Казанский вертолет «Ансат», подробный обзор

Вертолет «Ансат»

Завод по производству вертолетов в Казани является старейшим предприятием данного профиля в России. С 50-х годов здесь было освоено производство таких машин, как Ми-1 и Ми-4. Но продолжительное время в Казани осуществляли только сборку летательных аппаратов, разработанных в конструкторских бюро Миля и Камова.

Ситуация изменилась в 90-е годы. После распада СССР Казанский завод, ставший акционерным обществом, решил самостоятельно разрабатывать новые машины и продвигать их на международный рынок. Уже в 1993 году заводом был представлен проект вертолета «Ансат», что в переводе с татарского означает – «простой».

Рассмотрим подробно вертолет «Ансат», его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.

История разработки

После распада СССР возникла необходимость в создании легких многофункциональных вертолетов. В конце 90-х конструкторское бюро ПАО «Казанского вертолетного завода» («КВЗ») приступило к разработке одновинтового летательного аппарата с вертикальным взлетом и посадкой под названием «Ансат» («простой» в переводе с татарского).

В создании этого вертолета принимали участие такие конструкторы, как Карташев, Степанов, Двоеглазов.

Казанский вертолет «Ансат»

Пробная модель была собрана в мае 1997 и представлена на международном авиасалоне в Ле-Бурже. В 1999 был совершен первый 20-минутный полет, машину испытывал летчик Русецкий. Сертификация проходила поэтапно и завершилась в 2011-2013-2014. Сейчас летательные аппараты производят на «КВЗ», входящем в «Вертолеты России».

Описание вертолета «Ансат»

«Ансат» относится к легким моделям. Технические особенности позволяют использовать этот вертолет для разных целей.

«Ансат» сконструирован по традиционной компоновочной схеме (один несущий винт с 4 лопастями и рулевой винт на хвостовой балке). Фюзеляж – цельнометаллический. Кабина пилота снабжена большим лобовым стеклом с дворниками. Машина имеет 5 дверей (по бокам 4 – 2 для экипажа и 2 для пассажиров; в хвостовой части – 1 выход). Кабина пилота на два места отделена от пассажирской.

Пилотажно-навигационные приборы – аналоговые. Однако есть цифровое оборудование – на дисплей выводится информация о параметрах двигателя, аварийные уведомления. Аппаратная часть включает бортовую ИС, навигационные приборы, радиооборудование, систему предупреждения и индикаторы. Ручка – циклического шага. Возможно пилотирование как в автоматическом, так и в ручном режиме. На верхней панели – кнопки с русскими надписями.

Вертолет в полете

Изначально летательный аппарат имел электродистанционную ЭДСУ. Сейчас у машины другие характеристики и гидромеханическая система управления.

Современный «Ансат» – это модель с двумя ТВ двигателями PW 207K Pratt & WhitneyCanada c FADEC и возможностью продолжения полета при отказавшем одном двигателе. Лопасти основного несущего винта (диаметром 11,5 метра) сделаны из стеклопластика и имеют бесшарнирное крепление. На хвостовой балке – двойное вертикальное оперение. Шасси – трехколесное или полозковое.

Технические характеристики вертолета «Ансат»

Летно-технические особенности машины «Ансат»:

  • 1-2 человека (экипаж);
  • 5-7 пассажиров;
  • 1235-1300 кг (грузоподъемность);
  • 13,5 / 3,5 метра (длина / высота вертолета);
  • 6,9 м (фюзеляж без хвоста);
  • 2365 кг (вес пустого);
  • 3300 / 3600 кг (нормальная / максимальная взлетная масса);
  • 530 кг (топливо);
  • 300 л/ч (расход топлива);
  • 2 х ТВД Pratt & Whitney PW-207K (двигатель);
  • 2 х 630 л. с. (мощность);
  • 3,5 / 1,68 / 1,3 метра (длина / ширина / высота грузовой кабины);
  • 8 куб. метров (объем пассажирского отсека);
  • 250 / 275 км/ч (крейсерская / максимальная скорость);
  • 14 м/с (скороподъемность);
  • 460-505 / 525-645-680 км (практическая / максимальная полетная дальность);
  • 2530 / 3500 м (статический / динамический потолок);
  • 2 ч 52 мин (максимальная продолжительность полета);
  • от -45 до +50 °C (температура эксплуатации).

Модификации

Просторная грузовая кабина «Ансата» позволяет получить варианты различного назначения за счет простого переоборудования. В первую очередь вертолет задуман, как грузовой или пассажирский. Вариант с салоном повышенной комфортности может использоваться для административных перевозок. Сертификацию прошли аварийно-спасательный и санитарный вертолет.

Для обучения в ВВС разработали учебный вариант «Ансат-У», отличающийся системой управления с четырехкратным дублированием и неубирающимся колесным шасси.

Эксплуатация вертолета «Ансат»

Эта модификация может не только применяться по тренировочному назначению – такая особенность, как возможность быстрого дооснащения, сохранена.

В 2005 году на авиасалоне была представлена оригинальная боевая модификация «Ансат 2РЦ», внешне похожая на американскую «Кобру» и отличающаяся от базового варианта, как «Кобра» отличалась от «Ирокеза». Штурмовой «Ансат» получил двухместную кабину типа «тандем», вооружен 12,7 мм пулеметом «Корд» и блоками неуправляемых ракет.

Кроме этого, освоен выпуск «упрощенной» модификации, оснащенной традиционной гидромеханической системой управления вместо электродистанционной.

Эксплуатация вертолета «Ансат»

Вскоре после начала серийного производства «Ансат» оказался одной из самых востребованных машин КВЗ. Российские ВВС к 2018 году получили более 40 учебных машин «Ансат-У», а среди гражданских покупателей особенный интерес вызвал медицинский вариант вертолета.

Медицинский вариант вертолета

Первые санитарные «Ансаты» получило татарское министерство здравоохранения. Затем новую машину освоили в Костроме.

Сообщалось, что благодаря новым медицинским «Ансатам» удалось повысить количество вылетов.

Казанской «вертушкой» заинтересовались и за рубежом – в 2018 году был заключен контракт на поставки в Китай.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1309
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: