Бронетранспортер AT105 «Саксон», описание и особенности

AT105 «Saxon»

AT105 «Saxon» («Саксон») представляет собой британский колесный бронетранспортер 1970-1980-х годов. БТР является первым английским бронеавтомобилем, разработанным специально для борьбы с беспорядками в городах и для противопартизанских действий

Рассмотрим более подробно бронетранспортер AT105 «Саксон», его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и модификации.

История создания

Разработка бронеавтомобиля АТ-105 началась в 1975 году, а в 1976 году была построена первая машина. Как и ожидалось, первые заказы поступили из стран третьего мира. Бронеавтомобиль АТ-105 закупили Абу-Даби, Бахрейн, Гон-Конг, Кувейт, Малайзия, Оман и Нигерия. В 1978 году Британская армия заинтересовалась АТ-105, но финансовые ограничения не позволили принять машину на вооружение.

Двумя годами спустя состоялись крупные учения британской армии “Крусейдер-80”, показавшие неадекватность английской концепции переброски пехотных батальонов современным условиям. Немоторизованная пехота обычно совершала марши на большие расстояния на грузовых автомобилях. Грузовики не были защищены от огня стрелкового оружия, мин, осколков авиационных и артиллерийских снарядов, бомб; кроме того, они входили в состав транспортных частей или вообще относились к гражданским компаниям. В результате анализа результатов учений появилась концепция “такси для поля боя” – бронированного автомобиля, способного доставлять непосредственно на передовую отделение пехотинцев из десяти человек с полным вооружением.

Бронетранспортер AT105 «Саксон»

Наиболее походящим кандидатом среди британской колесной техники оказался АТ-105. В 1980 году три машины были переданы 2-й пехотной дивизии для полевых испытаний и проверки на соответствие армейским требованиям, где на первое место выдвигалось “участие в конфликте с применением обычного оружия”.

Важнейшим требованием было обеспечение автономности действий бронеавтомобиля в течение 48 часов. Для его выполнения необходимо было увеличить возимые запасы топлива, снаряжения и боеприпасов. Чтобы увеличить внутренние объемы, пригодные для размещения дополнительного снаряжения, пришлось несколько перекомпоновать десантное отделение и удалить по одной амбразуре и смотровому прибору с каждой стороны корпуса.

Вместо двух боковых дверей в корпусе оставили одну – с правой стороны. На месте левой двери, снаружи корпуса установили два больших ящика, в которых при необходимости можно перевозить ПТРК LAW-80. По углам командирской башенки появились кронштейны для установки пулеметной турели. Испытания модернизированного бронеавтомобиля завершились в 1983 году.

Под наименованием “Саксон” АРС он был принят на вооружение. Первая партия из 43 машин (36 автомобилей “section vehicles” (транспортное средство отделения), четыре командно-штабные машины и три ремонтно-эвакуационные) в 1984 году была передана 19-й пехотной бригаде. Бронеавтомобилями “Саксон” оснащались пехотные подразделения, дислоцировавшиеся на территории метрополии, которые в случае войны должны были бы усилить Британскую Рейнскую армию в ФРГ. Бронеавтомобили “Саксон” используются английским контингентом сил IFOR и KFOR на территории бывшей Югославии. На вооружении пехотной роты состоят девять “section vehicles”, четыре командных машины и одна ремонтно-эвакуационная.

Особенности конструкции AT105 «Saxon»

Вначале фирма “GKN Sankey” разработала в инициативном порядке бронеавтомобили для полиции АТ100 (4х2) и АТ104 (4х4). Бронеавтомобиль АТ100 был отклонен, а АТ104 были поставлены в количестве 30 единиц для полиции Нидерландов и Брунея.

Вид спереди

На основе бронеавтомобиля АТ104 был создан бронетранспортер АТ105 (AT105), имеющий более мощную броневую защиту. БТР АТ105 (AT105) получил название Саксон (Saxon).

В конструкции бронемашины задействовано полноприводное 4-тонное шасси 4х4 армейского грузовика “Бедфорд МК”. В серию АТ105 Саксон (AT105 Saxon) пошел в 1976 году и поставлялся в Малайзию, Кувейт, Бахрейн и Оман. В 1983 году поступил заказ от Британской армии на поставку 624 БТРов этого типа.

Бронетранспортер АТ105 Саксон (AT105 Saxon) имел полностью бронированный корпус, сваренный из стальных листов толщиной 16 мм со всех сторон. Днище копуса имело V-образную форму для уменьшения воздействия факторов взрыва мины.

Место водителя находится спереди справа, за ним – место командира с башенкой, вооруженной 7,62-мм пулеметом. Места водителя может быть сдвинуто в левую сторону, в зависимости от требований заказчика (под левостороннее движение или под правостороннее движение). Кормовую часть корпуса занимает десантное отделение. Посадка и высадка экипажа и десанта осуществляется через кормовые и боковые двери. С каждой стороны корпуса имеются наблюдательные стеклоблоки из пуленепробиваемого стекла и амбразурки для ведения огня из личного оружия десанта.

БТР АТ105 Саксон (AT105 Saxon) для британской армии имеет три двери для посадки и высадки экипажа и десанта: одна – с правой стороны корпуса, две – в корме корпуса.

Обзорность водителю обеспечивается через стеклоблоки с пуленепробиваемыми стеклами. В неподвижной командирской башенке обзорность обеспечивается также при помощи смотровых стеклоблоков со всех сторон башенки.

Вид сбоку

Ходовая часть БТР АТ105 Саксон (AT105 Saxon) имеет колесную формулу 4х4 с возможностью отключения колес на передней оси. Подвеска бронетранспортера АТ105 Саксон (AT105 Saxon) рессорная с полуэллиптических листовых рессор и гидравлических амортизаторов. Проходимость по бездорожью несколько хуже, чем в других аналогичных бронемашин, но АТ105 Саксон (AT105 Saxon) изначально проектировался для хороших дорог в условиях городов Северной Ирландии.

Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) расположено справа или слева от водителя, в зависимости от варианта бронемашины (левостороннее или правостороннее управление). В МТО установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель “Бедфорд-500”, мощностью 164 л.с. (122 кВт) при 2800 оборотах в минуту.

Вооружение AT105 «Saxon»

Изначально в качестве вооружения была предусмотрена установка одного 7,62-мм пулемета или двух спаренных 7,62-мм пулеметов (с боекомплектом 1000 шт. патронов).

13 февраля 2015 представитель ГК «Укроборонпром» сообщил, что поставленные бронемашины будут вооружены 7,62-мм пулеметом КТ-7,62. 23 марта 2015 года было объявлено, что крепление для установки пулемета КТ-7,62 на бронемашины «Саксон» уже разработали на заводе «Маяк» и при установке устройства на бронемашине «Саксон» оно обеспечивает угол обстрела из пулемета в секторе от −10° до + 45° по вертикали и 180° по горизонтали.

4 апреля 2015 года на полигоне учебного центра Национальной гвардии Украины в селе Новые Петровцы Киевской области был представлен демонстрационный образец бронемашины «Саксон», прошедшей модернизацию на заводе «Маяк» (на который установлены один 12,7-мм пулемет ДШКМ и два 7,62-мм пулемета ПКБ).

Дополнительное оборудование

На AT-105 Saxon могут быть установлены:

  • устройство для отстрела дымовых гранат.
  • лебедка.
  • обогреватель.
  • бульдозерный отвал.
  • фара-искатель.

Эксплуатация БТР

Технические характеристики БТР АТ105 «Саксон»

  • Экипаж, чел.: 2 + 8;
  • Масса, т: 10,67 (снаряженного);
  • Силовая установка: один 6-цилиндровый дизельный двигатель «Бедфорд 500» с эффективной мощностью, л.с. (кВт): 164(122);
  • Размеры, м: длина 5,169; ширина 2,489; высота 2,86;
  • Максимальная скорость, км/ч: 96;
  • Запас хода, км: 510;
  • Преодолеваемые препятствий:
    • Глубина брода, м: 1,12;
    • Крутизна склона, %: 60;
    • Высота вертикальной стенки, м: 0,41;
    • Ширина рва: не преодолевает.

Боевое применение

Модификации

  • АТ105А (AT105A) – санитарная машина.
  • АТ105Е (AT105E) – БТР вооруженный одним или двумя пулеметами, установленными в башенке.
  • АТ105МР (AT105MR) – самоходный 81-мм миномет.
  • АТ105К (АТ105C) – командно-штабная машина.
  • ARV – БРЭМ (бронированная ремонтно-эвакуационная машина).
Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: