АТ-Т (изделие 401) — артиллерийский тягач тяжелый. Гусеничный вариант не плавающего тягача высокой проходимости. Тяжелый тягач АТ-Т предназначен для буксировки колесных, гусеничных и санных прицепов, транспортировки груза в кузове и вытаскивания застрявших машин.
В послевоенное время тягач активно использовался для освоения труднодоступных районов СССР и Антарктиды. Создан с использованием элементов шасси среднего танка Т-54. Серийное производство началось в 50-х годах прошлого века. Элементы кабины использованы от кабины грузового автомобиля ЗИС-150 и ЗИЛ-164, которую максимально расширили. Тягач АТ-Т можно было увидеть на парадах на Красной площади в 1950-1980 годах.
Историческая справка по АТ-Т
В связи с появлением на вооружении ВС СССР новых артиллерийских и ракетных систем, в послевоенный период была утверждена программа по разработке тяжелого тягача для транспортировки артиллерийских и ракетных систем и их боезапаса на основе новейшего танка послевоенного поколения Т-54.
ГАБТУ предъявило к новому тягачу следующие требования:
- буксировка артиллерийских и ракетных систем и прицепов массой до 25 тонн (203-мм гаубицы Б-4, 130-мм зенитной пушки КС-30, орудий особо большой мощности, ракетных комплексов 8К63) со скоростью до 35 километров в час в любых климатических условиях СССР;
- грузоподъемность платформы не менее 5 тонн;
- наличие лебедки с тяговым усилием не ниже 25 тонн;
- шасси тягача должно иметь возможность монтажа на нем спецоборудования для различных родов войск и спецвойск, с обеспечением привода его в действие;
- использование не только в военных, но и в гражданских отраслях.
В конце 1947 года на Харьковском машиностроительном заводе были изготовлены первые опытные образцы «изделия 401». Для их испытания был совершен пробег по маршруту Харьков — Москва (Кубинка). Во время пробега транспортер зарекомендовал себя с хорошей стороны, как мощный, выносливый, подвижный, работоспособный, с отличными тяговыми свойствами и удобный в эксплуатации и полевом ремонте. После сравнительных испытаний по комплексу показателей «изделие 401» оказалось самым удачным среди всех моделей тяжелых артиллерийских тягачей первого послевоенного поколения. Его создатели были отмечены в 1948 году Сталинской премией.
Отметим, что Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) в годы Второй мировой войны уже работал над созданием артиллерийских тягачей на базе танка Т-34. Результатом работ стали тягачи АТ-42 и АТ-45.
После окончания войны на вооружение Советской Армии поступили совершенно новые тяжелые артиллерийские системы, которые требовали более мощных тягачей. На ХПЗ снова начались работы по проектировке и созданию новых машин.
С 1946 года началось производство танка Т-54, на его базе конструкторы разработали новый тягач, серийный выпуск которого начался с 1953 года. Машина получила индекс АТ-Т (артиллерийский тягач тяжелый) и очень скоро получила должное признание, о чем свидетельствует ее выпуск в больших количествах и различных модификациях. Серийное производство АТ-Т продолжалось до 1979 года.
Общий обзор
Прямое назначение тягача АТ-Т — буксировка артиллерийских систем большой и особо большой мощности. Компоновка тягача не отличалась особой сложностью: в передней части машины — закрытая кабина для экипажа, под капотом — дизельный двигатель. В передней части размещались ручная механическая коробка передач, дисковые фрикционы и планетарные механизмы поворота. Переднее колесо гусеничного движителя было ведущим. По пять на каждый борт установлены опорные катки большого диаметра с резиновыми бандажами. На машине находилась механическая лебедка с тяговыми роликами. Максимальное усилие на тросе составляло 20 000 кг. Буксирное устройство тягача является подрессоренным, с двухсторонней амортизацией.
База этого тягача стала исходной для создания семейства инженерных машин, таких как траншейная машина БТМ, путепрокладчики БАТ и БАТ-М, котлованная машина МДК-2, которые до настоящего времени находятся на вооружении инженерных подразделений. Элемент радиолокационного комплекса П-40 — самоходная РЛС 1РЛ128Д и станция обнаружения и целеуказания (СОЦ 1C 12) для войскового самоходного ЗРК2К11 «Круг» используются до настоящего времени. Также на базе АТ-Т выпускался всемирно известный антарктический тягач «Харьковчанка».
Тактико-технические характеристики тягача АТ-Т
Конструкторы создавшие машину: Морозов Александр Александрович, Щукин Михаил Николаевич. Года производства: 1948-1979, в том числе серийное с 50-х годов.
Вместимость тягача:
- Число мест в кабине 4 шт.
- Число мест в кузове 16 шт.
- Количество дверей 2 шт.
Вес тягача АТ-Т:
- Масса 20 000 кг.
- Масса прицепа до 25 000 кг.
Двигатель А-401 (типа В-2) 415 л/с. 1850 оборотов в минуту.
Размеры АТ-Т:
- Ширина 3170 мм.
- Высота 3000 мм.
- Ширина траков гусеницы 500 мм.
- Колея 2640 мм.
- Дорожный просвет 425 мм.
Тягача способен развивать скорость по шоссе порядка 35,5 км/ч. При этом расход топлива на 100 км 140 л, масла 4 л. Грузоподъемность тягача АТ-Т 5 000 кг.
Другие параметры:
- Пятиступенчатая коробка передач, привод механический.
- Топливный насос НК-10 210 кг/см.
- Среднее удельное давление на грунт с грузом 0,652 кг/см².
- Запас хода по шоссе с прицепом 1100 км.
- Глубина преодолеваемого брода 1,1 м.
- Ширина преодолеваемого рва 1,8 м.
Тягач АТ-Т оборудован лебедкой с тяговым усилием на крюке 250 кН (25 тс) и рабочей длиной троса 10 метров. Диаметр троса составляет 28 мм.
Двигатель
Двигатель у тяжелого тягача АТ-Т – дизельный, надежный, неприхотливый, модели А-401. Его прототипом является модификация отлично зарекомендовавшего себя танкового дизеля типа В-2, которым оснащались в предвоенное и военное время как средние, так и тяжелые советские танки – Т-34, КВ и ИС. Для танковых двигателей того периода был характерным ограниченный ресурс – 250 машино-часов до капремонта, потому что поршневая группа была подвержена высокому абразивному износу в условиях работы при значительной запыленности. Если запыленность находилась на низком уровне, то ресурс двигателя увеличивался в несколько раз.
А-401 – это V-образный 12-цилиндровый 48-клапанный четырехтактный быстроходный дизельный танковый двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском. Рабочий объем этого мотора равен 38,8 л, степень сжатия – 14…15. Номинальная мощность двигателя А-401 составляет 331 кВт, или 450 лошадиных сил при 1750 об/мин., а мощность эксплуатационная – 294 кВт, или 400 л. с., при 1700 об./мин. Средний удельный расход дизтоплива данным двигателем составляет 230 гр. / кВт·ч (170 гр. / л.с.·ч). Запуск у мотора дублированный – при помощи электрического стартера мощностью в 11 кВт (15 л.с.), либо сжатым воздухом (резервной системой). Для облегчения пуска при низких температурах воздуха предусмотрена установка котла подогрева форсуночного типа.
Трансмиссия
В составе механической трансмиссии данного тяжелого тягача – многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 3-й, 4-й и 5-й передачах и отбором мощности к лебедке, два двухступенчатых планетарных механизма поворота и две одноступенчатые бортовые передачи. Применение двухступенчатых планетарных механизмов поворота значительно облегчает управление тяжелой спецмашиной при маневрировании и обеспечивает минимальный радиус поворота на месте, который равен ширине колеи машины – 2,64 метра.
Подвеска и ходовая часть
Гусеничный движитель тяжелого тягача АТ-Т пятикатковый, по каждому борту. Он состоит из мелкозвенчатой гусеничной цепи цевочного зацепления с открытым шарниром, пяти сдвоенных опорных катков значительного диаметра – 830 мм, с наружной амортизацией, сделанной в виде резиновых бандажей, направляющего колеса заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущего колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами.
В составе гусеничной цепи – 93 трака с направляющими гребнями шириной 500 мм, с развитыми грунтозацепами, что дает возможность крепить к ним грунтозацепы дополнительные (шпоры) для передвижения по глубокому снегу, по грязям и пескам. Траки сделаны из износостойкой стали ЛГ-13 и хорошо сопротивляются истираниям. Пальцы и соединяющие траки фиксируются головкой и на концах – расклепкой. Ресурс гусеничной цепи составляет приблизительно 6 тысяч километров. Подвеска тягача – независимая торсионная; расположение торсионных валов над днищем корпуса – поперечное. Амортизаторы на передних и задних узлах подвески не устанавливались. Подвеской тягачу обеспечивается возможность передвижения по грунтовым дорогам и по шоссе с заданной максимальной скоростью в 20 и 35 км/час. соответственно.
Кабина
Тягач АТ-Т оборудован капотного типа четырехместной двухдверной кабиной, заимствованной от грузового автомобиля ЗИС-150. Она отличается от кабины-прототипа наличием центральной вставки, которая обеспечивает повышенную (на одного человека) вместимость.
Кабина тяжелого тягача оборудована системами отопления и вентиляции, стеклоочистителями, солнцезащитными козырьками, резиновыми ковриками и прочими необходимыми приспособлениями. Поскольку уровень вибраций и шума в кабине очень высокий, в экипировку механика-водителя тягача в обязательном порядке входит танковый шлемофон.
Грузовая платформа
Грузовая платформа у тягачей данной модели металлическая, сварная, оборудованная тентом. Пол в ней ровный, имеющий люки для доступа к лебедке. Есть откидной задний борт и ряды сидений, размещенные вдоль либо поперек бортов. На них можно разместить 18 человек личного состава. Грузоподъемность данной грузовой платформы составляет 5000 килограммов, ее внутренние размеры – следующие: 3,576 х 2,950 х 3,600 м, площадь пола составляет 10,5 квадратных метров.
Электрическое оборудование
Электрооборудование тягача АТ-Т сделано по однопроводной схеме с напряжением бортовой сети 24 Вольт и с отрицательными выводами зажимов источников и потребителей электроэнергии на корпус. В качестве источников питания используются генератор постоянного тока Г-53 мощностью 1,5 кВт (2,03 л.с.) и четыре стартерных 12-ти вольтовых аккумуляторных батареи АКБ-6 СТЭН-140М, которые соединены последовательно-параллельно.
Изделия на базе АТ-Т
Как мы уже говорили выше, на базе тяжелого тягача АТ-Т (изделие 401) выпускались различные инженерные машины: путепрокладчики — БАТ, БАТ-М (отвал, кран-балка), землеройные машины — БТМ, МДК-2, антарктический тягач «Харьковчанка» и «Харьковчанка-2» .
- изделие 402 — спецтягач;
- тягач РВСН раксистемы 8К63;
- установщик РВСН раксистемы 8К63;
- изделие 405 — БАТ;
- изделие 405 У — БАТ-1;
- изделие 405 МУ — БАТ-1М;
- изделие 404 — АТ-ТА;
- изделие 404 С — «Харьковчанка»;
- изделие 409 — БТМ;
- изделие 426 У — радиолокационная станция «Круг»;
- 60G FT — проект китайской самоходки.
В конце 1958 года в составе 4-й Советской антарктической экспедиции машины были доставлены в Антарктиду. 10 января 1959 года колонна вездеходов вышла из Мирного. 26 декабря 1959 года караван из двух «Харьковчанок» и тягача АТ-Т достиг Южного полюса в районе станции Амундсен-Скотт. В №3 популярного журнала «Техника – молодежи» за 1959 год эти тягачи были помещены на обложку, с подписью «Снежные корабли».