Самоходная артиллерийская установка АТ-1, описание и характеристики

САУ АТ-1

АТ-1 представляет собой советскую артиллерийскую установку огневой поддержки. По классификации танков того времени относилась к специальным танкам. САУ АТ-1 была создана в 1934 году, а производилась с 1934 года по 1935 год.

Рассмотрим более подробно самоходную артиллерийскую установку АТ-1, ее историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и вооружение.

История создания

В 1934 году на заводе № 185 имени Кирова началось создание противотанковой артиллерийской установки на базе легкого танка Т-26, названной АТ-1 («арттанк»). Эта машина разрабатывалась для замены танка Т-26-4, серийный выпуск которого наладить не удалось. В качестве орудия для АТ-1 предлагалось использовать 76-мм пушку ПС-3. Это орудие было спроектировано как специальное противотанковое орудие, имело панорамный и телескопический прицелы и ножной спуск.

Пушка ПС-3 была более мощной, чем 76-мм пушка обр. 1927 года, установленная на танках Т-26-4. Наблюдение за созданием АТ-1 велось под руководством П. Сячинтова. В 1935 году было изготовлено два опытных образца танка АТ-1.

Самоходная артиллерийская установка АТ-1

В конце 1936 года П. Сячинтов по доносу был арестован и обвинен в шпионаже, после чего работы над всеми спроектированными им артсистемами были прекращены. В том числе, было прекращено производство АТ-1, несмотря на сдачу восьми бронекорпусов на Ижорском заводе и начавшуюся сборку трех машин на заводе № 174.

Особенности конструкции АТ-1

САУ АТ-1 относилась к классу закрытых самоходных установок. Боевое отделение было расположено в средней части машины в защищенной бронерубке. Основным вооружением САУ была 76,2-мм пушка ПС-3, которая монтировалась на вращающемся вертлюге на штыревой тумбе. Дополнительным вооружением служил 7,62-мм пулемет ДТ, который устанавливался в шаровой установке справа от орудия. Дополнительно АТ-1 могла вооружаться вторым пулеметом ДТ, который мог использоваться экипажем для самообороны. Для его установки в корме и бортах бронерубки имелись специальные амбразуры, прикрываемые бронезаслонками. Экипаж САУ состоял из 3 человек: механика-водителя, который располагался в отделении управления справа по ходу движения машины, наблюдателя (он же заряжающий), который находился в боевом отделении справа от орудия и артиллериста, который размещался слева от него. В крыше рубки имелись люки для посадки и высадки экипажа самоходки.

Пушка ПС-3 могла посылать бронебойный снаряд со скоростью 520 м/с, имела панорамный и телескопический прицелы, ножной спуск и могла использоваться как для стрельбы прямой наводкой, так и с закрытых позиций. Углы вертикального наведения составляли от -5 до +45 градусов, горизонтального наведения – 40 градусов (в обе стороны) без поворота корпуса САУ. Боекомплект включал в себя 40 выстрелов к пушке и 1827 патронов к пулеметам (29 дисков).

Схема конструкции

Броневая защита самоходки была противопульной и включала в себя катаные броенелисты толщиной 6, 8 и 15 мм. Бронерубка изготавливалась из листов толщиной 6 и 15 мм. Соединение бронированных деталей корпуса обеспечивалось заклепками. Бортовые и кормовые бронелисты рубки для возможности удаления пороховых газов при ведении огня наполовину своей высоты были сделаны откидными на петлях. При этом щели в 0,3 мм. между откидными щитками и корпусом самоходки не обеспечивали экипажу машины защиты от поражения свинцовыми брызгами от пуль.

Ходовая часть, трансмиссия и двигатель были в неизменном виде заимствованы у танка Т-26. Пуск двигателя производился при помощи электростартера «МАЧ-4539» мощностью 2,6 л.с. (1,9 кВт), или «Сцинтилла» мощностью 2 л.с. (1,47 кВт), или при помощи заводной рукоятки. В систем зажигания применялось основное магнето типа «Сцинтилла», «Бош» или АТЭ ВЭО, а также пусковое магнето «Сцинтилла» или АТЭ ПСЭ. Емкость топливных баков установки АТ-1 составляла 182 литра, этого запаса топлива хватало для того чтобы преодолеть 140 км. при движении по шоссе.

Электрооборудование САУ АТ-1 было изготовлено по однопроводной схеме. Напряжение внутреннее сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии применялись генераторы «Сцинтилла» или ГА-4545 мощностью 190 Вт и напряжением 12,5 В и аккумуляторная батарея 6СТА-144, обладающая емкостью 144 А•ч.

Вооружение

На вооружении имел:

  • 76,2-мм пушку ПС-3, установленную на вертлюге на штыревой тумбе в рубке;
  • 7,62-мм пулемет ДТ, размещенный в отдельной шаровой установке справа от пушки (на втором экземпляре вместо пулемета была использована 76-мм пушка Л-7);
  • Второй 7,62-мм пулемет ДТ предназначался для самообороны. Для ведения огня из этого съемного пулемета в бортах и корме рубки были сделаны амбразуры, закрытые бронезаслонками.

Вид сбоку

Технические характеристики АТ-1

  • Масса: 9,6 т.
  • Длина: 4,62 м.
  • Высота: 2,032 м.
  • Броня лобовая: 13 мм.
  • Броня бортовая: 13 мм.
  • Максимальная скорость: 30 км/ч.
  • Запас хода: 140 км.
  • Экипаж: 3 чел.
  • Вооружение пушка: 1×76,2-мм, пулемет 1х7,62-мм.

Судьба проекта АТ-1

Первый экземпляр самоходной установки АТ-1 был передан на испытания в апреле 1935 года. По своим ходовым качествам он ничем не отличался от серийного танка Т-26. Проведение огневых испытаний показало, что скорострельность орудия без исправления наводки достигает 12-15 выстрелов в минуту при наибольшей дальности ведения огня в 10,5 км., вместо требуемых 8 км. В отличие от испытываемой ранее установки СУ-1, ведение огня во время движения прошло в целом успешно. При этом были выявлены и недостатки машины, которые не позволили передать АТ-1 на войсковые испытания. Относительно орудия ПС-3 военинженер 3 ранга Соркин написал в своем письме на имя наркома обороны следующее:

«Ствол № 23 был смонтирован на АТ-1 и прошел с ним полный цикл полигонных испытаний… Орудия №№ 4 и 59 многократно проходили испытания на НИАПе и дали удовлетворительные результаты, при этом полностью бесперебойной работы автоматики добиться так и не удалось. До устранения данного дефекта передавать систему АТ-1 на войсковые испытания не представлялось возможным …».

Вид сзади

По результатам проведенных испытаний САУ АТ-1 была отмечена удовлетворительная работа пушки, но по ряду параметров (к примеру, неудобное положение поворотного механизма, расположение боекомплекта и т.д.) допускать САУ на войсковые испытания не стали.

Второй экземпляр САУ АТ-1 преследовали те же неудачи, что и первый. В первую очередь они были связаны с работой артиллерийской установки. Для того чтобы «спасти» свой проект специалисты Кировского завода выступили с предложением об установке на САУ собственного орудия Л-7. В отличие от пушки ПС-3, данное орудие создавалось не с нуля, его прототипом стало 76,2 мм орудие системы Тарнавского-Лендера, благодаря чему орудие Л-7 имело схожую с ним баллистику.

Хотя конструкторы заявляли о том, что данное орудие превосходит все имеющиеся танковые пушки, на деле Л-7 также обладала достаточно большим количеством недостатков. Попытка вооружить АТ-1 данным орудием не привела к успеху из-за ряда конструктивных особенностей, а заниматься проектированием новой бронерубки сочли нецелесообразным. Сопоставив все имеющиеся данные по проекту АБТУ решилось на выпуск небольшой предсерийной партии из 10 САУ АТ-1, которые оснащались пушками ПС-3, а также улучшенным шасси. Данную партию хотели использовать на расширенных полигонных и войсковых испытаниях.

Производство пушек ПС-3 планировалось наладить на Кировском заводе, корпуса САУ должны были производиться на Ижорском заводе, поставками ходовой части должен был заниматься завод №174. При этом, вместо того чтобы готовит машину к серийному выпуску и заниматься устранением выявленных недостатков артсистемы ПС-3, «кировцы» занимались усиленным продвижением своих конструкций. После неудачи с орудием Л-7 на заводе предложили попробовать ее улучшенный вариант, который получил обозначение Л-10. Однако и это орудие в рубку АТ-1 установить не получилось. Усугублялось положение тем, что завод №174 был загружен выпуском серийных танков Т-26, поэтому даже выпуск 10 шасси для САУ АТ-1 стал для него непосильной задачей.

В 1937 году ведущий конструктор по самоходным установкам завода № 185 П. Сячентов был объявлен «врагом народа» и репрессирован. Данное обстоятельство послужило причиной прекращения работ по многим проектам, которые он курировал. Среди этих проектов оказалась и САУ АТ-1, хотя Ижорский завод к тому моменту уже успел произвести 8 бронекорпусов, а завод №174 начал осуществлять сборку первых машин.

Эксплуатация САУ АТ-1

Одному из произведенных корпусов АТ-1 нашлось применение лишь 3 года спустя, во время советско-финской войны. В январе 1940 года по просьбе командиров и бойцов 35-й танковой бригады, которая вела боевые действия на Карельском перешейке, завод №174 принялся за работы по созданию «санитарного танка», который предназначался для эвакуации раненых с поля боя. Данная инициатива была одобрена начальником АБТУ РККА Д. Павловым. В качестве базы для создания машины был использован один из имеющихся на заводе корпусов АТ-1, который на месте, без каких-либо чертежей, был переделан под эвакуацию раненых. Заводчане планировали подарить санитарный танк танкистам к празднику 23 февраля, но из-за задержек с изготовлением машина на фронт так и не попала. После окончания боевых действий санитарный танк Т-26 (так он именовался в заводских документах) был отправлен в Приволжский военный округ, о дальнейшей судьбе этой разработки ничего не известно.

АТ-1 в игровой и сувенирной индустрии

  • АТ-1 представлена в массовой многопользовательской онлайн-игре World of Tanks.
  • Масштабные копии АТ-1 выпускаются рядом фирм-производителей модельной продукции.

Подводя итог можно сказать, что АТ-1 являлся первой в СССР самоходной артиллерийской установкой.

Для того времени, когда военные все еще увлекались пулеметными танкетками или танками, вооруженными 37-мм пушками, САУ АТ-1 справедливо могла считаться очень мощным оружием.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: