Советский самолет Ан-30, подробный обзор

Самолет Ан-30

Самолет Ан-30 представляет собой аппарат, предназначенный для аэрофотосъемки и наблюдения за местностью. В НАТО его прозвали «Лязг», а среди пилотов самолет часто называют «Настя».

Советский самолет Ан-30 создан на основе пассажирского Ан-24, только прошедшего ряд глубоких модификаций. Его могут использовать и военные как разведчик. Рассмотрим более подробно самолет Ан-30, его историю создания, особенности конструкции, технические характеристики и эксплуатацию.

История создания

Разработка самолета Ан-30 началась в середине 1964 года по приказу правительства, в роли заказчика выступало ГУ ГВФ СССР. Перед конструкторским бюро имени Антонова стояла задача по проработке проекта новой машины для проведения аэрофотосъемки на базе устаревшего Ан-24, который использовался в аналогичных целях.

Изначально предполагалось, что будут созданы две вариации самолета: гражданская и военная. Позднее от этой идеи отказались, решив выпустить базовые модификации 30А и 30Б, которые различаются набором фотографического оборудования и наличием дополнительной аппаратуры.

Советский самолет Ан-30

Разработка велась в быстром темпе. Уже к 1965 году ОКБ представило на оценку эскизный проект с готовым макетом, названный Ан-24ФК. Согласно документам, главным отличием новой машины от старого Ан-24 должна была стать переработанная носовая часть.

Она расширилась и получила застекленную кабину штурмана, при этом лишившись установленной там ранее радиолокационной системы. Кабина пилотов была смещена немного выше, появился обтекатель под фюзеляжем. В самолете также монтировались дополнительные баки с топливом, позволяющие увеличить длительность нахождения Ан-30 в воздухе.

В начале 1967 года конструкторы представили первый прототип вариации 30А, изготовленный на таганрогском заводе. Уже в августе самолет взлетел и выполнил короткий полет. Всего на нем было совершено более 30 тестовых вылетов. К 1968 году было проведено тестирование модели 30Б, которая поднялась в воздух 13 раз. Заводские испытания завершились к июлю, после чего самолет передали на государственную проверку. В феврале 1970 года Ан-30 вариации 30А начали тестировать эксперты из ГосНИИ ГА.

Результаты испытаний были неоднозначными. Самолет положительно отметили, подтвердив его большие преимущества над предыдущими моделями этого класса. Была дана также высокая оценка установленному оборудованию и возможностям, касающимся проведения аэрофотосъемки. Однако у Ан-30 был выявлен серьезный недостаток. Он заключался в нехватке топлива.

По мнению экспертов, его можно было увеличить на 10–20%. Также возникли мелкие замечания, касающиеся приборов и рабочих мест экипажа. Тем не менее самолет порекомендовали к серийному производству с последующим выполнением аэрофотосъемок малых и средних масштабов для гражданских или военных целей.

Вид сбоку

В 1971 году конструкторское бюро начало выпуск первых массовых образцов. Для производства был выбран авиационный завод в Киеве. Всего с конвейера сошло 124 самолета, причем часть из них были предназначены на экспорт. На международных выставках Ан-30 впервые представили в 1975 году в Париже. Позднее конструкторы проработали несколько модификаций, расширяющих возможности самолета.

Особенности конструкции самолета Ан-30

Машина спроектирована по схеме свободнонесущего моноплана, на котором высоко расположены крылья. Оперение имело вертикальную схему строения с использованием гребней под корпусом. Набор аппаратуры для фотосъемки и расположение членов экипажа были разработаны в двух вариантах: для военного и для гражданского использования. Наиболее значительные изменения коснулись носового отсека до 11 шпангоута.

Средний отсек машины ранее предназначался для пассажиров в Ан-24, а у самолета Ан-30 здесь были расположены пять люков для фотоаппаратуры. Стекла люков имели систему обогрева, что предотвращало их обмерзание в полете. Крышки люков открывались с помощью электропривода. В данном отсеке машины оборудована специальная комната для проявления снимков. Для отдыха экипажа предусмотрены откидные койки и шкаф для хранения вещей.

Нос самолета

Крылья расположены высоко и имеют трапециевидную форму. Сама конструкция крыла представлена центропланом и четырьмя консолями. На средней части крыла установлены закрылки щелевидного типа, а на консолях − две секции элеронов. Они оснащены сервокомпенсатором и дополнительными триммерами. Оперение хвоста выполнено в свободнонесущей схеме и имеет один киль, изготовленный из металла.

Шасси самолета Ан-30 состоит из трех убираемых стоек, на которые установлены пневматики с низким давлением. Задние стойки убираются в специальные ниши под моторами, а передняя стойка − в нишу под кабиной пилотов.

Силовая установка разведчика Ан-30 состоит из двух турбовинтовых двигателей типа АИ-24, которые обеспечивают самолет мощностью при взлете в 2,5 тысяч лошадиных сил. Моторы закреплены в гондолах центроплана. Они приводят в действие четырехлопастные винты флюгируемого типа, которые обозначаются как АВ-72. Пуск двигателей осуществляет автономный турбогенератор марки ТГ-16.

На данной машине установлены две топливные системы, которые являются идентичными по своей конструкции. Для каждого двигателя установлен отдельный топливный бак в крыле. Кроме того, существует еще один бак в центроплане, в который можно заправить одну тысячу литров топлива. Все баки имеют мягкое строение. При сбоях одной из топливных систем их можно соединить в одно целое с помощью крана кольцевания.

Электрической энергией машину обеспечивают два генератора, установленные на двигателях. При обслуживании самолета на земле имеется турбогенератор типа ТГ-16. На аварийные ситуации на борту Ан-30 установлены два аккумулятора класса 12САМ. На машине также есть система, которая предотвращает обледенение корпуса с помощью теплого воздуха. Кабина пилотов имеет кислородную систему, которая рассчитана на 7 членов экипажа. Гидравлическая система обеспечивает работу шасси, поворот закрылков, стеклоочистители. Кроме того, она может произвести аварийную остановку двигателей. Вся гидравлическая система состоит из двух частей, которые работают от гидронасосов и приводятся в действие приводом от электрического двигателя.

Вид сверху

На данный момент машину Ан-30 продолжают активно эксплуатировать для съемки местности и при разведывательных операциях в странах СНГ. Некоторые аппараты Ан-30 переоборудуют под грузовой или пассажирский самолет на 20 кресел.

Технические характеристики Ан-30

Модификация   Ан-30А
Размах крыла, м   29.20
Длина самолета,м   24.26
Высота самолета,м   8.32
Площадь крыла,м2   72.46
Масса, кг
  пустого самолета   15590
  нормальная взлетная   20300
  максимальная взлетная   23000
  топлива   4820
Тип двигателя   2 ТВД Прогресс АИ-24ВТ + 1 ТРД Союз РУ-19А-300
Мощность, л.с.   2 х 2817 + 1х7.65 кН
Максимальная скорость, км/ч   540
Крейсерская скорость, км/ч   476
Практическая дальность, км   2600
Продолжительность полета, ч   6.6
Практический потолок, м   8000
Экипаж, чел   7

Модификации

Название модели Краткие характеристики, отличия
Ан-24ФК Прототип. Первый полет 21 августа 1967 года.
Ан-30А Гражданский фотокартограф. Изготовлено 66 самолетов.
Ан-30А-100 Пассажирский вариант.
Ан-30Б Военный фоторазведчик. На борту несет фотокамеры: 1 АФП-42/100, 3 АФА-54/50, 1 А-72. Изготовлено 26 самолетов.
Ан-30Д «Сибиряк» Дальний. Отличается дополнительными топливными баками и составом оборудования. Предназначен для ледовой разведки и поиска рыбных косяков
Ан-30М «Метеозащита» Модернизированный. Отличается РЛС «Гроза М-30» (установлена под кабиной штурмана). Основное предназначение самолета — искусственное вызывание осадков путем отстрела метеопатронов с гранулированным диоксидом углерода.
Ан-30РР Самолет радиационной разведки. Изготовлено 3 самолета.

Применение Ан-30

Самолеты активно использовались для аэрофотосъемки местности при составлении и обновлении географических карт, а также работали по заявкам, в интересах различных ведомств. В настоящее время самолеты Ан-30Б используются Россией, Украиной, Болгарией, Казахстаном и другими странами для наблюдательных полетов в рамках международного Договора по открытому небу.

В полете

Также, Ан-30 с демонтированным аэрофотосъемочным оборудованием используются как транспортные или, после установки дополнительных иллюминаторов, тепло-звукоизоляции и вибропоглощающего покрытия на фюзеляж, а также пассажирских кресел, системы кондиционирования и освещения в салоне, как пассажирские самолеты Ан-30А-100 на 20 мест.

Автор статьи
Виктор Геннадьевич
Отставной военный. Увлекается армейской тематикой, в частности историей сражений, развитием военной промышленности.
Написано статей
1131
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Армия Сегодня
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector