Уже два года в СМИ и Интернете обсуждается новая разработка военных авиаконструкторов РФ. Предметом обсуждений является футуристичный самолет — «Черная чума».
Истребитель-бомбардировщик АТН-51 держат в строжайшей секретности, многие скептики утверждают, что это блеф. Но, хочется напомнить, что подобные самолеты уже разрабатывались в СССР, поэтому, технологический виток вполне логичен.
История разработки самолета АТН-51 «Черная чума»
Актуальность новой боевой машины становится все более очевидной, так как противники РФ начинают предъявлять права на ресурсы, находящиеся в области Арктического шельфа. Право владения подводной континентальной частью Российская Федерация давно подтвердила, но интересы всех государств, чьи берега омываются Северным Ледовитым океаном, сейчас устремлены на ресурсы региона.
Однако росту напряжения можно быть благодарными, так как оно спровоцировало развитие военно-промышленного комплекса страны. Самолет АТН-51 «Черная чума» является одной из разработок, которая поможет отстоять биологические ресурсы.
Новое поколение должно отвечать ряду параметров, планка была установлена высокая:
- способность пролететь без дозаправки значительную дистанцию;
- звуковой барьер нужно было превысить в несколько раз;
- машина должна взаимодействовать с современным высокоточным вооружением, в том числе тяжелым, вплоть до боеголовок с ядерным зарядом;
- двигатель должен быть очень мощным и надежным.
Несмотря на обстановку строжайшей секретности, о разработке нового поколения самолетов стало известно зарубежным военным. «Черная чума» — это наименование, присвоенное западными экспертами будущему самолету после изучения его предполагаемых характеристик. С новым истребителем Россия получит неоспоримое преимущество в воздухе, о чем сообщают западные военные аналитики.
«Черная чума» — самолет не только российской разработки. Предпосылки для разработки новой машины появились еще в 60-70-е годы прошлого века. В то время на орбиту стали регулярно отправляться спутники и станции, что делало все более реальной угрозу установки на подобные аппараты вооружения. Для борьбы с таким предполагаемым противником был разработан самолет МиГ-105.
Недостатком разработки была неспособность самостоятельно добраться до орбиты планеты. Для этой цели предполагалось использовать «разгонщика» — гиперзвуковой летательный аппарат, схожий по параметрам с АТН-51.
В качестве силовой установки в этой машине использовался двигатель на жидком водороде. Так как горючее этого типа обладает очень малой плотностью (0,0898 кг/м3), удалось значительно увеличить крейсерскую скорость.
Конструкция фюзеляжа предполагала установку большого количества топливных баков, которые при необходимости менялись на вооружение.
Был создан макет и проведено глобальное тестирование в условиях стендовых испытаний. Проверка проводилась при скоростях в 4-5 МАХ и оказалось успешной, что было настоящим прорывом для того времени.
Машина имела огромный потенциал, например, могла доставлять на орбиту целые модули для станций. Однако гиперзвуковой «разгонщик» оказался слишком дорог, так как его запуск стоил бы больше пуска Союза-21. На судьбе уникального самолета был поставлен крест из-за нерентабельности.
Конструкция и внешний вид АТН-51 «Черная чума»
В данный период, точная информация о конструкционных особенностях самолета АТН-51 совсем скудная. Черная чума находится в активной разработке и часть сведений еще засекречена. Но для краткого ознакомления, кое-что есть.
Внешний облик Черной чумы напоминает современный истребитель с трапециевидными крыльями и двухкилевым оперением хвостовой части.
Фюзеляж широкий, плоской конфигурации. Переднее остекление фонаря кабины сферической формы. Задняя часть фонаря перетекает в корпус фюзеляжа, отчетливо напоминая форму самолетов технологии Стелс.
Истребитель-бомбардировщик АТН-51 должен пролетать до 15 тысяч километров. Для этого Черная чума будет оснащаться вместительными топливными баками, объемом от 26 до 32 тонн. Такого запаса хватит на полет с Севера РФ до Штатов и обратно без дозаправки.
Силовая установка состоит из пары двухконтурных двигателей с управляемым вектором тяги. Черная чума сможет разгоняться до 5 400 км/ч. Это позволит значительно сократить время полета до цели. Кроме этого, двигатели смогут работать на высоте 40 километров.
Самолет АТН-51 будет оснащен ракетной установкой барабанного типа. Боезарядами станут сверхзвуковые ракеты «воздух-воздух» в количестве 10 штук.
Тактико-технические характеристики АТН-51
Стоит отметить, что у «Чумы» есть конкуренты, в частности, секретный проект США — TR-3B Black Manta. К сожалению, даже приблизительных данных по этой машине нет, поэтому сравнить их с отечественной разработкой не получится.
Характеристика: | Значение: |
Максимальная скорость полета, МАХ | 4,5 |
Практический потолок, км | 42 |
Наименование двигателя | РДУВТ – 2 шт |
Предельная дальность полета без дозаправки, км | 15 000 |
Максимальный запас топлива, тонн | 38 |
Количество ракет на борту | До 14, различные классы |
Учитывая секретный статус разработки, приведенные данные могут сильно отличаться от того, что сможет самолет в итоге. До сих пор подтвержденных сведений нет.
Боевое предназначение
Весной 2018 года, президент РФ В. Путин анонсировал Федеральному собранию проекты современных ракет. Если среди них появятся малые ракеты с ядерным боезарядом, то они могут стать вооружением АТН-51 для нанесения мощных точечных ударов по дислокациям противника. Кроме этого, высокая скорость Черной чумы может оказаться необходимой для войск ПВО, так как самолету под силу сбивать любые высокоскоростные цели.
Не стоит забывать о спутниках, которых становится все больше, а их функционал расширяется. Возможно опасения СССР не были напрасны, и Черная чума будет патрулировать орбиту над Арктикой. Спутники там еще не летают, но концепция орбитальных поясов может измениться.
Стоит добавить. Российские конструкторы ведут разработку гиперзвукового летательного аппарата Глайдер Ю-71, который должен стать носителем ракеты Сармат.
Возможно АТН-51 будет использован в качестве разгонщика и выводить Глайдер Ю-71 на необходимую высоту.
Технологическое развитие набирает обороты по всему миру. Хочется верить, что разработка истребителя-бомбардировщика АТН-51 действительно существует и проект Черная чума — это не блеф. Тем более, как показал СССР на своем примере 40 лет назад, революционные открытия в авиастроении вполне возможны.
Цивилизованные земляне наблюдают, как Илон Маск делает прорыв за прорывом в космической отрасли. Орбитальные полеты станут реальностью. Будем надеяться, что российские инженеры продолжат идти в ногу со временем и создание проектов, таких как самолет АТН- 51 Черная чума, составит достойную конкуренцию Западу.
Достоинства и недостатки
Стоит отметить, что в сравнении со своим западным соперником, отечественная разработка использует более старые компоненты и начинку. Возможно, это сделано для удешевления, ведь очевидным недостатком самолета можно назвать стоимость. Точных данных нет, но машина такого класса не может быть дешевой.