Ан-6 представляет собой версию высотного разведчика погоды. Он был разработан в конце 40-х годов прошлого века в ОКБ-153 им. Антонова на базе летательного аппарата Ан-2.
Самолет Ан-6 в плане аэродинамической компоновки представлен одномоторным расчалочным бипланом, который имеет дополнительную кабину в килевом основании. Рассмотрим более подробно высотный разведчик погоды Ан-6, его историю создания, особенности конструкции, летно-технические характеристики и эксплуатацию.
История создания
Метео-самолет Ан-6 — высотный биплан-разведчик на основе Ан-2, разработанный в сороковые года Конструкторским Бюро №153 им. Антонова. Олег Константинович, увлекавшийся с детства самолетами, создал конструкторскую школу, где спроектировал за всю жизнь больше полусотни планеров и 22 самолета.
Среди них были проекты, получившие мировое признание, а после международных выставок о стране говорили, что Советский Союз — лидер в авиации.
Военно-воздушным силам Советского Союза понадобился метео-самолет, который в состоянии проделать долгий путь, и при этом подняться на высоту десяти километров.
Антонов Ан-6 (Aн-23A) был создан в 1948 году Олегом Антоновым на основе Ан-2. Разница между ними была лишь наличием кабины для метеоролога у киля. Первый свой испытательный полет Ан-6 прошел в марте 1948 г. в Новосибирске. И метеоразведчик не оправдал ожиданий. Поднявшись на 8 000 метров, и после ряда иных испытаний, решили, что двигатель AШ-62ИP слишком слаб для таких высот и самолет не может выйти на нужные показатели. Осенью того же года самолет повредился при грубой посадке из-за разрыва тяги в двигателе.
Через пару лет Конструкторское Бюро с новыми силами и идеями взялись за высокополетный метеорологический зондировщик, установив на него ТК-19 с турбокомпрессором, разработанный научным сотрудником ЦИАМ С.А. Трескиным. Новый Ан-6 (Ан-23А) мог подняться на высоту 9,5 км и обладал мощью 850 л. с., что позволило ему через год пройти все государственные испытания и удачно запуститься в серийном производстве.
Биплан серийно строили два года до 1958 года, и он имел несколько модификаций. После 58-го года Ан-6 вытеснили современные, более продвинутые метеоразведчики, собственно, последних в скором времени сменили спутники.
В начале лета 1954 г. был установлен рекорд этого самолета — он поднялся на высоту 11 248 метров. И в этом классе самолетов рекорд до сих пор не побит.
Самолет был создан не только для высотных наблюдений за погодными условиями, но и для перевозки пассажиров в горах, когда с него снимали кинокамеры и прочую аппаратуру.
Аэродинамическая схема Ан-6
- Одномоторный расчалочный биплан с дополнительной кабиной в основании киля.
Серийный выпуск Ан-6
Интересен тот факт, что работы по разработке и доведения до серийного выпуска машины АН-6 ввелись конструкторами параллельно с совершенствованием базового АН-2.
Самолет АН-2 основного предназначения использовался, как правило, для пассажирских, грузовых перевозок и на службе в армии.
После проведения тестовых испытаний на машину АН-6 стали устанавливать новую силовую установку с турбокомпрессором (ТК19), Двигатель остался тот же, но установка двух турбокомпрессоров ТК-19 дала желаемую мощность в 1000 л.с.
Заменили и винт на В-513-Д-13. Это дало свои результаты: 9 июня 1954-го года В. А. Калинин и Б. И. Баклайкин на Ан-6 установили мировой рекорд высоты — 11 248 м. Серийное производство модели протекало в период с 1956 по 1958 годы.
Высокое значение АН-6 связано не только с необходимостью точного предсказания погодных условий. Освоение Арктики требовало разведки ледовой обстановки на просторах северного ледовитого океана.
Наряду с основной работой в метеорологических службах, машина получила еще и путевку в другие сферы. Ее использовали для работы по доставке грузов в высокогорные районы, в том числе и в армейских подразделениях.
Возможность посадки на небольших участках высокогорья обусловлена коротким выбегом при посадке – всего 105 м. Для разгона и взлета требовалось не более 125 м.
В десантном варианте на борту погодного разведчика размещалось до 10 человек в полном снаряжении.
Технические характеристики Ан-6
Модификация | Ан-6 |
Размах крыла, м | 18.18 |
Длина самолета,м | 12.73 |
Высота самолета,м | 4.68 |
Площадь крыла,м2 | 43.60 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 3640 |
максимальная взлетная | 5250 |
Тип двигателя | 1 ПД Швецова АШ-62ИР |
Мощность, л.с. | 1 х 1000 |
Максимальная скорость, км/ч | 280 |
Крейсерская скорость, км/ч | 185 |
Практическая дальность действия, км | 1600 |
Практический потолок, м | 10000 |
Экипаж, чел | 2 |