Многоцелевой самолет Ан-72 является рекордсменом среди транспортных самолетов по высоте полета. Данная машина стоит на вооружения России уже более 40-ка лет, и на сегодняшний день ему пока нет равных в небе, по объему выполняемых задач. После распада СССР, оценив по достоинству КПД самолета, многие страны СНГ до сих пор бережно обслуживают машины, оставшихся в распоряжении армии.
Транспортный самолет появился в 80-е годы прошлого века и сразу же составил достойную конкуренцию иностранным аналогам КБ Боинг.
Самолет Ан-72 прозвали «Чебурашкой» в честь персонажа советского мультфильма, жившего в телефонной будке.
История создания
В 1956 году Военно-транспортная авиация (ВТА) получила статус отдельного рода войск ВВС. В этом же году командующим ВТА были сформулированы и характеристики, которыми должен был обладать самолет, отвечающий требованиям стандартов тех времен. Взлет и посадка должны были осуществляться, в том числе и с грунта, с площадок ограниченных размеров.
Летать самолет должен был в сложных метеоусловиях, как днем, так и ночью. Самолет должен был иметь грузовую кабину, оборудованную лебедкой и грузоподъемником, широкий люк в хвостовой части и загрузочный трап. Высоко расположенное крыло стало характерной отличительной чертой бортов ВТА.
В начале 70х годов высшие чины соединений ВВС стали понимать, что служивший верой и правдой АН-26 уже не справляется с объемом растущих задач тех времен.Этот машина являлась, по сути, небольшой модификацией поступившего на вооружение СССР турбовинтового АН-24 в 1959 году.
Вскоре объединенному конструкторскому бюро имени Олега Антонова пришла идея смоделировать самолет, который станет достойным сменщиком АН-26.
Работа в КБ закипела в конце 1970 года, после того как их первоначальные разработки были одобрены командующими ВВС. А чуть позднее ВВС убедили Генерального Секретаря ЦК КПСС и Совмин СССР подписать указ о выделении из бюджета страны довольно больших денег на создание. АН-72 должен был получиться мобильным воздушным судном, пригодным для широкого спектра задач. Он должен быть годным и для перевозки личного состава и техники, выброски грузов и снабжения, при этом приземляться и взлетать с малопригодных площадок и иметь высокие показатели грузоподъемности.
АН-72 в КБ окрестили кодовым названием «самолет 200» и назначили ведущим одного из перспективных конструкторов того времени — Орлова Я. Г. Он довольно четко очертил границы направлений сборки воздушного. Опираясь на требования штаба ВВС, за основу (для получения от образца максимального КПД) было взято применение эффекта Коанда.
Установили турбореактивные двигатели. Румынский ученый Анри Коанд выявил закономерность движения струи из сопла еще в 1932 году. В авиации учитывается атмосферное давление и разница в плотностях струй естественных воздушных потоков и струи исходящей из сопла турбореактивного двигателя. За счет выбора оптимальных режимов работы, в сравнении с турбовинтовыми образцами, в разы подскакивала не только подъемная сила, но и положение «самолета 200» становилось гораздо устойчивее. Это отлично продемонстрировали первые испытания моделей АН-72 в аэродинамических трубах.
Особенности конструкции Ан-72
- Спроектирован с установкой двигателей над крылом, чтобы использовать эффект Коанда – роста подъемной силы при помощи «прилипания» выхлопной струи к крылу. Выделяется высокомеханизированным крылом с трапециевидными консолями и прямым центропланом. Оснащен эффективным реверсом ковшового типа, мощным шасси с независимыми подвесками основных стоек и грузолюком с рампой.
- Конструкция Ан-72 цельнометаллическая, широко применяются композиционные материалы. Фюзеляж герметичный, типа полумонокок, круглого сечения. Крыло большого удлинения, стреловидное, трапецевидное в плане. Крыло механизировано при помощи интерцепторов, предкрылков, трехщелевых консольных и двухщелевых центропланных закрылков. Предкрылком оборудовали и стабилизатор. Газовыми струями двигателей обдуваются внутренние секции закрылков.
- Шасси пятиопорное, убирающееся (4 основных и 1 носовая стойка). Силовая установка включает ВСУ ТА-12 и 2 ТРДД Д-36. В хвостовой части фюзеляжа имеется большой грузовой люк, он закрывается рампой, которая может сдвигаться под днище или опускаться на землю. Грузовая кабина оснащается швартовочными устройствами, кран-балкой, откидными сиденьями для размещения вдоль бортов десантников.
Технические характеристики Ан-72
Самолет Ан-72 имеет следующие технические характеристики:
- Двигатели – Д-36.
- Взлетная тяга составляет 2х6500 кгс.
- Размах крыла составляет 31,89 м.
- Длина составляет 28,068 м.
