Пикирующий бомбардировщик Ар-2, характеристика и особенности

Бомбардировщик Ар-2

Александр Александрович Архангельский стал выдающимся советским авиаконструктором. Он за всю свою жизнь создал множество проектов различных летательных аппаратов. Много усилий авиаконструктор потратил на совершенствование конструкции своего детища – скоростного бомбардировщика СБ, на основе которого и был создан самолет АР-2.

Рассмотрим более подробно пикирующий бомбардировщик Ар-2, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики, модификации и эксплуатацию.

История создания

Существовавшее при 22-м авиационном заводе КБ А. Архангельского на протяжении всей второй половины 30-х годов прошлого столетия вело доработку конструкции серийного бомбардировщика СБ.  В кабине штурмана в рамках этих работ планировалось достичь значений максимальной скорости не менее 500 км/ч при заметном усилении оборонительных способностей. Одним из решений такой проблемы стало создание нескольких модификаций с двигателями жидкостного охлаждения М-103 и М-104. При этом элементы крыльев и фюзеляжа самолета практически не изменялись.

Одним из требований военных в 30-е годы было обеспечение возможности бомбометания на модернизированной версии СБ с использованием пикирования.

В ходе ранних работ по разработке такой версии пикирующего бомбардировщика в КБ был создан специальный бомбодержатель ПБ3, позволявший безопасно выводить бомбы из отсека при пикировании.

Пикирующий бомбардировщик Ар-2

Устройство серийно устанавливалось на некоторые серии бомбардировщиков СБ.

Опыт войны в Испании показал, что советским серийным бомбардировщикам СБ не удавалось оказывать успешного сопротивления новым немецким истребителям «Мессершмитт Bf.109».

Конструкторы понимали, что резервы модернизации существующего фюзеляжа бомбардировщика СБ были практически исчерпаны.

С начала 1939 года основным направлением модернизации стало улучшение аэродинамических показателей самолета с использованием элементов фюзеляжа и крыла с измененной конфигурацией.

Такие доработки теоретически позволяли довести планку скорости как минимум до 600 км/ч.

К маю 1939 года был разработан и собран опытный ММН – Малая Модификация самолета «Н» (так в документации завода обозначался советский серийный бомбардировщик СБ). Самолет оснастили двумя двигателями жидкостного охлаждения М-105 с трехлопастными винтами ВИШ 22Е с изменяемым во время полета шагом.

Одними из главных отличий самолета стали уменьшенная площадь крыла, улучшенная аэродинамика, усиленное бомбардировочное и оборонительное вооружение, увеличенный на 230 литров запас топлива и введение дублирующего управления в кабине штурмана.

Доработки позволили увеличить показатели скорости до следующих значений:

  • на уровне земли до 405 км/час,
  • на высоте 4200 м до 458 км/час.

Такие параметры достигались при боевой нагрузке 500 кг, размещенной на внутренней подвеске. При нагрузке 1000 кг скоростные данные были немного ниже – 383 и 445 км/час соответственно. Но такие параметры не устроили командование ВВС, которое сочло, что на 1940 год необходим бомбардировщик со скоростью не менее 500 км/час. Параллельно существовал еще один экземпляр ММН, оснащенный более мощными двигателями М-104, но данных о его испытаниях не сохранилось.

Несмотря на неудачу, именно проект ММН стал важной ступенью к созданию будущего бомбардировщика АР 2.

При создании следующей модификации самолета конструкторы использовали крыло от ММН с размещенными внутри него радиаторами двигателей. Такая конструкция определила обозначение новой версии бомбардировщика – СБ РК (с Радиаторами в Крыле). Первый полет самолет с заводским номером №2/281 совершил в апреле 1940 года.

Благодаря улучшившейся аэродинамике бомбардировщик достиг скорости 492 км/час на высоте 4700 м. При этом пилотажные и взлетные свойства не отличались от стандартного бомбардировщика СБ.

Самолет сбоку

Активная стадия испытаний пришлась на май-август 1940 года. На позднем этапе испытательных полетов бомбардировщик оснастили подвижными решетками на крыльях и автоматом выхода из пике. Такие устройства были созданы с оглядкой на немецкие узлы, устанавливавшиеся на немецком пикирующем бомбардировщике Ю.88. Решетки использовались для торможения самолета при пикировании.

Полученные результаты испытаний были многообещающими, поэтому еще до их полного окончания 22-й авиазавод получил распоряжение изготовить три эталонных экземпляра бомбардировщика СБ РК. От самолетов требовалось развить скорость в горизонтальном полете не менее 490 км/час на высоте, соответствующей границе высотности двигателя, и иметь запас прочности конструкции, пригодный для пикирования.

Первый эталонный экземпляр начали испытывать позднее оговоренного срока – в октябре 1940 года. Этот самолет отличался целым рядом аэродинамических доработок. Передняя часть фюзеляжа получила оформление в виде обтекателя модели Ф-1, позаимствованной из проекта ММН. Стрелковая точка на верхней задней части фюзеляжа получила новый фонарь уменьшенного размера. Полеты выявили недостаточно эффективную работу системы охлаждения и невысокую продольную устойчивость самолета.

Эти недостатки устранили на третьем эталонном экземпляре бомбардировщика путем изменения формы канала радиаторов и переноса дополнительной аккумуляторной батареи в нос фюзеляжа.

Испытания завершились в январе 1941 года, но еще 9 декабря СБ РК получил официальное обозначение «пикирующий бомбардировщик АР Два» и был принят на вооружение. Самолету будет суждено продержаться в производстве всего несколько месяцев, за которые будет собрано от 185 до 200 экземпляров.

Особенности конструкции Ар-2

  • носовая часть от самолета ММН «Ф-1», которая демонстрирует на испытаниях хорошую аэродинамику;
  • моторы получили более качественные капоты;
  • обшивка между четвертым и восьмым шпангоутом сделана из балинитовой фанеры, которая была склеена с деревянными частями пять, шесть, семь шпангоута клеевым ВИМ;
  • моторы имеют лучшие капоты;
  • устанавливают подмоторные рамы более качественной конструкции;
  • использовали в построении машины водорадиаторы ребристо-трубчатого типа;
  • установлена более совершенная система подачи масла – по одному воздушно-масляному и водомасляному радиатору для каждого мотора;
  • установлены винты с изменяемым шагом ВИШ-22Е;
  • усовершенствовали масло-, бензобаки, емкость каждого составляет 330 л;
  • автомат для выхода из пикирования;
  • для лучшего прицеливания во время бомбометания без пикировки поставили прицелы ОПБ-1М и НКПБ-3;
  • под плоскостями на гидроуправлении устанавливают решетки;
  • для лучшей наводки бомб на цель при пикировании установили авиагоризонт, ПБП-1 и перегрузочный сигнализатор.

Конструкция бомбардировщика

Вооружение Ар-2

  • Бомбовая нагрузка – 1 тонна (1,5 тонны – максимальная). ФАБ-500 – до трех единиц или ФАБ-250 до четырех единиц в пикировке или двенадцать единиц до ста килограмм горизонтального бомбометания.
  • Пулемет ШКАС с механическим прицелом в шаровой установке на носу, расчет боеприпаса на пятьсот выстрелов.
  • Пулемет ШКАС с климматорным прицелом типа К-8Т в задней установке ТСС-1. Боеприпас – 1000 выстрелов.
  • Пулемет ШКАС с прицелом типа ОП-2Л. Боеприпас – шестьсот выстрелов.
  • Химическое оружие представлено двумя ВАП-500 (до 1 тыс. кг) выливного типа и двумя УХАП-500 (до 100 кг) универсального типа. Возможность использования любых смесей и веществ, стоящих на вооружении.

Технические характеристики Ар-2

Размах крыла, м   18.00
Длина, м   12.50
Высота, м   3.56
Площадь крыла, м2   48.20
Масса, кг
  пустого самолета   4516
  нормальная взлетная   6660
  максимальная взлетная   8150
Тип двигателя   2 ПД М-105Р
Мощность, л.с.   2 х 1100
Максимальная скорость , км/ч
  у земли   443
  на высоте   512
Крейсерская скорость , км/ч   475
Практическая дальность, км   1500
Скороподъемность, м/мин   765
Практический потолок, м   10500
Экипаж   3
Вооружение:   четыре 7.62-мм пулемета ШКАС
Бомбовая нагрузка до 1600 кг

Боевое применение Ар-2

Пикировщик находился на вооружении армейских смешанных авиационных дивизий ВВС РККА, например, 9-й смешанной авиационной дивизии.

Применялись в битве за Великие Луки. Один самолет, который был сбит вражеским зенитным огнем 25 июля 1941 года, был найден и поднят со дна озера поисковым клубом «Арьергард».

Летчик в кабине

Также применялся во время Воздушных сражений на Кубани 1943 года.

Мощности силовой установки вполне хватало для продолжения полета на одном двигателе, винт второго мотора при этом флюгировался.

Сохранившиеся экземпляры

По данным архивов на 01 июня 1941 года в составе различных полков находились 164 бомбардировщика АР 2 с двигателями М 105Р. Основная масса (147 машин, из них 3 – в нелетном состоянии) находилась в различных полках приграничных Военных округов, остальные – в Центральном округе и на плановом ремонте на 22-м заводе.

Почти все эти самолеты были потеряны в начальные месяцы войны – согласно данным штабов до конца 1941 года безвозвратные потери составили 95 бомбардировщиков. Официально самолет был снят с вооружения в 1944 году, но крайне сомнительно, что к этому времени в строю остался хотя бы один АР 2.

Самолет на стоянке

Долгое время считалось, что ни один экземпляр пикирующего бомбардировщика АР 2 не дошел до наших дней даже в виде обломков.

Но зимой 2009 года участники поискового клуба «Арьергард» обнаружили на дне озера Беззубовское в Псковской области обломки самолета. Все найденные детали были подняты на поверхность.

По серийным номерам было установлено, что этот бомбардировщик АР 2 был сбит зенитным огнем немцев 25 июля 1941 года в ходе боев за город Великие Луки. Штурман погиб при парашютировании, а летчик и стрелок спаслись и позднее вышли в расположение советских войск.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1310
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: