальность действия максимальная | 10000 м |
Дальность действия минимальная | 500 м |
Минимальная высота перехвата | 4 м |
Скорость полёта | 1,5-2,0 М |
Длина ракеты | 2,8 м |
Диаметр корпуса ракеты | 0,127 м |
Размах крыльев | 0,43 м |
Стартовая масса | 70 кг |
Масса боевой части | 11-13 кг |
Палубный транспортный самолет Grumman С-2А Greyhound авиации ВМС США совершает посадку на атомный авианосец USS George Washington (CVN 73) в Южно-Китайском море.
Кол-во эскадрилий | Тип самолёта | Название | Кол-во | Применение |
3 | F/A-18 | McDonnell Hornet | 48 | истребитель-бомбардировщик |
1 | EA-6B | Grumman Prowler | 4 | разведывательный самолёт |
1 | E-2C | Grumman Hawkeye | 4 | разведывательный самолёт |
1/2 | C-2A | Grumman Greyhound | 2 | транспортный самолёт |
1 | SH-3H | Sikorsky Sea King | 8 | транспортный вертолёт |
Особенности системы управления Авианосец США
«Нимиц» оборудован большим количеством инновационных систем, позволяющих управлять военным оборудованием практически без участия человека. Так, например, для посадки самолёта при плохой видимости, когда лётчик не видит посадочную полосу, используется система автоматической посадки под названием ACLS.
Как только видимость начинает составлять менее 1000 м, система самостоятельно запрашивает и обрабатывает все данные о параметрах полёта у аэронавигационной системы TACAN и других устройств самолёта, кодирует информацию и посылает соответствующие ситуации сигналы бортовому автопилоту. После чего самолёт автоматически выводится точно на срез угловой палубы авианосца без участия в процессе посадки лётчика.
Интересные факты
Уже в 1980 году «Нимиц» стал героем фантастического фильма «Обратный отсчёт». В нём корабль, покидая Пёрл-Харбор, совершал перемещение во времени, попадая в канун японского нападения. В 2004 году пилоты F/A-18 с «Нимица» наблюдали неопознанные летающие объекты. В 2008 году российские бомбардировщики Ту-95 совершили облёт авианосца, имитируя атаку.
Запланированный срок службы авианосцев «Нимиц» — около пятидесяти лет.
Головной корабль предполагается списать в 2020 году, когда в строй встанет строящийся авианосец «Джон Кеннеди». Если демонтаж реакторов не потребует разборки, как в случае с «Энтерпрайзом», большей части корпуса – тогда есть вероятность, что «Нимиц» смогут превратить в корабль-музей. Это стало бы более чем достойным концом службы.
На сегодняшний день военное руководство США считает нецелесообразным увеличивать количество кораблей типа «Нимиц», считая, что необходимо поддерживать в строю 10 существующих авианосцев и один учебный, заменяя их только по мере надобности, когда срок эксплуатации одного из кораблей будет подходить к концу.