- Высота составляет 8,65 м.
- Площадь крыла составляет 102 м2.
- Габаритная длина (без рампы) грузовой кабины составляет 10,50 м.
- Габаритная ширина (по полу) грузовой кабины составляет 2,15 м.
- Габаритная высота грузовой кабины составляет 2,20 м.
- Масса пустого самолета составляет 19,05 т.
- Масса взлетная нормальная составляет 27,5 т.
- Масса взлетная максимальная составляет 34,5 т.
- Запас топлива составляет 12950 кг.
- Максимальная масса коммерческой нагрузки составляет 7500 кг.
- Максимальная скорость составляет 720 км/ч.
- Крейсерская скорость составляет 550-600 км/ч.
- Дальность полета с максимальной нагрузкой составляет 1000 км.
- Перегоночная дальность полета составляет 4300 км.
- Практический потолок составляет 10100 м.
- Длина разбега составляет 620 м.
- Длина пробега составляет 420 м.
- Экипаж составляет 3 человека.
Вооружение:
- Стрелково-пушечное: 23-мм пушка ГШ-23Л в контейнере УПК-2-23
- Точки подвески: 2
- Неуправляемые ракеты: блоки УБ-32М на подвеске
- Бомбы: до 100 кг на подвеске
Модификации Ан-72
Модификации семейства самолетов Ан-72 | ||
Тип | Описание | Единиц построено |
Ан-71 | Самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). | 3 |
Ан-72 (по заводским документам — 72.04) |
Транспортный самолет. | ~ 35 |
Ан-72 (по заводским документам — 72.10) |
Пассажирский самолет в варианте «салон». | ~ 60 |
Ан-72-100 | Транспортный самолет, сертифицированный по международным нормам. | |
Ан-72-100Д | Пассажирский самолет в варианте «салон», сертифицированный по международным нормам. Переоборудовались серийные машины. | 3 |
Ан-72А «Арктический» | Переделанный опытный Ан-72, в дальнейшем получивший развитие как Ан-74. | 1 |
Ан-72АТ | Модификация для перевозки стандартных авиационных контейнеров. | |
Ан-72В | Транспортный самолет. Экспортная модификация, разработанная по заказу ВВС Перу. | 1 |
Ан-72П | Первый полет выполнен 29 ноября 1984 года. Самолет для несения патрульной службы в прилегающей к побережью 200-мильной морской зоне Прицельно-навигационное и пилотажное оборудование обеспечивает автоматическое самолетовождение на всех этапах полета, вывод самолета в заданную точку, аппаратурный поиск, определение координат надводных судов, их скоростей и курсов движения. Для пресечения действий судов-нарушителей Ан-72П вооружен пушкой ГШ-23Л с 250 снарядами, двумя блоками неуправляемых ракет и четырьмя бомбами калибром 100 кг. Фотооборудование, установленное на самолете, обеспечивает аэрофотосъемку целей в дневное время и с помощью осветительных патронов СФП-2А — в ночное время. Также именовался Ан-76. | 18 |
Ан-72ПС | Поисково-спасательный самолет. | 1 |
Ан-72Р («изделие 88») | Самолет радиоэлектронной разведки. Разрабатывался как аналог Boeing E-8A J-Stars. Предназначался для радиолокационной разведки и обнаружения на большом расстоянии наземных целей и наведения на них наземных и воздушных средств поражения. (АиВ № 3/2008). Переоборудовались серийные машины. | 4 |
Ан-72С | Административный самолет. | |
Ан-74 | Многоцелевой самолет. Создавался для применения в условиях Крайнего Севера, имеются модификации как гражданские, так и военные (патрульные и военно-транспортные). | 81 |
Палубный вариант Ан-72 | Проектные работы велись в 1982-83 гг. Для базирования на авианесущем корабле машина имела складывающееся крыло. Взлет должен был выполнятся с использованием трамплина, а посадка аэрофинишера. Для взлета предполагалось оснастить самолет 1-2_мя разгонными двигателями в хвостовой части и двумя пороховыми ускорителями. Проект не был реализован. |
След в истории
«Чебурашке-угольщику» принадлежат два мировых рекорда. В 1983 году максимальной высота полета составила 13 410 м для самолетов данной категории. А спустя 2 года был установлен скоростной рекорд на 2000 километровом отрезке пути (681,8 км/ч).
Этот самолет тепло приняли летчики, как гражданской, так и военной авиации. Воздушным судном легко управлять, его системы и агрегаты работают бесперебойно и надежно, как швейцарские часы.
Ан-72 активно используют в различных родах авиаций иностранных государств, несмотря на то, что самолеты, выпущенные с заводских конвейеров больше 30 лет назад в скором времени выработают свой летный ресурс. Эти факты показывают нам, что наш «Чебурашка» — совсем не сказочный персонаж.