Пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький», подробный обзор

Самолет АНТ-20

Самолет АНТ-20 «Максим Горький» представляет собой советский пассажирский 8-моторный самолет. Он считается самым большим самолетом своего времени с сухопутным шасси и его модификации.

Самолет АНТ-20 «Максим Горький» был построен в Воронеже на авиационном заводе. Рассмотрим более подробно пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький», его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и модификации.

История создания

В октябре 1932 года в группе журналистов и писателей, возглавляемой М. Кольцовым, в день сорокалетнего юбилея литературной деятельности М. Горького появилась идея создания агитсамолета, который будет назван в честь талантливого писателя «Максим Горький». Сбором денег на постройку занимался Всесоюзный комитет. И в кратчайшие сроки удалось собрать около 6 млн рублей. В своем составе комитет организовал Технический совет, работавший под председательством Харламова, начальника ЦАГИ. Именно ему и выпала честь разработать лицо будущего самолета и составить технические требования с учетом назначений самолета АНТ-20.

В работах Технического совета участвовали следующие институты: ЦИАМ, ЦАГИ, полиграфической промышленности, Фотокиноинститут, научно-исследовательский институт ВВС и отдельные конструкторы, инженеры. В.Н. Беляев отвечал за расчеты прочности, Б.М. Кондорский, А.А. Архангельский, В.М. Петляков − общие виды, Б.А. Саукке − главный инженер, А.А. Енгибарян, Е.И. Погосский  − оборудование, Н.С. Некрасов и др. Руководил всем рабочим процессом А.Н. Туполев. Для контролирования постройки и передачи заказов на разное оборудование была сформирована Строительная комиссия, которую возглавила А.Н. Горянова. Эта комиссия 10 марта 1933 года заключила договор с ЦАГИ на постройку АН-20 «Максим Горький».

А.Н. Туполев к 1931 году успешно запустил бомбардировщик ТБ-3 в массовое производство, занимался последующей разработкой сверхтяжелых гигантов. Был разработан эксклюзивный проект пассажирского бомбардировщика ТБ-4, который был назван АНТ-20.

Пассажирский самолет АНТ-20 «Максим Горький»

В 1933 году рассмотрели эскизный проект АНТ-20, в котором предусматривалась возможность применения самолета в качестве транспортного, пассажирского, агитационного, бомбовоза. Он мог выступать передвижным штабом для политических структур власти и высших военных.

АНТ-20 отличается от АНТ-16 (ТБ-4) только размерами и грузоподъемностью. Он должен был нести на 1,5 т большую нагрузку и использоваться с небольших аэродромов. При его взлете длина разбега должна составлять 300-400 м. В результате было создано новое крыло, имевшее удлинение и площадь, отличающиеся от крыла ТБ-4. Практически вся поверхность была гофрированной. Что касается силовой установки, то она состояла из 8 двигателей М-34ФРН (каждый по 900 л.с.). Деревянные винты диаметром в 4 м. Вначале планировалось установить 6 двигателей, однако их мощности не хватало. Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивало эксплуатацию в любое время суток, в том числе позволяло выполнять посадки на неподготовленной местности. К средствам агитации, находящимся на борту, относятся громкоговорящая радиоустановка, радиопередатчики, фотолаборатория, киноустановка, библиотека, типография и другие.

На АНТ-20 впервые в отечественной практике использовалась система электроснабжения переменного тока 50 Гц, 120 В. Бортовая электростанция представлена двумя бензиновыми двигателями и четырьмя генераторами.

В 1934 году на самолете были установлены 2 мировых рекорда: подняты грузы 10 тыс. и 15 тыс. кг на высоту в 5 тыс. метров.

18 мая 1935 г. на центральном аэродроме России проходил демонстрационный полет, по окончании которого АНТ-20 должен был быть передан в агитэскадрилью им. Горького. В нем участвовали два самолета: истребитель И-5, двухместный Р-5. На истребителе Благин начал выполнять сложные трюки вблизи от АНТ-20. Пытаясь выполнить вокруг гиганта мертвую петлю, самолет завис в верхней точке и рухнул прямо на АНТ-20. Через несколько секунд раздался страшный звук, и самолет упад на дачный поселок Сокол. Число погибших – 49 человек, среди которых Благин, 37 пассажиров – работники ЦАГИ, а также их родственники (6 детей) и 11 членов экипажа.

Особенности конструкции АНТ-20

АНТ-20 отличался от ТБ-4 (АНТ-16) только размерами и должен был нести на 1500 кг большую полезную нагрузку, а также эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов. Длина разбега при взлете должна была составлять всего 300—400 м (вместо 800 м у ТБ-4). В связи с этим было спроектировано новое крыло, имевшее бо́льшие площадь и удлинение, чем крыло ТБ-4. Почти вся поверхность была гофрирована.

Нос самолета

Силовая установка состояла из восьми двигателей М-34ФРН по 900 л. с. каждый (общая мощность 7200 л. с.). Шесть двигателей располагались на двух консолях крыла, два — в тандемной установке над фюзеляжем. Винты деревянные, диаметром 4 м. Изначально предполагалось установить шесть двигателей, но их мощности оказалось недостаточно.

Площадь внутренних помещений — 100 кв. м., где могли разместиться до 70 пассажиров. В крыльях расположены двухъярусные кровати для отдыха. Самолет оборудован лестницей, которая, сворачиваясь, становилась частью пола. Размеры самолета позволяли разместить пассажиров не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла. В крыле были сделаны проходы для доступа к двигателям в случае необходимости устранения неисправностей. Посадка в самолет производилась через встроенный трап в нижней части фюзеляжа.

Особое внимание уделялось интерьеру и комфорту на борту. В салоне были установлены просторные кресла, на полу лежали ковры, иллюминаторы были закрыты занавесками, а перед креслами установили столики с настольными лампами. Также имелись спальные каюты, библиотека, багажное отделение, умывальники, туалеты и буфет с холодными и горячими закусками.

Стабилизатор перекладной, изменение угла осуществлялось через мощный привод работающий от электромоторов.

Самолет в разрезе

Впервые для тяжелого самолета применена электродистанционная система управления. Пилотажно-навигационное оборудование самолета обеспечивало его эксплуатацию днем и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности. Имелся автопилот. На борту находились разнообразные средства агитации, в том числе громкоговорящая радиоустановка «Голос с неба», радиопередатчики, киноустановка, фотолаборатория, типография, библиотека и др. Самолет был оснащен пневматической почтой, позволяющей экипажу обмениваться записками между собой и с журналистами-агитаторами, находящимися на борту.

На самолете впервые в отечественной (и, возможно, мировой) практике применена система электроснабжения переменного тока 120 В, 50 Гц. Бортовая электростанция состоит из двух бензиновых двигателей (каждый с номинальной частотой вращения 3000 об./мин) и четырех генераторов — двух генераторов постоянного напряжения 27 В мощностью 3 кВт и 5,8 кВт; двух генераторов переменного тока мощностью 3 и 5,5 кВт.

При необходимости самолет мог быть разобран и транспортирован железной дорогой.

Технические характеристики АНТ-20

Модификация   АНТ-20бис
Размах крыла, м   63.00
Длина самолета, м   34.10
Высота самолета, м   12.80
Площадь крыла,м2   486.00
Масса, кг
  пустого самолета   31200
  максимальная взлетная   44000
  топлива   5830
Тип двигателя   6 ПД М-34ФРНВ
Мощность, л.с.   6 х 1000(1200)
Максимальная скорость, км/ч   235
Крейсерская скорость, км/ч   206
Практическая дальность, км   1300
Практический потолок, м   5500
Экипаж, чел   5
Полезная нагрузка:   до 64 пассажиров

Модификации АНТ-20

Вскоре после катастрофы конструкторы занялись разработкой модификаций, чтобы вновь воссоздать гиганта. Первым самолетом стал АНТ-20бис, который также назывался ПС-124. Машина получила шесть двигателей М-34ФРНВ мощностью 1200 л. с. без двух установок над фюзеляжем. Важным отличием самолета стала возможность перемещения до 72 человек, включая экипаж.

Огромный самолет

В 1940-1941 годах АНТ-20 бис выполнил несколько пассажирских перевозок, а с начала Великой Отечественной войны стал транспортировать различный груз в тылу. В конце 1942 года он разбился над Ташкентом, при аварии погибли 36 человек. Предполагалось выпустить 18 самолетов, но серийное производство было отменено.

Второй модификацией стала модель МГ, предназначенная для военных нужд. Она должна была выполнять функции десантной машины и бомбардировщика. На борту планировалось установить две крупнокалиберных пушки и до десяти пулеметов разного типа. Проект остался нереализованным и вскоре был закрыт. Также рассматривались варианты создания АНТ-26 и АНТ-28, но они тоже были отменены.

Катастрофа и ее причины

18 мая 1935 года АНТ-20 должен был провести демонстрационный полет, показав себя массовой публике. После этого его планировалось отправить в агитационную эскадрилью имени Горького, но все пошло не по плану. Произвести полет доверили опытному пилоту Михееву, разрешив взять на борт всех, кто участвовал в разработке самолета.

Сопровождать машину должны были два истребителя Р-5 и И-5 под управлением Рыбушкина и Благина. Первый отвечал за выполнение киносъемки, а задача второго заключалась в полете рядом с АНТ-20 для демонстрации разницы габаритов между самолетами.

Вскоре после взлета ситуация стала критической. Летчик Благин решил выполнить фигуры высшего пилотажа, не приняв во внимание опасную близость к АНТ-20. Когда он попытался показать мертвую петлю, его истребитель потерял скорость и резко пошел вниз. Непосредственная близость между самолетами исключила возможность уйти от столкновения.

Уже через несколько секунд И-5 врезался в средний двигатель АНТ-20, выбив его с крепежей, и застрял на этом месте. После у гигантского самолета отпала хвостовая часть, он завалился на одно крыло и стал падать, разваливаясь на кусочки.

Через несколько секунд АНТ-20 упал на землю в п. Сокол и взорвался. В результате катастрофы погибло 49 человек, среди которых были сотрудники авиационного комитета со своими семьями и детьми.

На аэродроме

После катастрофы появилось много неоднозначных версий произошедшего. Некоторые люди были уверены, что «Максим Горький» был уничтожен Благиным намеренно для демонстрации антикоммунистического настроя. По официальной версии, летчик истребителя самостоятельно принял решение о выполнении таких действий и не справился с управлением. Поэтому он был признан виновным в катастрофе.

Существует версия, что за час до вылета с пилотами сопровождения говорили представители госструктур и потребовали изменить сценарий полета для показа высшего пилотажа и проведения агитации. Такой вариант подтверждается тем, что двое сотрудников из кинофабрики военно-учебного кино были осуждены после катастрофы.

Разработка АНТ-20 за столь короткий срок стала настоящим достижением для советских конструкторов. Самолет мог бы отлично выполнять свои задачи по агитации и пассажирским или транспортным перевозкам, а также использоваться отдельными военными формированиями. Несмотря на это, произошедшие катастрофы и быстрое падение актуальности машины сыграли свою роль и перечеркнули его будущее.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: